г. Самара |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А55-37254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Поздеевой К.В. (доверенность от 13.04.2020),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу N А55-37254/2019 (судья Медведев А.А.),
по иску, заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс";
2) Товарищества собственников жилья "Революционная, 56";
3) Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилстандарт";
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Государственной жилищной инспекций Самарской области (далее - заинтересованное лицо) Предписания N ТАвз-81122 от 30.09.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс", Товарищество собственников жилья "Революционная, 56", Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилстандарт" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу N А55-37254/2019 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на незаконность оспариваемого предписания ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители заинтересованно лица и третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей заинтересованного лица и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, внеплановое контрольно-надзорное мероприятие проведено на основании обращения, поступившего в государственную жилищную инспекцию Самарской области (вход. N 29988-ц от 28.08.2019 г.) на нарушение со стороны ПАО "Т Плюс" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по отоплению.
В ходе проведения проверки установлено следующее:
Самарский филиал Акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", действующий от имени и в интересах Публичного акционерного общества "Т Плюс" на основании Агентского договора, направлены документы, запрашиваемые для осуществления проверки ПАО "Т Плюс" во исполнение распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица N ТАвз-81122 от 03.09.2019 г.
С 01.08.2018 года ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией предоставляющей коммунальный ресурс (тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение) на основании заключенных договоров с собственникам жилых помещений МКД по адресу: г. Тольятти ул. Революционная, дом 56.
Учет теплоэнергии в МКД по адресу г. Тольятти, ул. Революционная, дом 56 производится по одному ОДПУ, позволяющему фиксировать теплоэнергию на отопление и ГВС вместе.
В марте 2019 года собственникам жилых помещений МКД по адресу: г. Тольятти ул. Революционная дом 56 произведена корректировка платы за отопление за период с 01.08.2019 по 31.12.2018 в размере 880 806 руб.
Расчет корректировки ПАО "Т Плюс" произведен следующим образом.
Для определения корректировки отопления при общем приборе следует вычесть из итоговому значения на дом за каждый месяц количество Гкал, потребовавшихся на подогрев выставленного жителям к оплате в расчетном месяце объема ГВС (определяется как произведение объема ГВС и норматива 0,065 для данного дома):
Месяц 2018 г. |
Отопление + |
ГВС |
Отопление |
Август |
204,96 |
60,148828 |
144,8111 |
Сентябрь |
270,05 |
132,764987 |
137,2850 |
Октябрь |
604,06 |
89,716874 |
514,3431 |
Ноябрь |
1131,52 |
202,170992 |
929,3490 |
Декабрь |
1532,00 |
166,547654 |
1 365,4523 |
Отопление, всего, Гкал. |
3 091,2406 |
Тариф для дома во II полугодии 2018 г. на отопление составлял 1 484,44 руб./Гкал.
Сумма затрат на отопление по фактическому потреблению на дом составляет:
4 588 761,29 руб. = 3091,240665*1484,44
Из имеющейся суммы следует вычесть затраты на отопление по ИЖП и расходы на СОИ ГВС, в сумме 79 013,76.
По МКД начислено за отопление в 2018 г. за период нахождения на прямых договорах (август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) 5 390 553,60 руб.
Сумма корректировки на дом составит, руб.: -880806.07 = 4588761,29 - 5390553.60 -79013.76. Сумма корректировки на м2, руб./м2: -20,62 = -880806,07/42722.02. Сумма корректировки по квартире N 7. руб.: -870,04 = -20,62*42,2. Сумма корректировки по квартире N 8. руб.: -657,69 = -20,62*31.9. Сумма корректировки по квартире N 9, руб.: -659,75 = -20,62*32.
Проведя анализ представленных материалов, жилищная инспекция пришла к выводу, что ПАО "Т Плюс" собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти ул. Революционная дом 56. Произведена корректировка плазы за отопление в нарушении жилищного законодательства РФ.
Из анализа представленных материалов и платежных документов по оплате коммунальных услуг, выставленных потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти ул. Революционная дом 56, следует, что за период август 2018 г. - сентябрь 2018 г. (неотопительный период) расчет платы жителям за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на компонент "тепловая энергия" производился исходя из норматива потребления тепловой энергии на подогрев. Вместе с тем, разница между объемом тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета и объемом, начисленным жителям, учитывался ПАО "Т Плюс" при расчете корректировки платы за 2018 год, в нарушении п. 42 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Самарской области составлен акт проверки N ТАвз-81122 от 30.09.2019 в отношении ПАО "Т Плюс".
По факту выявленного нарушения ПАО "Т Плюс" было выдано предписание N ТАвз-81122 от 30.09.2019 в срок до 30.11.2019 г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: произвести перерасчет платы (возвратить) за отопление 2018 года собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г.Тольятти ул. Революционная дом 56, исходя из объема потребления тепловой энергии на отопление в отопительный период 2018 г.
Не согласившись с предписанием инспекции, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что предписание незаконно, в части требования произвести корректировку платы за отопление, потребителям коммунальных услуг в доме г.Тольятти ул. Революционная дом 56, за 2018 г., в соответствии с формулой 3(2) Приложения 2 к Правилам N 354" (в ред. до 01.01.2019 г.), исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме за прошедший год. Также не учтено, Т Плюс является ресурсоснабжающей организацией, представляющей коммунальные услуги (тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение) на основании заключенных договоров с собственниками жилых помещений МПКД по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, 56 с 01.08.2018 г. и то, что МКД, по адресу: г. Тольятти, Революционна, 56 является домом с "самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме":
Учет теплоэнергии осуществляется по одному ОДПУ, позволяющему фиксировать тепловую энергию на отопление и ГВС вместе.
Если в межотопительный период начисления тепловой энергии на ГВС произведены исходя из утвержденного норматива на подогрев, разница между предъявленным объемом и объемом, зафиксированным ОДПУ, предъявляется в составе корректировки по отоплению.
Пункт 54 (совместно с разделом IV Приложения 2) Правил 354 также указывает на то, что предъявлению подлежит фактический объем тепловой энергии на ГВС.
По мнению заявителя, не имеется ни правовых, ни экономических оснований для проведения корректировки за весь 2018 г., по объемам за весь 2018 г.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Ч. 2, 3, 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
При проведении проверки ГЖИ Самарской области руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области".
По смыслу положений п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание по результатам проверки выдается в обязательном порядке в случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений со стороны юридического лица.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, между исполнителями коммунальных услуг и потребителями (гражданами) установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с п. 42(1) "Правил N 354", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522 по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что с 01.08.2018 года ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией предоставляющей коммунальный ресурс (тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение) на основании заключенных договоров с собственникам жилых помещений МКД по адресу: г. Тольятти ул.Революционная, дом 56.
По информации ПАО "Т ПЛЮС" дом оборудован общим узлом учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и массы теплоносителя. Начисление платы коммунальной услуги "отопление" производится равномерно в течение календарного года.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются один раз в год исполнителем по формуле 3(4): (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
Pi = Pkpi - Pnpi,
где:
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
В виду перехода на прямые договоры с 01.08.2018 г. годовая корректировка проведена за период нахождения МКД на прямых договорах (август-декабрь 2018 года).
Согласно расчету ПАО "Т ПЛЮС", фактическая сумма потребления по услуге "отопление" по показаниям прибора учета за 2018 г. на дом составляет, руб.:
4588761,29 = 3091,240665*1484,44, где 1484,44 - тариф на отопление.
Начислено жителям в квитанциях по дому в период нахождения на прямых договорах (август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) за 2018 г., руб.: 5 390 553,60. Начислено по нежилым помещениям, руб.: 79 013,76. Размер корректировки за 2018 г. на дом, руб.: -88806,07 = 4588761,29 - 5 390 553,60-79 013,76 С квадратного метра, руб.: -20,06 = -88806,07 /42722,02.
Из анализа представленных материалов и платежных документов по оплате коммунальных услуг, выставленных потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти ул. Революционная дом 56, следует, что за период август2018г. - сентябрь 2018 г. (неотопительный период) расчет платы жителям за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на компонент "тепловая энергия" производился, исходя из норматива потребления тепловой энергии на подогрев.
Вместе с тем, разница между объемом тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета и объемом, начисленным жителям, учитывался ПАО "Т Плюс" при расчете корректировки платы за 2018 год, в нарушении п. 42 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354
Таким образом, размер среднемесячного потребления тепловой энергии на отопление за 2018 год, отраженный в платежных документах с марта 2019 года больше размера потребления, установленной данной проверкой.
Ответственность возлагается на ресурсоснабжающую организацию ПАО "Т Плюс".
Согласно абзацу третьему пункта 42 (1) Правил N 354 корректировка размера платы за период с января по декабрь 2018 года должна быть проведена в первом квартале 2019 года, следующего за отчетным, то есть в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в целом за год.
Суд учитывает, что целью ежегодной корректировки платы является приведение начисления в соответствии с фактически потребленным объемом ресурса, затраченным на отопление многоквартирного дома в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.
В рамках настоящего дела ПАО "Т Плюс" не представило доказательства корректировки платы за отопление в полном объеме.
Содержащиеся в оспариваемом предписании требования об осуществлении обществом корректировки и перерасчета платы за отопление за соответствующие периоды предъявлено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения лицензионных требований.
Заявитель, по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах у Государственной жилищной инспекции Самарской области имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
Таким образом, предписание выдано ПАО "Т Плюс" правомерно, не выходит за рамки полномочий заявителя, его права не нарушает и соответствует законодательству.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание Государственной жилищной инспекцией Самарской области N ТАвз-81122 от 30.09.2019 является законным и обоснованным.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются со сложившейся в арбитражных судах правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2020 N 301-ЭС20-13074 по делу N А17-6944/2019, Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2020 N 301-ЭС20-12047 по делу N А43-22078/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2020 N Ф06-62438/2020 по делу N А55-27444/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2020 N Ф06-62598/2020 по делу N А55-27446/2019).
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы жалобы полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ПАО "Т Плюс".
Определением суда от 07.04.2021 произведен зачет государственной пошлины, уплаченной ПАО "Т Плюс" по платежным поручениям N 12565 от 19 мая 2020 года, N 12550 от 19 мая 2020 года и возвращенной ему из федерального бюджета согласно справкам Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2020 года по делу N А55-12968/2020, от 10 июля 2020 года по делу N А55-12954/2020, в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы.
Поскольку справки Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2020 года по делу N А55-12968/2020, от 10 июля 2020 года по делу N А55-12954/2020 выданы на общую сумму 2 000 руб., плательщику из федерального бюджета подлежит возвращению государственная пошлина в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу N А55-37254/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей, в результате зачета уплаченной ПАО "Т Плюс" госпошлины по платежным поручениям N 12565 от 19 мая 2020 года, N 12550 от 19 мая 2020 года и возвращенной ему из федерального бюджета согласно справкам Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2020 года по делу N А55-12968/2020, от 10 июля 2020 года по делу N А55-12954/2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37254/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: АО "ЭнергосбыТ Плюс", ООО Управляющая компания "Жилстандарт", ТСЖ "Революционная, 56"