г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А21-9972/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7402/2021) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Экономъ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2021 по делу N А21-9972/2020 (судья Сергеева И.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Экономъ"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2020 N ЖК-4/406/РТС/124
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экономъ" (ОГРН 1073905022157, далее - ООО "УК "Экономъ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) от 18.08.2020 N ЖК-4/406/РТС/124 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.01.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение по делу изготовлено судом первой инстанции 28.01.2021.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 28.01.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление от 18.08.2020 N ЖК-4/406/РТС/124, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), и обеспечению доступа представителей ОАО "Калининградгазификация" для проведения работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования; Обществом приняты меры по обеспечению необходимого доступа в подъезды и места общего пользования многоквартирных домов, собственники помещений уведомлены о необходимости допуска представителей ОАО "Калининградгазификация" в квартиры для проведения мероприятий по техническому обслуживанию газового оборудования.
В установленный определением суда от 25.03.2021 срок Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Министерство поступило обращение ОАО "Калининградгазификация" (вх.N 13579), содержащее информацию об отказе управляющей организацией ООО "УК "Экономъ" в допуске к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирного дома N 101 по ул. Гайдара в г. Калининграде Калининградской области.
Из представленных в Министерство документов установлено, что между ОАО "Калининградгазификация" (Исполнитель) и ООО "УК "Экономъ" (Заказчик) заключен договор на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования от 13.11.2017 N 17/05-573-2017/УК (далее - Договор), согласно которому ОАО "Калининградгазификация" обязалось выполнить работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в многоквартирных домах, поименованных в Приложении N 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 2.1.7 Договора Заказчик обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей исполнителя (при предъявлении служебного удостоверения) к ВДГО, включая участки газопроводов, проложенных в квартирах, для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящим Договором.
Министерством установлено, что Обществом в нарушение подпункта "г" пункта 42 Правил N 410 Обществом не исполнена обязанность по обеспечению доступа представителей ОАО "Калининградгазификация" к внутридомовому газовому оборудованию вышеперечисленных МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа.
17.06.2019 в ООО УК "Экономъ" поступило и зарегистрировано уведомление ОАО "Калининградгазификация" о проведении 25.07.2019 в 9-30, в соответствии с графиком технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, технического обслуживания МКД по адресу: г. Калининград, ул. Гайдара, 101.
В ходе проведенного 25.07.2019 технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, управляющей организацией ООО УК "Экономъ" не был предоставлен доступ в часть жилых помещений для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутри квартирного газового оборудования МКД.
13.08.2019 ОАО "Калининградгазификация" в адрес Общества, в соответствии с требованиями пункта 48 Правил N 410, направлено уведомление о проведении 11.10.2019 повторного обследования по указанному МКД. Данное уведомление было получено и зарегистрировано управляющей организацией 13.08.2019 вх. N 190/08/19.
В ходе проведенного 11.10.2019 технического обследования ВДГО управляющей организацией ООО УК "Экономъ" не был предоставлен доступ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД.
В связи с не предоставлением доступа в жилые помещения для проведения обследования внутридомового газового оборудования, ОАО "Калининградгазификация" 25.10.2019 направило в адрес ООО УК "Экономъ" извещение N 1, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД, для проведения обследования. Указанное извещение получено управляющей организацией и зарегистрировано 25.10.2019 вх.N 225/10/19.
ООО УК "Экономъ" в течение 7 дней со дня получения извещения N 1, дату и время проведения обследования не согласовало, ответ на извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило.
В связи с тем, что управляющей организацией в течение 7 дней со дня получения извещения N 1, не согласована дата и время проведения обследования, ОАО "Калининградгазификация" направлено повторное извещение N 2 от 20.11.2019, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД. Указанное извещение получено управляющей организацией и зарегистрировано 06.12.2019 вх. N 249/12/19.
ООО УК "Экономъ" в течение 7 дней со дня получения повторного извещения N 2, дату и время проведения обследования не согласовало, ответ на извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило, в связи с чем ОАО "Калининградгазификация" 01.06.2020 составлен акт об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию МКД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 23.07.2020 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении ООО "УК "Экономъ" протокола N ЖК-4/406/РТС/13579-вх об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 18.08.2020 о назначении административного наказания по делу N ЖК-4/406/РТС/124 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 28.01.2021 в связи со следующим.
Частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Как определено в пункте 2 Правил N 410 "внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме" - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 42 Правил N 410 заказчик обязан обеспечить доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами.
Аналогичные положения предусмотрены также пунктом 2.1.7 договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 13.11.2017 N 17/05-573-2017/УК, заключенного между ОАО "Калининградгазификация" (Исполнитель) и ООО "УК "Экономъ" (Заказчик).
В соответствии с пунктом 46 Правил N 410, выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений), информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил (пункт 47 Правил N 410).
Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения (пункт 48 Правил N 410).
Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (пункт 49 Правил N 410).
Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ (пункт 50 Правил N 410).
При невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 51 Правил N 410).
Исполнитель в согласованные с заказчиком дату и время выполняет работы по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, связанные с необходимостью получения доступа в соответствующее жилое или нежилое помещение (пункт 52 Правил N 410).
Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором.
Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами (пункт 53 Правил N 410).
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку (пункт 53 Правил N 410).
В рассматриваемом случае Министерством установлено и материалами дела подтверждается, что на дату составления протокола об административном правонарушении 23.07.2020 Общество в нарушение вышеприведенных требований Правил N 410 и условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 13.11.2017 N17/05-573-2017/УК, заключенного с ОАО "Калининградгазификация", не исполнило обязанность по обеспечению доступа представителей Исполнителя (ОАО "Калининградгазификация") к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования в квартирах многоквартирного дома N101 по ул. Гайдара в г. Калининграде Калининградской области.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актами о непредставлении доступа для проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования от 25.07.2020, от 06.02.2020, актом от 01.06.2020 об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию жилых помещений спорного МКД (квартиры N N 10, 14, 19, 26, 27,29, 31, 33, 37, 39, 40, 41, 42, 45, 16, 48, 7, 9), составленным ОАО "Калининградгазификация".
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 410 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
Доводы Общества о том, что им предприняты все меры по обеспечению доступа представителей ОАО "Калининградгазификация" к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а именно размещена информация на информационных досках в местах общего пользования, разосланы уведомления в почтовые ящики собственников жилых помещений, документально не подтверждены. Обществом не представлены ни административному органу, ни в суд первой инстанции доказательства принятия каких-либо мер по уведомлению собственников жилых помещений в спорных МКД (почтовыми отправлениями, нарочным под роспись, путем размещения на информационных стендах в подъездах и т.д.) о необходимости обеспечить допуск представителей ОАО "Калининградгазификация" к внутридомовому газовому оборудованию, находящемуся в квартирах, для проведения работ по техническому обслуживанию в указанные ОАО "Калининградгазификация" даты планируемого технического обслуживания.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что Министерством представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Судом проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что несвоевременное проведение технического обслуживания ВДГО влечет возникновение угрозы жизни и здоровья жителей МКД, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительными.
В рассматриваемом случае наказание назначено Обществу в виде штрафа в размере 40000 рублей, то есть в минимальном размере санкции части 3 статьи 9.23 КоАП РФ с учетом отсутствия предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность обстоятельств, на что прямо указанно в оспариваемом постановлении от 18.08.2020 N ЖК-4/406/РТС/124.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Министерства от 18.08.2020 N ЖК-4/406/РТС/124 о назначении административного наказания.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 28.01.2021.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 января 2021 года по делу N А21-9972/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Экономъ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9972/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭКОНОМЪ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ