г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А56-86043/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Зыбин И.Ю. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3212/2024) акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2024 по делу N А56-86043/2023, принятое
по заявлению акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 30.08.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2243/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Решением суда от 12.01.2024 оспариваемое постановление Управления от 30.08.2023 N 047/04/9.21-2243/2023 изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 600 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения по заключенным договорам N 05-746/005-ПСФ-22, N 10-025/005-ПС-22, N 08-035/005-ПС-22, N 06-107/005-ПС-21, N 10-022/005-ПС-21, поскольку срыв сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению обусловлен действиями самих заявителей по указанным договорам. Общество полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступили сведения из Прокуратуры Ленинградской области (вх. N 9087-ЭП/23 от 01.08.2023) с информацией о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что
1) 30.09.2022 между ООО "Специализированный застройщик ЛО 1" и Обществом заключен договор N 05-746/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок под среднеэтажную жилую застройку", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Каменногорское городское поселение, г. Каменногорск, ул. Майская, уч. 34, кадастровый номер 47:01:0201004:1112, максимальная мощность присоединения - 96,8 кВт (далее - Договор N 1).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 30.09.2022, дата окончания - 30.01.2023.
2)18.05.2022 между ГБУЗ ЛО "Подпорожская Межрайонная больница" и Общестовм заключен договор N 20-610/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "Нежилое помещение N1. Центр гигиены и эпидемиологии", расположенного по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, г. Подпорожье, ул. Волховская, д. 15, пом. 1, кадастровый номер 47:05:0104006:1104, максимальная мощность присоединения - 150 кВт (далее - Договор N 2).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 18.05.2022, дата окончания - 18.11.2022.
3) 03.06.2022 между Администрацией Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и Обществом заключен договор N 10-025/005-ПС-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок для размещения здания Дома культуры со зрительным залом на 150 мест, библиотекой, пристроенным спортивным корпусом", расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п. Красный Бор, ул. Горская, д. 6, кадастровый номер 47:26:0206008:192, максимальная мощность присоединения - 243,96 кВт (далее - Договор N 3).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 03.06.2022, дата окончания - 03.06.2023.
4) 13.07.2022 между ООО "Титанмед" и Обществом заключен договор N 08-035/005-ПС-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок для проектирования, создания, технического обслуживания и эксплуатации территории отдыха с гостиницами для размещения туристов и отдыхающих и спортивным сооружением "Лыжная база", расположенного по адресу: Ленинградская область, МО Сосновоборский городской округ, г. Сосновый Бор, ул. Соколова, з/у N 15, кадастровый номер 47:15:0104001:662, максимальная мощность присоединения - 266,45 кВт (далее - Договор N 4).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 13.07.2022, дата окончания - 13.11.2022.
5) 17.08.2022 между ГУП "Леноблводоканал" и Обществом заключен договор N 06-794/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "Канализационная насосная станция", расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, г. Луга, Медведское шоссе, в границах кадастровых кварталов N 47:29:0103018; N 47:29:0103017; N 47:29:0103015, максимальная мощность присоединения - 22 кВт (далее - Договор N 5).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 17.08.2022, дата окончания - 17.12.2022.
6) 16.11.2021 между ООО "СК ЛЭНД" и Обществом заключен договор N 06-107/005-ПС-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок для размещения многоквартирных жилых домов", расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Просвещения, уч. N 2, 2023-8786 4 кадастровый номер 47:24:0102004:3065, максимальная мощность присоединения - 390,32 кВт (далее - Договор N 6).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 16.11.2021, дата окончания - 16.11.2022.
7) 26.04.2021 между ООО НПФ "БАРС-2" и Обществом" заключен договор N 10-022/005-ПС-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельные участки под размещение производств не выше III-IV классов опасности", расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Кировское городское поселение, г. Киовск, ул. Песочная, N 2, кадастровые номера 47:16:0101011:26 и 47:16:01011:41, максимальная мощность присоединения - 4 356 кВт (далее - Договор N 7).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 месяца с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 26.04.2021, дата окончания - 26.04.2023.
8) 01.11.2022 между ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Обществом заключен договор N 08-889/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок для обслуживания автотранспорта", расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Кингисеппское городское поселение, г. Кингисепп, кадастровый номер 47:20:0000000:14574, максимальная мощность присоединения - 145 кВт (далее - Договор N 8).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 01.11.2022, дата окончания - 01.05.2023.
9) 10.08.2022 между Администрацией муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области и Обществом заключен договор N 05-383/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельный участок под размещение объектов культуры и искусства, связанных с проживанием населения (библиотек, музыкальных, художественных, хореографических школ и студий, домов творчества и т.д.)", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Высоцкое городское поселение, город Высоцк, ул. Ленинская, кадастровый номер 47:01:0301001:579, максимальная мощность присоединения - 60 кВт (далее - Договор N 9).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 10.08.2022, дата окончания - 10.12.2022.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" требований Правил N 861, в связи с чем определением от 07.08.2023 в отношении АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-2243/2023 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 17.08.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-2243/2023.
Постановлением Управления от 30.08.2023 N 047/04/9.21-2243/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным снизить размер штрафа до 600 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор должен содержать в качестве существенных условий перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" заключены договоры N N 05-746/005-ПСФ-22, 20-610/005-ПСФ-22, 10-025/005-ПС-22, 08-035/005-ПС-22, 06-794/005-ПСФ-22, 06-107/005-ПС-21, 10-022/005-ПС-21, 08-889/005-ПСФ-22, 05-383/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта, с определенными между сторонами сроками выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Между тем, технологические присоединения энергопринимающих устройств заявителей в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договоров, не осуществлены.
Таким образом, факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договорам установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 указанной статьи.
Доводы Общества о том, что в адрес сетевой организации уведомление о выполнении предусмотренных техническими условиями мероприятий по технологическому присоединению от заявителей по договорам N 1, 3, 4, 6, 7 не поступало, а также о том, что мероприятия по технологическому присоединению представляют собой комплекс действий как заявителя, так и сетевой организации, подлежат отклонению, поскольку относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что по всем договорам, при исполнении которых УФАС установлены нарушения, не поступили уведомления от заявителей о выполнении ими технических условий, ни при рассмотрении административного дела, ни в материалы арбитражного дела заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заключение с заявителями по договорам дополнительных соглашений о продлении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов не может свидетельствовать об отсутствии вины сетевой компании, так как пункт 16 Правил N 861 не предусматривают возможности продления 6-месячного срока исполнения договора технологического присоединения.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд принимает также во внимание, что технологические присоединения энергопринимающих устройств по договорам 1, 3, 4, 6, 7 на момент рассмотрения спора в суде Обществом не произведено, акт о присоединении в материалы дела не представлен.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание, что Общество относится к категории стратегических предприятий, обеспечивающих устойчивость экономики в условиях наложенных иностранными государствами санкций, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного УФАС наказания, снизив размер штрафа до 600 000 руб.
По мнению апелляционного суда, наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 12.01.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 января 2024 года по делу N А56-86043/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-86043/2023
Истец: АО "ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области