г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А42-10208/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11256/2021) муниципального образования город Мурманск в лице Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2021 по делу N А42-10208/2020, принятое
по иску акционерного общества "Мурманская ТЭЦ"
к Муниципальному образованию город Мурманск в лице Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска
о взыскании,
третьи лица: Комитет имущественных отношений города Мурманска, Администрация города Мурманска,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373; г.Мурманск, ул.Шмидта, д.14; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Мурманск в лице Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска (ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826; г.Мурманск, ул.Профсоюзов, д.20; далее - Комитет) о взыскании 1 072 716 руб. 43 коп. стоимости потерь в тепловых сетях, находящихся в муниципальной собственности, расположенных по адресам: ул.Русанова, д.13, д.15; ул.Полярные Зори, д.24, д.28/13; ул.Сомова, д.5, д.7; ул.Самойловой, д.3; ул.Софьи Перовской, д.31/11; ул.Шабалина, д.4 за период с марта 2019 года по июнь 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (ОГРН 1025100861004 ИНН 5190800019; Мурманская область, г.Мурманск, ул.Комсомольская, д.10; далее - Комитет имущественных отношений) и Администрация города Мурманска (ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827; Мурманская область, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75; далее - Администрация).
Решением суда от 16.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 16.02.2021, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
В жалобе Комитет ссылается на то, что надлежащим ответчиком является Комитет имущественных отношений, который осуществляет полномочия собственника в отношении спорных участков тепловых сетей. Податель жалобы указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принадлежности тепловых сетей к муниципальной собственности. Кроме того, денежные средства на возмещение ресурсоснабжающей организации убытков бюджетом муниципального образования не предусмотрены. По мнению ответчика, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Комитетом действий, направленных на приобретение или сбережение имущества за счет истца.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемой судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Мурманска от 03.08.2018 тепловые сети, расположенные на ул.Русанова, д.13, д.15; на ул.Полярные Зори, д.24, д.28/13; на ул.Сомова, д.5, д.7; на ул.Самойловой, д.3; на ул.Софьи Перовской, д.31/11; ул.Шабалина, д.4, в городе Мурманске, находятся в муниципальной собственности. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2018 по делу N А42- 7346/2018.
Сведения об объектах учета реестра муниципального имущества города Мурманска по состоянию на 26.06.2019 подтверждают, что указанные участки тепловых сетей находятся в муниципальной собственности.
Общество по внутриквартальным магистральным сетям поставляет произведенную им тепловую энергию потребителям. В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса расходуется при передаче по тепловым сетям, становясь потерями.
Полагая, что сети являются собственностью муниципального образования и в результате поставки потребителям тепловой энергии по указанным сетям Общество понесло убытки в виде потерь тепловой энергии за период с 01.03.2019 по 30.06.2020 в сумме 1 072 716 руб. 43 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В статье 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, пункты 10.1, 58, 61.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 20-э/2 от 06.08.2004).
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) (пункт 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к нормативным потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети. По существу тепловые сети представляют собой один из объектов энергопотребления с тем лишь различием, что энергия расходуется без пользы, то есть теряется. Для этого теплосетевая организация заключает с теплоснабжающей организацией соответствующий договор на компенсацию потерь. В то же время теплосетевая организация не лишена возможности возместить стоимость этих потерь за счет потребителей, оплачивающих услуги по передаче тепловой энергии по тарифам, установленным органом государственного регулирования цен. В силу этого объем нормативных тепловых потерь в сетях подлежит учету в качестве тепловой нагрузки организации, владеющей тепловыми сетями.
Оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, а в случае их отсутствия - расчетным методом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, собственник или владелец тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии, включая аварийные потери тепловой энергии, возникшие в сетях в результате их ненадлежащего содержания.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственником спорных сетей является муниципальное образование - город Мурманск. Доказательства, опровергающие данные сведения, ответчиком не представлены.
Таким образом, обязанность по оплате возникших тепловых потерь возникла у муниципального образования города Мурманска как владельца тепловых сетей, по которым осуществлялась передача тепловой энергии.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484 утверждено положение о Комитете по жилищной политике администрации города Мурманска.
Согласно пунктам 1.1, 3.2, 4.25 положения Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере. Комитет осуществляет возмещение управляющим организациям расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно доле пустующих жилых муниципальных помещений в праве общей собственности, а также оплату коммунальных услуг по данным помещениям в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации города. Одной из основных задач Комитета является решение вопросов организации в границах города Мурманска, в том числе, теплоснабжения населения.
В бюджете муниципального образования город Мурманск Комитету выделены средства для "возмещения убытков по жилищно-коммунальному хозяйству".
В правоотношениях по компенсации стоимости потерь тепловой энергии, возникших в муниципальных тепловых сетях, от имени муниципального образования в рамках своей компетенции может осуществлять права и обязанности Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
В данном случае по иску к муниципальному образованию Комитет, являясь представителем муниципального образования, в силу положений пункта 2 статьи 125 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени муниципального образования.
С учетом положений статей 125 ГК РФ, статьи 158 БК РФ взыскание производится с публично-правового образования за счет его казны.
Следовательно, довод о том, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по спору, отклоняется, поскольку отсутствие у Комитета полномочий на распоряжение спорным имуществом не имеет правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание задолженности за счет средств казны муниципального образования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что истец на основании статьи 1102 ГК РФ вправе требовать возврата стоимости фактических потерь тепловой энергии, возникших в сетях, находящихся в собственности муниципального образования города Мурманска, как неосновательного обогащения, размер которого за спорный период составил 1 072 716 руб. 43 коп.
Расчет тепловых потерь произведен истцом в соответствии с Порядком определения нормативных потерь при передаче тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325. Расчет проверен судом, признан правильным и не оспорен.
При указанных обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении исковых требований, оснований для отмены или изменения решения по доводам ответчика и, соответственно, удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2021 по делу N А42-10208/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10208/2020
Истец: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА МУРМАНСКА