город Воронеж |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А08-3206/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "ШвабеСеверо-Запад": Терехова Т.А.- представитель по доверенности N 1 от 27.09.2021, сроком действия до 27.09.2024, предъявлен паспорт;
от УФАС по Белгородской области: Репей А.О.- представитель по доверенности N 08/24 от 09.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт;
от ОГКУ "Центр закупок": Сподина Т.В.- представитель по доверенности ЦЗ 1-06-84 от 27.02.2024, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт;
от ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского": Немцова С.А.- представитель по доверенности от 22.06.2023, сроком действия до 22.06.2024, предъявлен паспорт;
от Управления по регулированию в сфере закупок Белгородской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ИП Миронова Е.В.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШвабеСеверо-Запад" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2023 по делу N А08-3206/2023, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Северо-Запад" (ИНН 7801618930, ОГРН1137847492518) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) от 27.02.2023 N725/2 по делу N 031/06/42-109/2023,
третьих лиц: ОГКУ "Центр закупок", ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", Управление по регулированию в сфере закупок Белгородской области, ИП Миронов Евгений Васильевич,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Швабе-Северо-Запад" (далее - ООО "Швабе-Северо-Запад", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородского УФАС России, Управление) от 27.02.2023 по делу N 031/06/42-109/2023 недействительным.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГКУ "Центр закупок", ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", Управления по регулированию в сфере закупок Белгородской области, ИП Миронова Евгения Васильевича.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ШвабеСеверо-Запад" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что аукционная документация была составлена с нарушениями: заказчиком не применен код позиции каталога товаров, работ и услуг; указаны дополнительные характеристики товара.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от УФАС по Белгородской области, ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", ОГКУ "Центр закупок", а также дополнение к апелляционной жалобе, поступившее от ООО "Швабе-Северо-Запад".
В судебном заседании представитель ООО "ШвабеСеверо-Запад" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Белгородского УФАС России, ОГКУ "Центр закупок", ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управления по регулированию в сфере закупок Белгородской области, ИП Миронова Е.В. представители не явились, извещены надлежащим образом.
06.02.2023 ОГКУ "Центр закупок" опубликовано извещение N 0826500000923001004 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) о проведении электронного аукциона, объект закупки - поставка медицинский изделий (инкубатор интенсивной терапии, ввод в эксплуатацию медицинский изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинских изделий, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий).
Заказчик - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Лики Крымского".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 640 000 руб.
Информация об объекте закупки: инкубатор интенсивной терапии для новорожденных, код позиции по ОКПД2 - 32.50.21.160.
Заказчиком при описании объекта закупки указаны характеристики, которые предусмотрены КТРУ и дополнительные, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Заказчику для выполнения своих функций в отделении новорожденных и при выхаживании новорожденных детей с низкой массой тела, необходим инкубатор для новорожденных, обладающий, в том числе, такими характеристиками как: активный тип увлажнения - кипение; диапазон регулировки уровня влажности вне зависимости от внешних условий; контроль температуры по коже и воздуху; количество окон, обеспечивающих доступ к пациенту; порты-отверстия с уплотнителями для подведения трубок и инфузионных систем; лоток для рентген кассеты; весы; блок регулировки концентрации кислорода; стойка переменной высоты.
ООО "ШвабеСеверо-Запад" обратилось с жалобой в Белгородское УФАС России на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
В указанной жалобе общество считает, что заказчик планирует приобрести медицинское изделие с кодом вида медицинских изделий "157920 - инкубатор для новорожденных стандартный" согласно номенклатуре классификации медицинских изделий по видам, а также относится к КТРУ 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный".
При рассмотрении дела N 031/06/42-109/2023, Белгородским УФАС России была проведена внеплановая проверка, по итогом которой было выявлено, что при проведении обжалуемого электронного аукциона N 0826500000923001004 нарушение действующего законодательство РФ о контрактной системе не выявлено. Жалоба Общества признана необоснованной.
Не согласившись с решением УФАС по Белгородской области от 27.02.2023, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
При этом, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности, если они не могут быть удовлетворены российскими производителями.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении закупки должны содержаться: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В данном случае, требования к закупаемому товару - инкубатор интенсивной терапии, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, установлены Заказчиком в документации об аукционе.
"Описание объекта закупки" разработано исходя из потребностей заказчика - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского".
При описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 установлен запрет на применение дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных позицией каталога, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, в силу подпункта "а" пункта 5 Правил N 145 при наличии ограничений, установленных для товара Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 7 Правил N 145 предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона N 44-ФЗ соответственно.
Заказчик в извещении от 06.02.2023 (N 0826500000923001004) указал дополнительные характеристики медицинского оборудования (активный тип увлажнения - кипение; диапазон регулировки уровня влажности вне зависимости от внешних условий; контроль температуры по коже и воздуху; количество окон, обеспечивающих доступ к пациенту; порты-отверстия с уплотнителями для подведения трубок и инфузионных систем; лоток для рентген кассеты; весы; блок регулировки концентрации кислорода; стойка переменной высоты) с обоснованием использования таких дополнительных характеристик, что соответствует пункту 5 Правил использования КТРУ.
Заказчик обосновал включение в уведомление о проведении закупки дополнительных характеристик - выполнение функций в отделении интенсивной терапии выхаживание новорожденных детей с низкой массой тела, после хирургических вмешательств и с инфекционными заболеваниями.
Необходимость наличия данных характеристик у объекта закупки подтверждается разделом "Поддержание термонейтрального окружения" методического письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336, пунктом 3.2 "Клинических рекомендаций "Врожденная анемия вследствие кровопотери у плода", утвержденных Министерством здравоохранения России.
Таким образом, Больнице требуется "Инкубатор для проведения интенсивной терапии новорожденных", для выхаживания младенцев с экстремально низкой массой тела с существенно важными для Заказчика характеристиками и предназначенный для снятия медицинских показаний в целях точного определения состояния здоровья ребенка, его реакции на лечение, который используется в реанимационном отделении.
Следовательно, антимонопольный орган и суд области правомерно пришли к выводу о том, что ни одна из позиций КТРУ не отвечает в полном объеме целям и потребностям лечебного учреждения для оказания медицинской помощи детям, а также нуждающимся в выхаживании (выживании) новорожденных. В связи с чем, Заказчиком в извещении указаны дополнительные характеристики.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Закон N 44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Проанализировав требования к медицинскому оборудованию для нужд заказчика, суд приходит к выводу, что специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, в связи с требование заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной систем.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к медицинскому оборудованию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
При этом судом принято во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 по делу N А65-27607/2014).
ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Характеристики, включенные в Описание объекта закупки, обоснованы потребностями Заказчика и установлены с целью получить товар для оказания квалифицированной медицинской помощи недоношенным детям в условиях реанимации.
При этом использование инкубатора вида КТРУ 32.50.21.160-00000003, которое предлагает ООО "ШвабеСеверо-Запад", не сможет обеспечить высокотехнологичную, медицинскую помощь новорожденным и недоношенным детям в реанимации, а следовательно, не отвечает потребностям заказчика.
Доводы апеллянта надлежащими - достоверными и достаточными доказательствами не подтверждены.
Таким образом, у суда не имеется оснований для выода, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Поскольку основной целью законодательства о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Доказательств того, что требования к закупаемому товару указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, материалы дела не содержат. Заказчиком обоснованы заданные им характеристики объекта закупки и специфика его применения.
Кроме того, предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем, отсутствие у общества товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения заявителем в целях участия в аукционе (Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N 308-ЭС21-26790 по делу N А61-4140/2020).
07.03.2023 заказчиком по результатам аукциона заключен контракт, который в настоящее время исполнен в полном объеме. Признанием решения антимонопольного органа незаконным не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.05.2023 по делу N А36-4181/2022).
Таким образом, решение антимонопольного органа от 27.02.2023 N 725/2 по делу N 031/06/42-109/2023 является законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2023 по делу N А08-3206/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3206/2023
Истец: ООО "Швабе-Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
Третье лицо: ИП Миронов Евгений Васильевич, ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАРООСКОЛЬСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО", ОГКУ "Центр Закупок", Терехова Татьяна Андреевна