Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2021 г. N Ф07-10657/21 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А26-9113/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Нестерова С.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тюриной Д.Н.
при участии:
от истца (заявителя): Горущкина Д.А. по доверенности от 12.01.2021;
от ответчика (заинтересованного лица): Веретенникова Е.Н. по доверенности от 11.01.2021;
от 3-го лица: Иссар Т.А. по доверенности от 04.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9776/2021) (заявление) ООО "Стройгеопром"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2021 г. по делу N А26-9113/2020 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Стройгеопром"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску
3-е лицо: Антонов П.Ю.
о признании незаконным решения о государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгеопром" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о признании незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску (далее - ИФНС по г. Петрозаводску) о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ВИП-Партнер" (далее - ООО "ВИП-Партнер") в связи с его ликвидацией.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Антонов Павел Юрьевич.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований о признании незаконным решения ИФНС по г. Петрозаводску о государственной регистрации ООО "ВИП-Партнер" в связи с его ликвидацией.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на отсутствие законных оснований для отказа в признании незаконным решения ИФНС по г. Петрозаводску о государственной регистрации в ЕГРЮЛ ООО "ВИП-Партнер" в связи с ликвидацией.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что положения статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" об основаниях, по которым допускается отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, являются основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества - ошибочен. Судом не приняты во внимание доводы о том, что Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и ленинградской области от 17.06.2021 г. По делу N А56-89912/2019/сд.1/меры о принятии обеспечительных мер является обязательным для регистрирующего органа и подлежит немедленному исполнению им в силу положений статей 16, 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), а сами меры в виде запрета инспекции исключать ООО "ВИП-Партнер" из ЕГРЮЛ направлены на достижение судебной защиты прав и законных интересов заявителя, ООО "Стройгеопром". Так же заявитель полагает, что в рассматриваемом случае применению подлежит часть 1 статьи 96 АПК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в абзаце 1 пункта 15.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100.
В судебном заседании 17.05.2021 представители ИФНС по г. Петрозаводску и третьего лица Антонова П.Ю. поддержали решение суда первой инстанции в полном объеме, по доводам апелляционной жалобы возражают.
Представитель ООО "Стройгеопром" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Антонов П.Ю. является единственным участником ООО "ВИП-Партнер".
Антоновым П.Ю. 6 мая 2021 года принято решение N 1 о ликвидации ООО "ВИП-Партнер" назанчении Антонова П.Ю. ликвидатором.
Сообщение о ликвидации ООО "ВИП-Партнер" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", часть 1, N 21 (788) от 27 мая 2020/54 согласно которому:
- общество с ограниченной ответственностью "ВИП-Партнер" (ОГРН 1141001012624, ИНН 1001289450, КПП 100101001, место нахождения: 185003, г. Петрозаводск, ул. Калинина (Голиковка р-н), д. 61, оф. 88, тел.: 89095691763, e-mail: bonys2008@bk.ru) уведомляет о том, что единственным участником ООО "ВИП-Партнер" (Решение N 1 от 06.05.2020 года) принято решение о ликвидации ООО "ВИП-Партнер". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 185000, г. Петрозаводск, ул. Сегежская (Ключевая р-н), д. 6Б, кв. 6, тел.: 89110544444, e-mail: bonys2008@bk.ru.
Уведомление о ликвидации ООО "ВИП-Партнер" по форме Р15001 подано в налоговую инспекцию в электронной форме, о чем налоговой инспекцией внесена запись в ЕГРЮЛ от 14 мая 2020 года, ГРН 221000258842.
28 июля 2020 года ликвидатором ООО "ВИП-Партнер" составлен и утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем в ЕГРЮЛ 05 августа 2020 г. внесена запись ГРН 2201000297804.
05 августа 2020 года налоговой инспекцией было принято решение N 5044А о государственной регистрации ликвидации ООО "ВИП-Партнер", о чем внесена запись в ЕГРЮЛ N 2201000297815.
Полагая, что действия регистрирующего органа по внесению записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ нарушают права ООО "Стройгеопром", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации у налоговой инспекции не имелось в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, их перечень является исчерпывающим.
Так, в силу положений статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Как верно указал суд первой инстанции, ни одного основания, по которым налоговая инспекция должна была бы отказать ООО "ВИП-Партнер" в государственной регистрации, обществом не приведено.
Доводы, изложенные истцом в апелляционной жалобе, уже являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Арбитражным судом Республики Карелия установлено, что в рассматриваемом случае в регистрирующий орган уполномоченным лицом представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, подтверждается заявителями. В силу Закона именно заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.
Информация о недостоверности документов, представленных ликвидатором, письменных возражений от ООО "Стройгеопром" относительно предстоящей государственной регистрации ООО "ВИЛ -Партнер" в связи с его ликвидацией по форме N Р38001 в порядке п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а также сведений о требованиях кредиторов к ООО "ВИП-Партнер", заявленных в судебном порядке, в регистрирующий орган не поступало.
В частности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доказательств того, что в налоговую инспекцию направлено определение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 июня 2020 года (о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговой инспекции производить регистрационные действия, связанные с ликвидацией ООО "ВИП-Партнер", и вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации данного юридического лица), обществом не представлено.
Таким образом, выводы суда являются верными. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2021 по делу N А26-9113/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9113/2020
Истец: ООО "СТРОЙГЕОПРОМ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Третье лицо: Антонов Павел Юрьевич, ООО к/у "Стройгеопром" - Сохен Алексей Юрьевич, ООО Конкурсный управляющий "Стройгеопром" - Сохен Алексей Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8/2022
23.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9113/20
27.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10657/2021
20.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9776/2021
20.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9113/20