город Омск |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А75-17767/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2505/2021) акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2021 по делу N А75-17767/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215, адрес: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, проспект Мира, д.43) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.104) о признании недействительным предписания от 25.09.2020 N 15-73/ЖК-2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - заявитель, Общество, АО "Газпром энергосбыт Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 25.09.2020 N 15-73/ЖК-2020.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2021 по делу N А75-17767/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, АО "Газпром энергосбыт Тюмень" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что суд необоснованно применил положения части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к спорным правоотношениям, вывод суда о том, что жилищное законодательство не дифференцирует порядок оплаты электроэнергии на содержание общедомового имущества в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее - МКД) не соответствует действующему законодательству. АО "Газпром энергосбыт Тюмень" обращает внимание на то, что жители спорных МКД выбрали непосредственный способ управление МКД и заключили с Обществом, как с ресурсоснабжающей организацией, договор о предоставлении коммунальной услуги энергоснабжения общедомового имущества. Общество не оказывает услуг по содержанию жилых помещений в спорных МКД, не является в указанных отношениях управляющей компанией в понимании жилищного законодательства, а значит размер расходов жителей спорных МКД на оплату электроэнергии на содержание общедомового имущества определяется не величиной затрат, включенных в плату за содержание, а стоимостью коммунального ресурса, рассчитанного в соответствии с пунктами 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
От Службы поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо ссылается на то, что расчет платы за коммунальные ресурсы не зависит от способа управления многоквартирными домами.
Определением суда от 01.04.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 29.04.2021 с целью предоставления Службой дополнительных пояснений по следующим вопросам:
- из чего по смыслу содержания части 2 статьи 154 ЖК РФ состоит плата за жилое помещение и коммунальные услуги по электроэнергии для собственника спорных домов, которые обслуживает снабжающая организация АО "Газпром энергосбыт Тюмень";
- при условии, что спорные дома находятся на непосредственном управлении собственников, что входит в состав платы за содержание жилых помещений по смыслу пункта 32 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491);
- каким образом, в силу пункта 44 Правил N 354, определяется размер платы за коммунальную услугу (а не коммунальный ресурс) при непосредственном способе управления с 01.07.2020.
15.04.2021 от Службы поступили письменные пояснения во исполнение определения суда, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "Газпром энергосбыт Тюмень" заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства с целью подготовки возражений на поступившие пояснения.
Судом ходатайство удовлетворено, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 14.05.2021.
12.05.2021 от АО "Газпром энергосбыт Тюмень" поступили письменные пояснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, письменные пояснения Службы и Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Службой на основании решения прокуратуры Кондинского района о согласовании внеплановой документарной проверки от 15.09.2020 и приказа N 15-73/ЖК-2020 от 14.09.2020 в период с 16.09.2020 по 25.09.2020 с целью установления фактов, изложенных в обращении от 07.09.2020 N 27.15-ОГ-73 жильца МКД, расположенного по адресу: пгт. Междуреченский, ул. Строителей, д. 12, кв. 3, а также в обращении от 08.09.2020 N 27.15-ОГ-74 жильца МКД, расположенного по адресу: пгт. Междуреченский, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 22, кв. 3, проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (л.д. 80-90).
В ходе проверки Служба установила, что АО "Газпром энергосбыт Тюмень" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории пгт. Междуреченский и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Договоры на поставку коммунального ресурса - электрической энергии заключены Обществом непосредственно с потребителями, проживающими в указанных МКД, которые выбрали в качестве способа управления домами непосредственное управление собственниками помещений в доме.
Указанные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии (далее - ОДПУ), помещения домов оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии (далее - ИПУ).
В ходе проверки Служба установила, что Общество с 01.07.2020 производит начисление размера платы потребителям за коммунальную услугу - электроснабжение, используемую на содержание общего имущества вышеуказанных МКД без учета нормативов потребления электрической энергии на общедомовое имущество, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2018 N 24-п. Весь объем электрической энергии, полученный в результате вычета суммы показаний ИПУ из объема ежемесячного потребления, определенного ОДПУ, распределяется Обществом пропорционально общей площади помещений, принадлежащих или используемых потребителями, проживающими в МКД.
Служба пришла к выводу, что Обществом при определении размера платы потребителям за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды МКД, нарушены требования части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.09.2020 N 15-73/ЖК2020 (л.д. 91-95).
В связи с выявленными нарушениями Службой в отношении Общества вынесено предписание от 25.09.2020 N 15-73/ЖК-2020, согласно которому заявителю в срок до 06.11.2020 предписано во исполнении требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ произвести потребителям, проживающим в пгт. Междуреченский по адресам ул. Строителей д. 12 и ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 22, перерасчет платы за электрическую энергию, израсходованную на общедомовое имущество МКД за июль, август 2020 года исходя из нормативов, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2018 N 24-п.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В удовлетворении требований заявителя отказано судом первой инстанции, с чем Общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирными домом, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 32 Правил N 491 установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений. При этом в состав указанной платы не включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, согласно протоколам общего собрания собственников помещений от 03.11.2016, 09.11.2016 собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Кондинский район, пгт. Междуреченский, ул. Строителей, д. 12 и ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 22, в качестве способа управления в указанных многоквартирных домах избрано непосредственное управление.
АО "Газпром энергосбыт Тюмень" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории пгт. Междуреченский и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Договоры на поставку коммунального ресурса - электрической энергии заключены Обществом непосредственно с потребителями, проживающими в указанных МКД.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 указанной статьи).
Частью 5 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанных норм права следует, что в случае непосредственного управления собственниками помещений в МКД самостоятельно заключаются договоры со специализированными организациями, осуществляющими содержание общего имущества. При этом в стоимость оказываемых специализированными организациями услуг не входит стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как обоснованно указывает АО "Газпром энергосбыт Тюмень", пунктом 44 Правил N 354 (в редакции до 01.07.2020 - редакция от 13.07.2019) ранее было предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определялся в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 было предусмотрено, что распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (в редакции до 01.07.2020).
В редакции Правил N 354 от 29.06.2020 абзац второй пункта 44 Правил признан утратившим силу с 01.07.2020 на основании Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии".
Таким образом, после 01.07.2020 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в этом доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354, а именно:
*,
где:
* - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 приложения N 2 к Правилам N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
*,
где:
VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных формул следует, что при определении объема коммунального ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в котором осуществляется непосредственное управление, норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужны не применяется.
Судебная коллегия признается обоснованными доводы подателя жалобы о том, что положения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ в настоящем случае не применяются к отношениям между ресурсоснабжающими организациями и жителями многоквартирных домов, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, поскольку указанная норма устанавливает порядок определения размера платы за содержание жилого помещения, а не порядок оплаты собственниками помещений коммунальных услуг (коммунального ресурса) в целях содержания общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Обратная позиция административного органа и суда первой инстанции противоречит нормам действующего жилищного законодательства, в силу чего признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2021 по делу N А75-17767/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и результатам рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2021 по делу N А75-17767/2020 - отменить.
Принять новый судебный акт. Признать недействительным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.2020 N 15-73/ЖК-2020.
Взыскать со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" судебные расходы в размере 4 500 руб. уплаченной государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Газпром энергосбыт Тюмень" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 27.01.2021 N 6535.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17767/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО