г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А26-3321/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10719/2021) Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бурцевой Александры Александровны на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2021 по делу N А26-3321/2020, принятое
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бурцевой Александры Александровны
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Бурцева Александра Александровна (далее - Глава, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.01.2020 N 889/1 (далее - Управление).
Решением от 17.02.2021 Арбитражный суд Республики Карелия признал соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.01.2020 N 889/1. В удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Глава крестьянского фермерского хозяйства Бурцева А.А. просит решение суда от 17.02.2021 отменить, ссылаясь на отсутствие нарушений указанных в обжалуемом предписании. Также выдача второго предписания, а не продление первого не может не нарушать прав и законных интересов заявителя, так как в случае неисполнения предписаний на него может быть возложена ответственность в двукратном размере.
Стороны, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основным видом осуществляемой Бурцевой А.А. хозяйственной деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота (код ОКВЭД 01.41.1), дополнительными - производство сырого коровьего молока и выращивание свиней на мясо (коды ОКВЭД 01.41.21 и 01.46.11, соответственно).
Хозяйственную деятельность Бурцева А.А. осуществляет по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, с. Деревянное, хутор, д. 15.
Во исполнение приказа Россельхознадзора от 16.04.2019 N 388 ДСП "О проведении проверок", изданного во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 03.04.2019 N АГ-П11-2558, Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу было вынесено распоряжение от 25.10.2019 N 889-р о проведении в отношении Бурцевой А.А. внеплановой выездной проверки.
По итогам проверки сотрудники Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Немцова С.Я. и Сердцова Л.М. составили акт от 06.11.2019 N 889, в котором указали, в том числе следующее.
Занимаемая КФХ Бурцевой А.А. по вышеуказанному адресу территория площадью 18 соток огорожена забором частично и не обеспечивает невозможность проникновения на нее посторонних лиц и животных. Территория хозяйства захламлена навозом, старым сеном, мешками, досками, шинами и т.п. На 31.10.2019 в хозяйстве находилось 8 коров (из них 2 телки), 2 телят в возрасте 5-6 мес., бык и свинья. Движение поголовья животных в хозяйстве не ведется. На используемое для кормления животных сено в количестве 13 тонн 200 кг не представлены ветеринарно-сопроводительные документы. При входе в сарай, где содержатся коровы, отсутствуют дезинфекционные коврики. Молочно-моечного помещения для обработки и временного хранения молока не имеется. Со слов Бурцевой А.А. все сырое молоко скармливается животным и используется в личных целях. Проход в сарай с молодняком осуществляется через занавоженную выгульную площадку, где в момент проверки находились годовалый бык и свиноматка. Акты о проведении туберкулинизации и исследований на бруцеллез и лейкоз были представлены только в отношении 5 коров, исследования на гельминтозы - только в отношении 1 коровы. Отсутствует план противоэпизоотических мероприятий.
Посчитав, что Бурцевой А.А. не выполняются обязательные требования в области ветеринарии, 06.11.2019 Немцова С.Я. выдала Бурцевой А.А. предписание от 06.11.2019 N 889, которым обязала выполнить мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно:
- восстановить огораживание территории хозяйства с целью недопущения проникновения диких животных (пункт 1);
- обеспечить выгул и содержание свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающее контакт с другими с/х животными (пункт 2);
- оборудовать молочно-моечное помещение для обработки и временного хранения молока, стены которого должны быть окрашены влагостойкими красками светлых тонов либо облицованы кафельной плиткой на высоту не менее 1,8 м (пункт 3);
- для дезинфекции обуви при входе в животноводческие помещения оборудовать дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанные дезинфицирующими растворами (пункт 4);
- составить и утвердить план профилактических, противоэпизоотических мероприятий с ГБУ РК "Республиканский центр ветеринарии и консультирования" (пункт 5);
- предоставить ветеринарно-сопроводительные документы на сено в количестве 13 т 200 кг, подтверждающие эпизоотическое благополучие местности по особоопасным заболеваниям в месте приобретения (пункт 6);
- очистить выгульную площадку от навоза, убрать территорию от хлама и мусора (пункт 7);
- оборудовать водонепроницаемую площадку с твердым покрытием для сбора и обеззараживания навоза биотермическим способом (пункт 8);
- провести исследования на гельминтозы 5 коров и свиньи (пункт 9);
- провести исследования одной коровы на бруцеллез и лейкоз, провести диагностическую туберкулинизацию (пункт 10);
- завести журнал учета (движения) животных и вносить в него записи по факту ввоза, убоя и падежа (пункт 11).
Срок исполнения указанных в пунктах 2 и 11 мероприятий был установлен до 06.11.2019, указанных в пунктах 4, 6, 7, 9, 10 - до 21.11.2019, указанного в пункте 5 - до 05.12.2019, указанных в пунктах 1, 3, 8 - до 20.05.2020.
В акте от 31.12.2019 N 996 указано, что в связи с отсутствием Бурцевой А.А. и ее представителей по адресу осуществления хозяйственной деятельности (Прионежский район, с. Деревянное, ул. Хутор, д. 15) при проведении внеплановой выездной проверки 27, 30 и 31 декабря 2019 года, проверка, назначенная распоряжением N 996-р, не проведена.
Оспариваемым предписанием (в редакции от 15.05.2020), которое вынесено 31.01.2020, на Бурцеву А.А. возложены следующие обязанности:
- восстановить огораживание территории хозяйства с целью недопущения проникновения диких животных (пункт 1);
- обеспечить выгул и содержание свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающими контакт с другими с/х животными (пункт 2);
- оборудовать молочно-моечное помещение для обработки и временного хранения молока, стены которого должны быть окрашены влагостойкими красками светлых тонов либо облицованы кафельной плиткой на высоту не менее 1,8 м (пункт 3);
- для дезинфекции обуви при входе в животноводческие помещения оборудовать дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанные дезинфицирующими растворами (пункт 4);
- составить и утвердить план профилактических, противоэпизоотических мероприятий с ГБУ РК "Республиканский центр ветеринарии и консультирования" (пункт 5);
- очистить выгульную площадку от навоза, убрать территорию от хлама и мусора (навоза, старого сена, мешков и т.д.) (пункт 7);
- оборудовать водонепроницаемую площадку с твердым покрытием для сбора и обеззараживания навоза биотермическим способом (высота - до 2 м., ширина - до 2,5 м, длина - произвольная) (пункт 8);
- провести исследования на бруцеллез, лейкоз и диагностическую туберкулинизацию в отношении одной коровы (пункт 10);
- завести журнал учета (движения) животных и вносить в него записи по факту перемещения животных (ввоза, убоя и падежа) (пункт 11).
Срок исполнения данных мероприятий установлен до 20.05.2020.
При этом в названном предписании указано, что мероприятия по проведению исследований на гельминтозы 5 коров и свиньи (что соответствует пункту 9 предписания N 889) выполнены, мероприятия по предоставлению ветеринарно-сопроводительных документов на сено в количестве 13 т 200 кг, подтверждающие эпизоотическое благополучие местности по особоопасным заболеваниям в месте приобретения (что соответствует пункту 6 предписания N 889) исключены, мероприятия по проведению исследований на бруцеллез, лейкоз и диагностической туберкулинизации (что соответствует пункту 10 предписания N 889) выполнены частично (не представлен акт туберкулинизации одной коровы).
Не согласившись с предписанием Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.01.2020 N 889/1, Глава обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Как указано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Мероприятием по контролю признаются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля, в том числе по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, по проведению обследований земельных участков (пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Установление сроков по устранению выявленных при проверке нарушений относится к исключительной компетенции проверяющего лица, а их размер может зависеть от различных факторов, включая и погодные условия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бурцева А.А. не оспаривает обоснованность установления периода исполнения мероприятий, указанных в пунктах 2, 4, 5, 7, 10 и 11 предписания N 889 - до 20.05.2020.
Законодательством не установлен запрет проверяющему органу самостоятельно увеличить срок исполнения предписания при наличии для этого каких-либо причин, а также не запрещается проверяемому лицу обратиться в контролирующий орган с заявлением о продлении сроков исполнения выданного ему предписания.
Следовательно, само по себе самостоятельное увеличение проверяющим лицом срока исполнения раннее выданного хозяйствующему субъекту предписания об устранении нарушений требований законодательства не является нарушением Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 21 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Предписанием N 889/1 на Бурцеву А.А. не возложены иные обязанности, которые не указаны в предписании N 889. Сам факт оформления оспариваемого акта в виде отдельного предписания обусловлен, по мнению суда, необходимостью в сложившейся ситуации отразить сведения о выполнении (полном или частичном) и исключении пунктов 6, 9 и 10 предписания N 889, поскольку провести проверку по распоряжению N 996-р не представилось возможным. При этом фиксирование контролирующим органом факта частичного исполнения Бурцевой А.А. ранее выданного предписания N 889 никак не может повлечь нарушение ее прав и законных интересов.
Распоряжением Управления N 157-р от 19.06.2020 назначена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания N 889/1 от 31.01.2020.
Согласно акту N 157 от 06.07.2020 о невозможности проведения проверки, должностными лицами Управления осуществлялись выезды по адресу ИП Бурцевой А.А., трижды зафиксированы факты отсутствия заявителя и её представителей по месту нахождения хозяйства.
В мировой суд Прионежского района направлено заявление о привлечении к ответственности ИП Бурцевой А.А. по части 2 статьи 9.4.1 КоАП РФ. Производство по заявлению прекращено 09.10.2020 в связи с истечением сроков давности.
Следовательно, довод подателя жалобы о двукратной ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных предписанием, несостоятелен.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в рамках дела N А26-11445/2019 о признании недействительным предписания N 889 от 06.11.2019 представителями административного органа были даны пояснения по пунктам предписания и допрошена в качестве свидетеля государственный инспектор отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления Немцова С.Я. Предписанием N 889/1 на Бурцеву А.А. не возложены иные обязанности, которые не указаны в предписании N 889 от 06.11.2019.
Доводы Бурцевой А.А. об отсутствии у нее обязанности выполнять указанные в предписании N 889/1 мероприятия судом первой инстанции отклонены на основании части 2 статьи 69 АПК РФ, поскольку данные доводы были оценены судом в деле N А26-11445/2019, в рамках которого рассматривалось заявление Бурцевой А.А. о признании полностью недействительным выданного Управлением предписания N889. Решением суда от 14.05.2020 по данному делу, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2020, в удовлетворении заявления Бурцевой А.А. было отказано.
С учетом указанных ранее сведений о невозможности проведения внеплановых проверок по исполнению предписания (по распоряжению N 996-р от 24.12.2019, по распоряжению N 157-р от 19.06.2020) и, соответственно, отсутствии возможности оценки административным органом наличия/отсутствия нарушений, довод заявителя является несостоятельным.
Кроме того Управление в отзыве на жалобу пояснило, что указанные в предписании N 889/1 от 31.01.2020 мероприятия направлены на предупреждение и предотвращение угрозы возникновения и распространения в хозяйстве ИП Бурцевой А.А. инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, результатом которых может явиться причинение вреда жизни и здоровью неограниченному кругу людей и животных. Возложение обязанностей, предусмотренных названными в предписании нормативными актами, обусловлено видами осуществляемой Бурцевой А.А. хозяйственной деятельности. Отсутствие заявителя при проведении проверки исполнения предписания свидетельствует о недобросовестном отношении Бурцевой А.А. к своим обязанностям, и не позволяет Управлению в полной мере реализовать полномочия по ветеринарному контролю и надзору на территории Республики Карелия. Несоблюдением указанных требований законодательства Российской Федерации Бурцева А.А. создает условия, при которых не обеспечивается профилактика и предупреждение болезней животных, безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, а также не соблюдаются зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства. При этом нахождение крестьянско-фермерского хозяйства на территории населенного пункта - с. Деревянное, в непосредственной близости от жилых домов и построек других собственников, а также крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств иных лиц, влечет за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Доказательств обратного в нарушении статьи 65 АПК РФ Бурцевой А.А. не представлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2021 по делу N А26-3321/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3321/2020
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бурцева Александра Александровна
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу