город Томск |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А45-34646/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайоное) (N 07АП-3131/2021) на решение от 04.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-34646/2020 (судья Наумова Т.А.), по исковому заявлению Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайоное) (Новосибирская область, г. Искитим, ул. Пушкина, 39 А, ОГРН: 1025404791422, ИНН: 5446107889) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Листвянская средняя общеобразовательная школа" (Новосибирская область, район Черепановский, село Листвянка, ул. Школьная, дом 6А, ОГРН: 1025405425682, ИНН: 5440109777), о взыскании причиненного ущерба в размере 17 946,90 рубля.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайоное) (далее - истец, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Листвянская средняя общеобразовательная школа" (далее - ответчик, учреждение, МКОУ "Листвянская средняя общеобразовательная школа") ущерба в размере 17 946 руб. 90 коп., причиненного в результате несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М на работников, являющихся пенсионерами.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на несостоятельность выводов суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между действиями страхователя, выразившимися в несвоевременном представление сведений о застрахованных лицах за отчетный период август 2018 года и возникшими у Пенсионного фонда убытками, выраженными в виде излишних выплат сумм пенсии.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на несоответствие требований Управления нормам действующего законодательства. Отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
От МКОУ "Листвянская средняя общеобразовательная школа" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с нарушением установленного законом срока МКОУ "Листвянская средняя общеобразовательная школа" представило 10.04.2019 в Управление сведения на 27 застрахованных лиц по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период август 2018 года.
По мнению истца непредставление учреждением в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период август 2018 года повлекло выплату 2 застрахованным лицам (Борисюк Л.И., Ермолов С.В.), находящимся на пенсии, пенсионного обеспечения за период с 01.08.2018 года по 31.05.2019 года в завышенном размере - с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, в результате чего Пенсионному фонду Российской Федерации причинен реальный ущерб на общую сумму 17 946 руб. 90 коп. в виде излишне выплаченной пенсии.
12.12.2019 и 26.12.2019 страхователю были направлены претензии в отношении каждого застрахованного лица с требованием добровольно возместить причиненный ущерб.
Неисполнение учреждением претензий в добровольном порядке, послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсий работникам учреждения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 2 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающим пенсионерам спорной суммы пенсии по старости Пенсионным фондом указано на несвоевременное представление учреждением индивидуальных (персонифицированных) сведений о работающих у него застрахованных лицах за август 2018 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, последующая отчетность, начиная с сентября 2018 года по 31.05.2019, предоставлялась учреждением своевременно, данное обстоятельство Пенсионным фондом не оспаривается, в том числе в отношении работающих пенсионеров. Таким образом, на момент принятия решения о выплате и произведения выплат сведения о них в Пенсионном фонде имелись, что так же не отрицается истцом.
Более того из материалов дела следует, что выплаты начали осуществлять Управлением ранее вынесения соответствующего решения. Так, первые выплаты произведены на основании платежного документа N 4281 от 25.10.2018, между тем решение о перерасчете принято 18.11.2018.
Сведения персонифицированного учета являются основой для начисления страховой пенсии, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что Пенсионный фонд располагал сведениями об отсутствии перерыва в трудовой деятельности пенсионеров и к моменту принятия решения об индексации и фактической выплаты мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.
Между тем, Пенсионный фонд, предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, действия не выполнил; сведениями персонифицированного учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности пенсионеров, не воспользовался; никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений на застрахованных лиц учреждения по форме СЗВ-М за август 2018 года.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, не получив в установленные сроки от страхователя сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года, Пенсионный фонд мог направить в адрес учреждения уведомление о представлении отчетности за указанный период и уточнить необходимые сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.
Доказательства, подтверждающие направление Пенсионным фондом соответствующего уведомления в адрес учреждения с требованием представить дополняющие сведения по застрахованным лицам по форме СЗВ-М за отчетный период август 2018 года, в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, суд первой инстанций, установив, что на дату вынесения решения о выплате пенсии с учетом индексации и на начало осуществления выплат индексированных сумм пенсии Пенсионный фонд располагал сведениями о непрерывной трудовой деятельности пенсионеров, и, приняв во внимание непринятие Пенсионным фондом мер по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34646/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайоное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34646/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ИСКИТИМЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИСТВЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд