Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2021 г. N Ф09-5004/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А50-187/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Наш город": не явились;
от заинтересованного лица, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края: Погорелова Н.М., служебное удостоверение N 118, доверенность N 6 от 11.01.2021, диплом;
от третьего лица, Муниципального образования "Город Березники" в лице Администрации г. Березники: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Наш город",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 марта 2021 года по делу N А50-187/2021,
принятое судьей Седлеровой С.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш город" (ОГРН 112591100108, ИНН 5911067224)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939),
третье лицо: Муниципальное образование "Город Березники" в лице Администрации г. Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наш город" (далее - заявитель, общество) обратилось в Березниковский городской суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения от 08.06.2020 N 2020-05-113, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о внесении с 01.07.2020 в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Наш город", сведений о многоквартирных домах N 23 по проспекту Ленина, NN 24, 79, 81 по улице Мира, N N 75, 77 по улице Челюскинцев, N 117 по улице Юбилейной в городе Березники; обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества, исключить из реестра лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель, многоквартирные дома по указанным адресам.
Определением Березниковского городского суда Пермского края по делу N а-2828/2020 от 07.12.2020 заявление общества передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.03.2021 (резолютивная часть объявлена 02.03.2021) в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым по делу судебным актом не согласился, обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938пр (далее - Порядок N 938пр), приводит доводы о том, что изменения в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации могут быть внесены только на основании заявления лицензиата с указанием сведений о реквизитах договора управления многоквартирным домом; внесение изменений в реестр лицензий на основании распорядительного документа органа местного самоуправления является незаконным. Письмо Минстроя России от 23.03.2020 N10701-ОЛ, на которое ссылается Инспекция, не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения. Податель жалобы указывает, что техническая и паспортная документация третьим лицом обществу не передана, что исключает возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществлять работы, оказывать услуги, начислять плату за содержание и ремонт жилья.
Инспекция представила отзыв с возражениями на жалобу, решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация города Березники представила отзыв на жалобу, полагает, что закона, а также прав и законных интересов заявителя не допущено.
Участвующий в судебном заседании представитель Инспекции поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Наш город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Березники Пермского края на основании лицензии N 059-000323, выданной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края.
Постановлением администрации города Березники от 08.08.2019 N 2295 утвержден перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация; общество "Наш дом" включено в данный перечень (т.1 л.д. 126-128).
21.05.2020 Администрацией города Березники принято постановление N 01-02-655, пунктом 1 которого общество "Наш дом" определено в качестве управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Березники", в отношении которых собственниками помещений многоквартирного дома не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация. Данным постановлением утверждены Перечень многоквартирных домов, в отношении которых общество определено в качестве управляющей организации (7 многоквартирных домов), Перечни работ и услуг по управлению многоквартирными домами, работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в отношении каждого из многоквартирных домов (т. 1 л.д. 130-133).
08.07.2020 на основании постановления Администрации от 21.05.2020 N 01-02-655 Инспекцией вынесено решение N 2020-05-113 о внесении изменений в реестр лицензий Пермского края, в соответствии с которым с 01.07.2020 в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество "Наш город" внесены сведения о многоквартирных домах N 23 по проспекту Ленина, N N 24, 79, 81 по ул. Мира, N N 75, 77 по ул. Челюскинцев, N 117 по ул. Юбилейной города Березники (т.1 л.д.13).
Заявитель, не согласившись с данным решением Инспекции, полагая, что оно является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении спора судом первой инстанции не установлено совокупности оснований для признания оспариваемого решения недействительным и удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не установил.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого, в том числе, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В силу части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 названной статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 данной статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 этой же статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В соответствии с частью 8 статьи 161, частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций (абзац 1).
Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций (абз. 3).
В соответствии с пунктом 10 Правил уполномоченный орган:
а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор;
б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что собственники помещений многоквартирных домов в городе Березники по адресам: проспект Ленина, N 23, ул. Мира, NN 24, 79, 81, ул. Челюскинцев, N N 75, 77, ул. Юбилейная, N 117 не исполнили обязанность по выбору способа управления многоквартирным домом, по результатам проведения открытого конкурса управляющая организация не определена, в связи с чем постановлением от 21.05.2020 N 01-02-655 Администрация города Березники определила управляющую организацию ООО "Наш город" для управления указанными многоквартирными домами.
Решение Инспекции N 2020-05-113 от 08.07.2020, вынесенное на основании постановления от 21.05.2020 N 01-02-655, о внесении изменений в реестр лицензий и включении в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Наш город" сведения о многоквартирных домах по вышеуказанным адресам соответствует как Жилищному кодексу Российской Федерации, так и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
Доводы апеллянта о том, что оспариваемое решение вынесено с нарушением процедуры внесения изменений в реестр, противоречит Порядку, утвержденному Приказом Минстроя N 938/пр, были предметом рассмотрения и правомерно отклонены судом.
В данном случае внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании решения органа местного самоуправления об определении управляющих организаций производится без заявления лицензиата, на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, изданного в пределах имеющихся полномочий.
Данная позиция соответствует нормативным требованиям жилищного законодательства и разъяснениям, изложенным в письме Минстроя России N 10701-ОЛ/04 от 23.03.2020.
Доводы апеллянта о неприменении письма Минстроя России к спорным правоотношениям, как не имеющему силу ненормативного акта, подлежат отклонению, поскольку письмом не установлены нормативные требования, а даны разъяснения по применению положений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N 1616.
Доводы апеллянта о том, что ему не передана документация в отношении многоквартирных домов, что является препятствием для осуществления деятельности по управлению, апелляционным судом отклонен, поскольку непосредственного отношения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
При наличии спора о передаче документации в отношении многоквартирных домов, переданных обществу в управление, он подлежит рассмотрению в соответствии с действующим законодательством, в том числе и в судебном порядке.
Для оценки оспариваемого постановления Инспекции на предмет его соответствия требованиям законодательства вопрос об исполнении обязанности по передаче документации на дома значения не имеет, в предмет доказывания в рамках настоящего дела не входит.
Таким образом, вынесенное при наличии законных оснований решение Инспекции о внесении изменений в Реестр лицензий не нарушает не может нарушать права и законные интересы заявителя как управляющей организации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 марта 2021 года по делу N А50-187/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-187/2021
Истец: ООО "НАШ ГОРОД"
Ответчик: ИГЖН ПК
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ