г. Саратов |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А12-32762/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2021 года по делу N А12-32762/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23; ИНН 3444173353, ОГРН 1093444006831)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г.Волгоград, ул. Козловская, д.39А, оф.205; ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
с привлечением в качестве заинтересованных лиц прокуратуры Советского района г.Волгограда (г. Волгоград, ул. Богданова, д.2а), прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Историческая, д.124),
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - ООО "УК "Ренессанс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее также - Инспекция, административный орган) о признании недействительным (незаконным) и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 13.10.2020 N 03/5846 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Советского района г. Волгограда, а также прокуратура Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.03.2021 по делу N А12-32762/2020 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" о признании недействительным (незаконным) и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области 03/5846 от 13.10.2020 о назначении административного наказания, - отказано.
ООО "УК "Ренессанс" не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, прокуратурой Советского района г. Волгограда, а также прокуратурой Волгоградской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в соответствии с которыми они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзывов на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г.Волгограда в отношении ООО "УК "Ренессанс" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом N 158 по ул. Волгоградская г.Волгограда.
Впоследствии материалы проверки были направлены в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области.
Административным органом установлено, что ООО "УК "Ренессанс", осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 158 по ул. Волгоградская г. Волгограда по лицензии от 14.05.2015 N 034-000144 (т.д. 1, л.д. 89), допущены нарушения обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению Инспекции, допущенное ООО "УК "Ренессанс" нарушение выразилось в нарушении порядка начисления платы за коммунальный ресурс по отоплению мест общего пользования собственникам квартир N N 1,2,5,6,7,8 с индивидуальным (поквартирным) отоплением (квартиры) в многоквартирном доме N 158 по ул. Волгоградская г. Волгограда.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований), уполномоченное должностное лицо Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в присутствии законного представителя ООО "УК "Ренессанс" составило в отношении ООО "УК "Ренессанс" протокол об административном правонарушении от 30.09.2020 N 03/5846 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т.д. 1, л.д. 79-81).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением административного органа от 13.10.2020 N 03/5846 о привлечении к административной ответственности ООО "УК "Ренессанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. (т.д. 1, л.д. 67-72).
ООО "УК "Ренессанс" с указанным постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины Общества, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, посчитав, что назначенное Обществу административное наказание в размере 125 000 руб. в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также не повлечет чрезмерного ограничения экономических прав заявителя.
В соответствии с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, ООО "УК "Ренессанс" считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам управляющей организации, не доказана вина ООО "УК "Ренессанс". По мнению апеллянта, расчет размера платы по отоплению собственникам квартир в многоквартирном доме N 158 по ул. Волгоградская г. Волгограда произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что подтверждается актом Управления "Жилищная инспекция Волгограда" N 1633-р от 11.04.2019 (т.д. 1, л.д. 123-127). Кроме того, по мнению Общества, в рассматриваемом случае вменяемое ему Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области административное правонарушение не создало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.
Апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: а) соблюдение требований, предусмотренных части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в)соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 158 по ул. Волгоградская г. Волгограда не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДНУ ТЭ). Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях (далее - ИПУ ТЭ) в многоквартирном доме N 158 не установлены. Нежилые помещения в многоквартирном доме N 158 отсутствуют.
Исходя из анализа платежных документов потребителей квартир N N 1,2,5,6,7,8 многоквартирного дома N 158 за период с января 2019 года по настоящее время усматривается начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за места общего пользования (в отопительный период - с октября по апрель), в отсутствие правовых оснований. На примере кв.N 1 МКД N 158 за период апрель 2019 и с октября 2019 года по апрель 2020 года было произведено начисление платы на общую сумму - 1 887,66 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирных домах, которые находятся в управлении управляющей организации перешли из коммунальных услуг в жилищные, и входят в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу пункта 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами N 354, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 с 01.01.2019 изменен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям в многоквартирных домах. Расчет размера платы должен производиться исходя из суммарного объема тепловой энергии, потребленного за расчетный период как в отдельном жилом и (или) нежилом помещении, так и в помещениях многоквартирного дома, которые относятся к общему имуществу собственников (межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), не принадлежащие отдельным собственникам).
При этом в случае, если в жилом и (или) нежилом помещении многоквартирного дома используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, объем потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на помещение (жилое или нежилое) равен нулю.
Таким образом, с учетом внесенных изменений, в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, плата за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений, которые перешли на индивидуальную систему отопления с использованием поквартирных источников тепловой энергии, должна определяться только исходя из объема тепловой энергии, потребленной на отопление помещений многоквартирного дома, которые относятся к общему имуществу собственников.
Управляющей организацией предоставлен акт совместного обследования от 17.04.2019 (т.д. 1, л.д. 128), из которого следует, что в результате проведенного обследования системы центрального отопления жилого дома N 128 по ул. Волгоградская г.Волгограда установлено: место врезки в систему центрального отопления - колодец у дома N 158 по ул. Волгоградская; на врезке в теплосеть установлены краны диаметром 40 мм - 2 шт., элеваторный узел отсутствует; место ввода тепловой сети в жилой дом - под полом квартиры N 3; подключены к системе теплоснабжения квартиры N 3, N 4, т.е. 2 квартиры. В квартире N 3 разводка однотрубного типа, в квартире установлены 4 радиатора отопления и полотенцесушитель; в квартире N 4 - двухтрубная система отопления, проходят 2 трубы диаметром 89 мм (прямая и обратная), радиаторы отопления отсутствуют; в местах общего пользования отсутствуют стояки отопления и отопительные приборы.
В связи с изложенным, административный орган пришел к выводу о том, что поскольку многоквартирный дом N 158 по ул. Волгоградская г. Волгограда не подключен к централизованным сетям теплоснабжения, централизованное отопление имеется только в двух квартирах (N 3 и N 4), а также учитывая тот факт, что в местах общего пользования также отсутствуют стояки отопления и отопительные приборы, применение в расчетах размера платы за коммунальную услугу по отоплению для жилых помещений, с индивидуальным (поквартирным) отоплением за места общего пользования (общедомовое имущество), в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, (исходя из площади помещений, в которых соответствующая коммунальная услуга не предоставляется), является неправомерным.
При таких обстоятельствах, у исполнителя коммунальной услуги - ООО УК "Ренессанс" не имеется правовых оснований для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования собственникам квартир с индивидуальным (поквартирным) отоплением (квартиры N N 1,2,5,6,7,8). Допущенное ООО "УК "Ренессанс" нарушение выразилось в нарушении порядка начисления платы за коммунальный ресурс по отоплению мест общего пользования собственникам квартир с индивидуальным (поквартирным) отоплением.
При этом факт начисления платы за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования собственникам квартир с индивидуальным (поквартирным) отоплением (квартиры N N 1,2,5,6,7,8) за период с января 2019 года по апрель 2019 года и с октября 2019 года по апрель 2020 года подтверждается представленными в материалы дела платежными документами для внесения платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги (т.д. 1, л.д. 140-150; т.д. 2, л.д. 1-37), содержащими графу "отопление". Иных квитанций на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за указанные периоды материалы дела не содержат.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества принятых в управление ООО "УК "Ренессанс" многоквартирных домов должен обеспечивать соблюдение требований установленных названными нормативными актами и содержать весь спектр мероприятий, направленных на устранение имеющихся недостатков в содержании общего имущества жилых домов.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им вышеперечисленных требований законодательства, а также о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного выше административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что ООО "УК "Ренессанс" предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела, вопреки мнению заявителя, не имеется. Следовательно, факт наличия вины Общества во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленным.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя доказан.
Однако, судом первой инстанции не учтено, что за периоды апрель 2019 года и с октября 2019 года по апрель 2020 года ООО "УК "Ренессанс" подвергнуто административному наказанию за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет два месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении административное правонарушение и постановлению о назначении административного наказания дата совершения административного правонарушения не указано. В оспариваемом судебном акте также дата совершения не установлена.
Исходя из материалов дела и обстоятельств, установленных в рамках проверки, дата составления акта проверки от 30.07.2020 не является датой совершения вмененного Обществу административного правонарушения, в этот день проведена проверка и по ее результатам составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 1633-р от 11.04.2019.
Из указанного акта, протокола об административном правонарушении и постановления следует, что должностным лицом сделан вывод о несоблюдении ООО "УК "Ренессанс" лицензионных требований за при начислении платы за отопление, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в периоды апрель 2019 года и с октября 2019 года по апрель 2020 года.
В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вмененное Обществу правонарушение длящимся не является; по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня проведения проверки и составления акта по ее результатам, а со дня, когда вменено совершение административного правонарушения.
В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом).
В рассматриваемом случае иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом N 158 по ул. Волгоградской, в силу пункта 4.5 которого собственники вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу изложенного за указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении периоды (апрель 2019 года и с октября 2019 года по апрель 2020 года) нарушения при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за места общего пользования, могли быть допущены Обществом не позднее срока, установленного для представления платежных документов, а именно не позднее 01.05.2019, 01.11.2019, 01.12.2019, 01.01.2020, 01.02.2020, 01.03.2020, 01.04.2020, 01.05.2020 года.
Следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения общества к административной ответственности начал исчисляться не позднее указанных дат и истек в соответствующие даты по истечении двух месяцев - 01.07.2019, 01.01.2020, 01.02.2020, 01.03.2020, 01.04.2020, 01.05.2020, 01.06.2020, 01.07.2020.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм административный орган привлек ООО "УК "Ренессанс" к административной ответственности к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за несоблюдение лицензионных требований при начислении платы за отопление, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за периоды апрель 2019 года и с октября 2019 года по апрель 2020 года за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 03/5846 вынесено 13.10.2020, т.е. за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2021 года по делу N А12-32762/2020 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 13.10.2020 года N 03/5846.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32762/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Советского района г. Волгограда