Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2021 г. N Ф10-3315/21 настоящее постановление оставлено без изменения
20 мая 2021 г. |
Дело N А83-22094/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Лазарева С.Г.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Шевченко А.Ю.,
представителя Управления Судебного департамента в Республике Крым - Маркова С.Г.,
представителя АО "Санитарно-курортное объединение ФНПР "Профкурорт" - Печенкина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Управления Судебного департамента в Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 года по делу N А83-22094/2019 по заявлению акционерного общества "Санитарно-курортное объединение ФНПР "Профкурорт", заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Управление Судебного департамента в Республике Крым, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
23.12.2019 по почте акционерное общество "Санитарно-курортное объединение ФНПР "Профкурорт" (ОГРН: 1047706001606 - л.д. 60-76 т. 1, далее - АО "СКО ФНПР "Профкурорт", заявитель или кредитор) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (ОГРН: 1189102010954 - л.д. 77-82 т. 1, далее - МИФНС N 9 по РК или налоговый орган) по внесению 05.06.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий Фемида" Управления Судебного департамента в Республике Крым (ОГРН: 1149102127130 - л.д. 83-90 т. 1, далее - ФГБУ "Санаторий "Фемида" УСД в РК, должник) (л.д. 6-9 т. 1).
Требования обоснованы тем, что ФГБУ "Санаторий "Фемида" УСД в РК имеет перед заявителем неисполненные денежные обязательства, 11.09.2019 МИФНС N 9 по РК приняла возражения кредитора против предстоящего исключения должника из ЕГРЮЛ из-за наличия непогашенной задолженности.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признано незаконным внесение МИФНС N 9 по РК записи в ЕГРЮЛ об исключении ФГБУ "Санаторий "Фемида" УСД в РК; на МИФНС N 9 по РК возложена обязанность внести в ЕГРЮЛ государственную запись о недействительности государственной записи о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ недействующего лица) от 26.09.2019 N 2199112289407; с МИФНС N 9 по РК в пользу АО "СКО ФНПР "Профкурорт" взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 156-167 т. 3).
Судебный акт мотивирован тем, что должник имеет непогашенный долг перед кредитором, в связи с чем, последний возражал против исключения должника из ЕГРЮЛ; регистрирующему органу было известно о возражениях кредитора против исключения должника из ЕГРЮЛ из-за наличия непогашенной задолженности, налоговый орган не принял мер к установлению обстоятельств о наличии задолженности перед кредитором.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, поданы апелляционные жалобы:
МИФНС N 9 по РК, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 30-33 т. 4);
УФНС по Республике Крым, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 51-57 т. 4);
Управлением Судебного департамента в Республике Крым (ОГРН: 1149102014599, далее - УСД в Республике Крым), в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 6-14 т. 4).
Из отзывов на апелляционные жалобы следует, что АО "СКО ФНПР "Профкурорт" не согласно с их доводами, так как кредитор в установленном порядке заявил о своем возражении против исключения должника из ЕГРЮЛ из-за наличия непогашенной задолженности (л.д. 76-78, 85-88, 94-100, 125-131 т. 4).
В судебном заседании представители МИФНС N 9 по РК, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГН: 1147746357153, далее - УФНС по РК), УСД в Республике Крым поддержали доводы своих апелляционных жалоб и согласились с доводами апелляционных жалоб друг друга; представитель АО "СКО ФНПР "Профкурорт" с апелляционными жалобами не согласился по мотивам, приведенным в отзывах на апелляционные жалобы.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым (ОГРН: 1149100000136,далее - МИФНС N 6 по РК) в судебное заседание не явился.
О начавшемся пересмотре в апелляционном порядке решения суда первой инстанции неявившийся участник извещен - 29.03.2021 по почте получил копию определения о принятии апелляционных жалоб к производству от 23.03.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 2-4 т. 4).
24.03.2021 и 20.04.2021 информация о принятии жалоб к производству и о судебном заседании на 13.05.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 5, 124 т. 4).
Учитывая изложенное, необязательность явки в судебное заседание участников дела и их представителей, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
11.12.2014 ИФНС России по г. Симферополю по заявлению УСД в РК о создании ФГБУ "Санаторий "Фемида" принято решение N 18640А и в ЕГРЮЛ внесены сведения о вновь созданном юридическом лице - ФГБУ "Санаторий "Фемида" с присвоением ОГРН: 1149102127130, о чем 18.12.2014 выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица N 18640А от 11.12.2014 (л.д.7-37 т.3, 29-84 т. 2).
15.12.2017 решением УФНС по Республике Крым N 06-26/16454 отменено вышеназванное решение ИФНС России по г. Симферополю N 18640А, так как приказ о создании федерального государственного бюджетного учреждения принят УСД в РК без наличия на это полномочий, полномочия по созданию федеральных учреждений принадлежат Правительству Российской Федерации.
Данное решение УФНС по Республике Крым N 06-26/16454 от 15.12.2017 принято после признания в судебном порядке (решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 04.07.2017 по делу N 2а-1197/2017) ранее принятого решения налогового органа от 08.02.2016 об оставлении жалобы без рассмотрения незаконным (л.д. 17-28 т. 2).
27.12.2017 ИФНС по г. Симферополю на основании решения УФНС по Республике Крым N 06-26/16454 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН N 2179102416733 о признании государственной регистрации юридического лица - ФГБУ "Санаторий "Фемида", недействительной (л.д. 111-114 т. 1, 85-88 т. 2, 40-43 т. 3).
Несмотря на эту запись в ЕГРН, ФГБУ "Санаторий "Фемида" в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность не прекратило.
В связи с чем, и на основании вступившего в законную силу 18.09.2017 решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от 04.07.2017 по делу N 2а-1197/2017 о возложении на УФНС по Республике Крым обязанности совершить действия по отмене государственной регистрации юридических лиц, включая ФГБУ "Санаторий "Фемида" (л.д. 20-28 т. 2), МИФНС N 9 по РК приняты решения и совершены следующие действия, направленные на прекращение правоспособности ФГБУ "Санаторий "Фемида":
- 10.06.2019 принято решение N 1036 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ФГБУ "Санаторий "Фемида" УСД в РК, как недействующего юридического лица, так как за последние 12 месяцев не поданы отчеты (последний отчет по страховым взносам подан 14.12.2017) и нет открытых банковских счетов, что подтверждено справками N 243-О и N 243-С от 30.05.2019 (л.д. 117, 115-116 т. 1, 53 т. 3),
- 11.06.2019 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 23 (739) опубликовано вышеназванное решение N 1036 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ должника как недействующего юридического лица с указанием порядка, срока направления кредиторами заявлений, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (л.д. 118 т. 1, 54 т. 3),
- 11.06.2019 внесена в ЕГРЮЛ запись ГРН N 2199112178087 о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица.
При этом, кредитор АО "СКО ФНПР "Профкурорт" подал по форме N Р 38001 возражения против предстоящего исключения из ЕГРЮЛ ФГБУ "Санаторий "Фемида":
- 15.07.2019 через сайт ФНС РФ в Межрайонную инспекцию ФНС N 46 по г. Москве (л.д. 12 т.1), которые переадресованы 17.07.2019 в МИФНС N 9 по РК (л.д. 13 т. 1) и приняты МИФНС N 9 по РК к сведению, о чем письмом от 11.09.2019 N 05-27/010580 сообщено кредитору; возражения мотивированы наличием непогашенной задолженности по заключенным договорам N 124-6/652-2015 и N 124-6/352-2017 и намерением обратиться в арбитражный суд (л.д. 151-159, 164 т. 1, 14 т. 1, 99 т. 2);
- 27.08.2019 нарочно в МИФНС N 9 по РК, возражения мотивированы наличием непогашенной задолженности по заключенным договорам N 124-6/652-2015 и N 124-6/352-2017 и поданным в Арбитражный суд Республики Крым иском о взыскании задолженности (л.д. 163 т. 1, 89-97 т. 2, 44-52 т. 3).
Действительно, 26.08.2019 Арбитражным судом Республики Крым возбуждено производство по делу N А83-14982/2019 по иску АО "СКО ФНПР "Профкурорт" к ФГБУ "Санаторий "Фемида" УСД в РК о взыскании 935.764 руб.; 27.02.2020 производство по этому делу приостановлено до рассмотрения настоящего дела (л.д. 138-146 т. 4).
Из представленных суду первой инстанции доказательств следует, что акт сверки между кредитором и должником о согласовании задолженности по договорным обязательствам за 9 месяцев 2017 года со стороны ФГБУ "Санаторий "Фемида" не подписан (л.д. 22 т. 1). Доказательств направления составленных кредитором претензий от 01.10.2017 и от 05.08.2019 (л.д. 57-59 т. 1) в адрес должника суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
26.09.2019 МИФНС N 9 по РК внесла в ЕГРЮЛ запись ГРН N 2199112289407 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) ФГБУ "Санаторий "Фемида". Данные действия являются предметом оспаривания по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. на 10.06.2019, 26.09.2019 и на данный момент, далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. на 10.06.2019, 26.09.2019 и на данный момент, далее - Закон N 129-ФЗ) действующее законодательство предусматривает следующие способы прекращения юридического лица :
- путем реорганизации, ликвидации,
- путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа,
- в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Первый и третий способы прекращения юридического лица осуществляются по решению учредителя юридического лица, которое было учреждено в соответствии с требованиями закона, в частности, правоспособным на это лицом.
Второй из приведенных способов - по решению регистрирующего органа.
В силу частей 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, а именно :
- юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
- не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Часть 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает обязательное в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ опубликование в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, такого решения регистрирующего органа и сведений о порядке и сроках, адреса для направления кредиторами заявлений по недействующему юридическому лицу.
Часть 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предписывает, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно подпункта 8 пункта 3 статьи 50, пунктов 1 и 2 статьи 123.21 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения; учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учреждение может быть создано (в том числе) Российской Федерацией.
Полномочия по созданию федерального учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принадлежат Правительству Российской Федерации, что следует из статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 30.12.2020), статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. от 24.02.2021), пунктов 2 и 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (в ред. как на 11.12.2014, так и в настоящее время).
Как установлено, ФГБУ "Санаторий "Фемида" (федеральное государственное бюджетное учреждение) было создано не уполномоченным на это лицом. Для прекращения правоспособности незаконно созданного федерального государственного бюджетного учреждения регистрирующий орган принял и совершил единственно предусмотренные действующим законодательством решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего (при наличии всех признаков недействующего юридического лица) и действие - внес запись о прекращении юридического лица.
Данные действия регистрирующего органа соответствуют требованиям закона и не нарушают прав кредитора, так как предусмотренные законом гарантии лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (в частности кредиторов), касаются юридических лиц, которые были учреждены и приобрели гражданскую правоспособность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По данному делу доказательства законности приобретения гражданской правоспособности отсутствуют.
Свои права по взысканию уплаченных денежных средств по взаимоотношениям с ФГБУ "Санаторий "Фемида" АО "СКО ФНПР "Профкурорт" вправе защитить в исковом порядке, предъявив иск к виновному в нарушении прав лицу; в рамках правоотношений по прекращению незаконно учрежденного ФГБУ "Санаторий "Фемида" такие права защищены быть не могут.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; судебный акт подлежит отмене; в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Управления Судебного департамента в Республике Крым - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 по делу N А83-22094/2019 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "Санитарно-курортное объединение ФНПР "Профкурорт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Г.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22094/2019
Истец: АО "САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ФНПР "ПРОФКУРОРТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УФНС России по РК