Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2021 г. N Ф09-5153/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А76-569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2021 по делу N А76-569/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца: общества с ограниченной ответственностью "Аполлон" - Круглов Игорь Викторович (доверенность от 21.11.2020),
ответчика: Главного управления лесами Челябинской области - Согрина Наталья Алексеевна (доверенность от 28.12.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Аполлон" (далее - общество "Аполлон", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Челябинской области в лице Главного управления лесами Челябинской области (далее - ГУ Лесами Челябинской области, Управление) о взыскании 1 272 872 рублей убытков.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в порядке в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Поволжского филиала (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), общество с ограниченной ответственностью "Зеленая линия" (далее - общество "Зеленая линия"), Министерство финансов Челябинской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2021 (резолютивная часть от 26.03.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 3 л.д. 152-157).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик (далее - податель жалобы, апеллянт) обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта лесов и порядка его разработки" при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В пункте 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, закреплена аналогичная норма о возможности проведения таксации арендатором лесных участков. Арендатор, исполняя вышеуказанные требования закона и условия договора, обеспечил таксацию леса. Материалы таксации переданы арендодателю, утверждены приказом Главного управления лесами Челябинской области от 03.11.2016 N 533 и введены в действие с 01.01.2017. Таким образом, действующее законодательство и условия договора аренды позволяют арендатору самостоятельно проводить лесоустройство. При рассмотрении дела ответчиком приведены доводы об отсутствии вины, противоправных действий (бездействий) со стороны органа власти, реализующего полномочия в рамках статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и только в пределах выделяемых субвенций из федерального бюджета, причинно-следственной связи, однако судом первой инстанции это не было принято во внимание.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.2009 между Управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды N 503 от 24.12.2009, на основании которого арендодатель по акту приема-передачи 24.12.2009 (т. 1 л.д. 25) передал арендатору во временное пользование для осуществление заготовки древесины с полным ведением лесного хозяйства лесной участок на площади 10485,81 га в границах Иткульского участкового лесничества ОГУ "Уфалейское лесничество", кварталы 1-64, 95, 96 (т. 1 л.д. 6-27).
Права и обязанности сторон регламентированы разделом 3 договора.
В соответствии с подпунктом 3.3.1 договора аренды арендатор имеет право осуществлять использование лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания сторонами передаточного акта и со дня получения положительной государственной экспертизы.
Арендатор имеет право осуществлять деятельность на лесном участке в соответствии с объемами, определенными договором и Проектом освоения лесов с положительной государственной экспертизой (пункт 3.3.2), получать информацию, в том числе материалы лесоустройства от арендодателя и его подведомственного учреждения о лесном участке в установленном законодательством порядке (пункт 3.3.4).
В силу пункта 3.3.5 договора при возникновении не зависящих от арендатора обстоятельств, приведших к существенному ухудшению условий лесопользования, предусмотренных договором аренды, выступать с предложениями о пересмотре существующих условий договора (изменение размера арендной платы, срока платежа и иное).
Пунктом 3.4.18 договора предусмотрена обязанность арендатора оказывать содействие в проведении лесоустройства на договорных условиях, в случае проведения лесоустройства за счет бюджетных средств.
Обязанности арендодателя изложены в пункте 3.2 договора аренды.
Так, арендодатель принял на себя обязанность ежеквартально производить приемку выполненных арендатором лесовосстановительных, лесохозяйственных, лесозащитных и противопожарных работ (пункта 3.2.2), а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (пункт 3.2.8).
Истец 04.02.2015 обратился к ответчику с просьбой о согласовании проведения лесоустроительных работ на территории Уфалейского лесничества на площади 10485,81 га (т. 2 л.д. 130).
Поскольку ответа на указанное обращение от ответчика не последовало, общество "Аполлон" (заказчик) заключило с ФГУП "Рослесинфорг" (правопредшественник ФГБУ "Рослесинфорг") договор N 09/2-5-7д от 16.02.2015 на проведение таксационных работ на лесном участке, арендуемом с целью заготовки древесины ООО "Аполлон" в Уфалейском лесничестве Челябинской области (т. 1 л.д. 28-40), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнять таксационные работы в Уфалейском лесничестве Челябинской области на основании технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора (приложение N 1).
Объемы, виды и сроки выполнения работ определены календарным планом работ (приложение N 3).
Стоимость работ согласно протоколу соглашения о договорной цене составила 1 272 872 рублей (приложение N 4).
На основании соглашения от 05.03.2015 произведена замена заказчика в договоре N 09/2-5-7д от 16.02.2015 с общества "Аполлон" на общество "Зеленая линия" (т. 1 л.д. 66-68).
Работы по договору N 09/2-5-7д от 16.02.2015 выполнены и переданы обществу "Аполлон" по акту приема-передачи N 1 от 31.08.2015 (т. 1 л.д. 41-42), оплата выполненных работ произведена обществом "Зеленая линия" платежными поручениями N 93 от 06.03.2015 N 113 от 01.06.2016, N 139 от 03.03.2016, N 395 от 19.10.2015 (т. 1 л.д. 44-47).
Соглашением от 16.05.2016, заключенным между обществом "Аполлон" и обществом "Зеленая линия" (т. 1 л.д. 122), стороны установили, что общество "Зеленая линия" передает, а общество "Аполлон" принимает проектную документацию, разработанную к договору N 09/2-5-7д от 16.02.2015 (пункт 3), общество "Аполлон" обязуется возместить обществу "Зеленая линия" понесенные расходы на проведение таксационных работ на лесном участке в размере 1 272 872 рублей (пункт 4).
Материалы таксации переданы арендодателю, утверждены Приказом ГУ Лесами Челябинской области N 533 от 03.11.2016 и введены в действие с 01.01.2017 (т. 1 л.д. 43).
Общество "Аполлон" обратилось к Управлению с претензией от 03.10.2019 (направлена 04.11.2019) о возмещении расходов, понесенных в связи с проведением лесоустроительных работ в размере 1 272 872 рублей (т. 1 л.д. 48-49, 50).
В ответе на претензию от 20.01.2020 N 415 Управление сообщило об отсутствии возможности компенсировать убытки (т. 1 л.д. 82).
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие в совокупности следующих условий: противоправность поведения причинителя вреда, наличие убытков и их размер, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками, вину причинителя вреда (состав гражданского правонарушения).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 N 24075, далее - Приказ Рослесхоза N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказ Рослесхоза N 69).
В пункте 31 Приказа Рослесхоза N 69 определено, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция (действовал до мая 2018 года) (далее - Лесоустроительная инструкция), в соответствии с пунктом 2 которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В пункте 3 Лесоустроительной инструкции определено, что в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
В силу пункта 58 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, результатом проводимой таксации является предоставление информации о количестве и качестве древесных насаждений (каждого вида) на лесном участке.
Как было отмечено выше, общество "Аполлон" (заказчик) заключило с ФГУП "Рослесинфорг" (правопредшественник ФГБУ "Рослесинфорг") договор N 09/2-5-7д от 16.02.2015 на проведение таксационных работ на лесном участке, арендуемом с целью заготовки древесины ООО "Аполлон" в Уфалейском лесничестве Челябинской области (т. 1 л.д. 28-40).
Работы по договору N 09/2-5-7д от 16.02.2015 выполнены и переданы обществу "Аполлон" по акту приема-передачи N 1 от 31.08.2015 (т. 1 л.д. 41-42).
Обществу "Аполлон" была передана информация об объеме лесонасаждений на лесных участках, переданных в аренду обществу.
Апелляционный суд полагает, что использование ответчиком результатов таксации не порождает у Главного управления лесами обязанности возместить убытки.
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов составляют лица, которым участки переданы в безвозмездное пользование или аренду. Проект должен соответствовать требованиям статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о наличии у Главного управления лесами обязанности по составлению проекта освоения лесов (при разработке которого используются результаты таксации) противоречат установленным законодательством обязанностям арендатора лесных участков.
Согласно пункту 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении первичных документов, на основании которых вносятся данный в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления.
Статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации требует от арендатора ежегодно подавать в компетентные органы лесную декларацию, составленную в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно Составу проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно разделу III. Состава - при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как указывалось, результаты таксации могут быть использованы только в случае, если полученная по итогам таксации информация внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (пункт 31 Приказа Лесхоза N 69).
Таким образом, именно в своих интересах действовало общество "Аполлон", оплачивая работы по таксации лесов, поскольку именно на основании этих утвержденных Главным управлением лесами документов внесены изменения в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент Уфалейского лесничества, а использование лесов по проекту освоения лесов возможно только при внесении таких изменений.
Следовательно, Главное управление лесами, издавая приказ от 03.11.2016 N 533, которым были утверждены материалы таксации и внесены изменения в данные государственного лесного реестра на 01.01.2017, при наличии у него на то оснований, установленных законом, правомерно использовало материалы таксации, подготовленные ООО "Аполлон", как орган государственной власти, осуществляющий функции, возложенные на него Лесным кодексом Российской Федерации, постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 385 "О Главном управлении лесами Челябинской области", что исключает применение положений о взыскании убытков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков, понесенных в связи с возмещением расходов на проведение лесоустроительных работ.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в суде первой инстанции относятся на проигравшую сторону по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2021 по делу N А76-569/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Аполлон" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аполлон" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 25729 рублей за рассмотрение искового заявления в суде первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-569/2020
Истец: ООО "Аполлон"
Ответчик: Главное управление лесами Челябинской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ", ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА