город Томск |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А03-18382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.05.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Молокшонова Д.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый И.Б. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-2518/2021) на решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18382/2019 (судья Янушкевич С.В.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Хабаровск, к индивидуальному предпринимателю Игнатову Валерию Павловичу, г. Новоалтайск Алтайского края (ИНН 226322656251, ОГРН 311220816600028), о взыскании 41 628 руб. 89 коп. платы за пользование вагонами, 330 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.06.2019 по 26.07.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.07.2019 до момента фактического исполнения требований,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мамугина Т.А., доверенность от 02.09.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: Струцкий Н.Н., доверенность от 08.02.2021, паспорт, диплом;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю Игнатову Валерию Павловичу о взыскании 41 628 руб. 89 коп. платы за пользование вагонами, 330 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.06.2019 по 26.07.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.07.2019 до момента фактического исполнения требований.
Решением от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края в иске отказано.
Истец в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указал, что перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза. После получения уведомления о прибытии груза и комплектов перевозочных документов от перевозчика время ожидания подачи вагонов под выгрузку по причине таможенного оформления вагонов, напрямую зависит от действий грузополучателя. Перевозчиком своевременно исполнены все обязательства, предусмотренные таможенным и транспортным законодательством. Плата за пользование вагонами не является мерой ответственности за виновные действия.
Ответчик в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (исполнителем) и ИП Игнатовым В.П. (заказчиком) заключен договор от 03.05.2017 N N 199/17/п, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по оказанию транспортно- экспедиционных услуг, указанных в протоколе согласования договорных цен.
В период с января по февраль 2018 года на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги из Китайской Народной Республики в адрес ИП Игнатова В.П. прибыли груженые вагоны N 3302594, 3327923, 3470546.
Представленными в материалы дела актами общей формы, книгами уведомлений о прибытии грузов, уведомлениями о завершении грузовой операции, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается факт и продолжительность простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Гродеково Дальневосточной железной дороги в ожидании "таможенного оформления".
По расчетам истца плата за пользование вагонами, принадлежащими Китайской железной дороге, составила 41 628 рублей 89 копеек.
В силу части 1 статьи 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размеры такой платы установлены Тарифным руководством N 2.
Согласно части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, в частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
В соответствии с частью 5 статьи 39 УЖТ размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Железные дороги России и КНР заключили Договор о ПГВ, предметом которого является взаимное сотрудничество между его сторонами в части пользования грузовыми вагонами в международном сообщении, его участниками являются ОАО "РЖД" и КЖД с 01.01.2009. Парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
Согласно пункту 17.1 Приложения Б к договору о ПГВ железнодорожная компания - пользовательница оплачивает железнодорожной компании - владельцу вагона плату за пользование вагоном по ставкам, указанным в Приложении 12 к ПГВ, с момента приема ею вагона до его передачи другой железнодорожной компании.
В пункте 34 Постановления N 30 разъяснено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Частью 1 статьи 88 ТК ЕЭС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
От имени перевозчика документы и сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов (часть 2 статьи 88 ТК ЕЭС).
Согласно части 1 статьи 100 ТК ЕЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Перечень мест временного хранения товаров определен статьей 99 ТК ЕЭС и статьей 198 Закона N 311-ФЗ. К числу указанных мест относятся железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств (пунктом 8 части 1 статьи 198 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 101 ТК ЕЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.
Частью 1 статьи 110 ТК ЕЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, подается до истечения срока временного хранения товаров либо в иной срок, установленный настоящим Кодексом.
Положения статьи 194 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений, далее - Закон N 311-ФЗ) предусматривали перечень обязанностей перевозчика при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Частью 2 статьи 194 Закона N 311-ФЗ предусмотрена возможность совершения действий, указанные в пунктах 4 и 5 части 1 данной статьи, любым заинтересованным лицом.
Правилами выдачи грузов железнодорожным транспортном, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29), предусмотрено, что прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
Пункт 20.2 Правил N 29 предусматривает, что на станциях, на которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, уполномоченное перевозчиком лицо посредством имеющихся средств связи, наряду с уведомлением о прибытии груза, представляет соответствующему таможенному органу, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, следующую информацию: грузоотправитель и страна отправления, грузополучатель и его адрес, наименование груза, количество мест, вес брутто/нетто, номер транспортного средства, номер перевозочного документа (накладная), дата прибытия груза и транспортных средств. Кроме того, оригинал накладной, дорожную ведомость и другие необходимые для таможенного оформления документы уполномоченное перевозчиком лицо передает грузополучателю под расписку, в которой указывается перечень этих документов, их номера, дата и время получения документов, а также срок их возвращения грузополучателем. Форма расписки устанавливается перевозчиком. О такой передаче документов грузополучателю перевозчик посредством использования имеющихся средств связи информирует таможенный орган.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора исполнитель на основании заявок заказчика оказывает заказчику услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 2.3.13 договора предусмотрено, что заказчик обязан обеспечивать равномерность отгрузки грузов, прибывающих для выгрузки и хранения на территории исполнителя в соответствии с технологическими нормами обработки груза, действующими на станции назначения. В случае прибытия на станцию количества вагонов свыше технологических норм, ответственность за нахождение вагонов на путях станции возлагается на заказчика. Плата за временное размещение на путях общего пользования вагонов (плата за использование инфраструктуры), в ожидании выгрузки обеспечивается заказчиком.
Из материалов дела, информации, представленной Хабаровской таможней (л.д. 140 том 2), следует, что на ж/д путях станции Гродеково Дальневосточной железной дороги находились прибывшие в адрес ответчика из КНР вагоны, принадлежавшие железнодорожной администрации КНР:
- вагон N 3302594 прибыл 13.01.2019,
- вагон N 3470546 прибыл 28.01.2019,
- вагон N 3327923 прибыл 01.02.2019.
Спорные вагоны прибыли на территорию РФ за день до уведомления грузополучателя о доставке груза.
На станции Гродеково отсутствуют структурные подразделения таможенных органов.
После прибытия товара перевозчик без уведомления грузополучателя поместил товар на временное хранение (приложение N 3 ответа Хабаровской таможни).
Согласно информации Хабаровской таможни в письме N 05-19/14683 от 07.10.2020 по ДТ N 10703070/040219/0002646 время и дата регистрации ДТ - 04.02.2019 в 11 час. 06 мин., дата и время выпуска товаров 05.02.2019 в 09 час. 29 мин.; по ДТ N 10703070/180119/0001121 время и дата регистрации ДТ- 18.01.2019 в 12 час. 02 мин., дата и время выпуска товаров - 18.01.2019 в 15 час. 09 мин., по ДТ N 10703070/290119/0002207 время и дата регистрации ДТ-29.01.2019 г. в 17 час. 18 мин., дата и время выпуска товаров- 30.01.2019 в 17 час. 33 мин.
Из материалов дела следует, что МЧУ согласовано заявление представителя Игнатова В.П. о том, что все импортные вагоны, приходящие в адрес ответчика, после таможенной очистки подавать на 109 путь и погрузочно-разгрузочные работы осуществлять силами МЧ-3 (л.д.24 т.2).
Фактически в спорный период: вагон N 3327923 в период всего с 22 часов 50 минут 01.02.2019 до 09 часов 29 минут 05.02.2019; вагон N 3302594 в период с 19 часов 10 минут 13.01.2019 до 15 часов 09 минут 18.01.2019; вагон N 3470546 в период с 19 часов 30 минут 28.01.2019 до 17 часов 33 минут 30.01.2019 - находились на временном хранении и до завершения таможенных операций (выпуск товара) не могли быть переданы перевозчиком грузополучателю (не готов к подаче).
Согласно актам общей формы в период простоя спорные вагоны находились на 105 путях, куда были перемещены истцом на период временного хранения.
В дальнейшем, после завершения таможенного оформления вагоны были поданы для разгрузки на 109 пути.
Согласно отметкам таможенного органа по прибытии "товар принят на временное хранение".
Сопоставив время уведомления ответчика о прибытии вагона на станцию назначения, расписки в получении комплекта документов, даты и время подачи таможенной декларации суд установил, что в период нахождения товара на временном хранении у грузоперевозчика таможенное декларирование товара заняло у грузополучателя от 2 до 5 дней.
Таким образом, обязанность по оплате простоя в период таможенного оформления груза - в указанные выше периоды у ответчика не возникла, поскольку из представленных в материалы дела доказательств не установлена просрочка или задержка в совершении, которые бы увеличили время ожидания подачи вагонов под выгрузку по причине таможенного оформления вагонов по причинам, зависящим от ответчика.
Следовательно, оплачиваемое время за пользование вагонами исчисляется с момента фактической подачи к месту погрузки.
Доказательств того, что действия ответчика при таможенном оформлении отклонялись от разумной нормы поведения не представлено, задержек в совершении необходимых мероприятий со стороны грузополучателя не допущено.
В период таможенного оформления вагоны не находились у грузополучателя, нахождение вагонов под таможенным оформлением является объективным требованием закона и необходимым условием исполнения ОАО "РЖД", как таможенным перевозчиком, обязанности перевозчика по договору перевозки, следовательно, названный период не является периодом ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, что, исходя из буквального смысла статьи 39 УЖТ, не является основанием для взимания с грузополучателя платы за пользование вагонами.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18382/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18382/2019
Истец: ОАО Дальневосточная железная дорога, филиал "Российские железные дороги"
Ответчик: Игнатов Валерий Павлович
Третье лицо: Хабаровская таможня