Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2021 г. N Ф05-17614/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А40-261901/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-261901/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС"
к 1. УФАС России по Новгородской области; 2. ФАС России
о признании незаконными и отмене постановления и решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Пятецкий Р.А. по дов. от 01.01.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. Соловьев П.А. по дов. от 16.02.2021; 2. Соловьев П.А. по дов. от 12.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" (далее - Общество) о признании незаконными постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (Управление) от 17.07.2020 N 3637/02 по делу об административном правонарушении N 053/04/9.15-291/2020, решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 02.12.2020.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом проигнорировано нарушение УФАС России по Новгородской области требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля" при проведении проверки деятельности ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" 02.06.2020.
Представители УФАС России по Новгородской области и ФАС России в судебном заседании письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, доводы апелляционной жалобы отклонили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, постановлением УФАС России по Новгородской области от 17.07.2020 N 3637/02 по делу об административном правонарушении N 053/04/9.15-291/2020 Общество было привлечено к административной ответственности на основании ст. 9.15 КоАП РФ.
Решением ФАС России от 02.12.2020 постановление антимонопольного органа оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Посчитав указанное постановление и решение незаконными и необоснованными, ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 210 АПК РФ, положениями Стандартов N 24, статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 4.1, 9.15 КоАП РФ суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, апелляционная коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом установлено, что постановлением Новгородского УФАС России Заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ за нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты).
Согласно пункту 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать соответствующую информацию в соответствии с положениями Стандартов.
Разделом VI Стандартов установлены требования к раскрытию информации, в частности, энергосбытовыми организациями.
Пунктом 12 Стандартов установлен перечень информации, подлежащий раскрытию субъектами рынков электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 12 Стандартов подлежит раскрытию информация: - годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); - структура и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, за исключением указанных в абзаце первом пункта 15 Стандартов субъектов рынков электрической энергии, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 Стандартов, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 нюня.
Согласно подпункту "в" пункта 16 Стандартов информация, указанная в подпункте "б" пункта 12 Стандартов, подлежит раскрытию другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатаем издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Таким образом, информация за 2019 год, раскрытие которой предусмотрено подпунктами "а" и "б" Стандартов, подлежала раскрытию Заявителем в срок до 1 июня 2020 года.
В силу подпункта "г" пункта 45 Стандартов энергосбытовые организации раскрывают, помимо прочей, информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам по территориальным сетевым организациям по уровням напряжения.
Согласно абзацу 3 пункта 47 Стандартов информация, указанная в подпункте "г" пункта 45 Стандартов, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10-го числа.
При этом согласно пункту 5 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
Таким образом, фактическая информация, подлежащая раскрытию в соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Стандартов за апрель 2020 года, подлежала раскрытию Заявителем в срок до 10.05.2020.
Материалами дела установлено, что согласно акту осмотра сайта Заявителя в сети "Интернет" от 02.06.2020 Новгородским УФАС России было установлено отсутствие раскрытия информации, раскрытие которой предусмотрено требованиями Стандартов.
Так, Заявителем посредством опубликования на сайте в сети "Интернет" не обеспечен доступ неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения к информации за 2019 год:
- годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторского заключения (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка (подпункт "а" пункта 12 Стандартов);
- структуре и объему затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг (подпункт "б" пункта 12 Стандартов);
- об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности нетарифным группам по территориальным сетевым организациям по уровням напряжения за апрель текущего года (подпункт "г" пункта 45 Стандартов).
Довод Заявителя о том, что привлечение ООО "Русэнергоресурс" к административной ответственности является незаконным, поскольку произведено в нарушение положений части 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), правомерно был отклонен судом в связи со следующим.
Согласно п. 19 ч. 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля: 19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт обнаружения общедоступных данных отражен (зафиксирован) должностным лицом в акте осмотра от 02.06.2020.
Проверок, подпадающих под действие Закона N 294-ФЗ, в отношении ООО "Русэнергоресурс" должностными лицами Новгородского УФАС России не проводилось.
Довод Заявителя о том, что размещение необходимой информации не обеспечено в связи с тем, что в период с 30.03.2020 по 08.05.2020 для большинства предприятий и организации объявлены нерабочими днями, на территории города Москвы введен режим повышенной готовности с ограничением свободного перемещения и режим самоизоляции, также является необоснованным ввиду следующего.
Согласно представленной Заявителем выписке из приказа от 26.03.2020 N 33/0 "О дистанционной работе" начальник отдела правового обеспечения энергосбытовой деятельности департамента правового обеспечения переведен на дистанционную работу до особого распоряжения генерального директора ООО "Русэнергоресурс".
При этом начальник отдела правового обеспечения на основании приказа ООО "Русэнергоресурс" от 14.09.2017 N 92/0 "О назначении ответственного лица" является ответственным за соблюдение требований Стандартов.
Сведения и документы, подлежавшие раскрытию Заявителем, являются общедоступными, не относятся и не могут относится к информации ограниченного доступа, и, в данной связи, могут передаваться открыто - посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Каких-либо преград для возможности представления данной информации для размещения иными сотрудниками ООО "Русэнергоресурс" дистанционно не установлено.
Таким образом, прямой причинно-следственной связи между введенными ограничениями на передвижения по городу Москве и возможностью размещения информации в сети "Интернет" не имеется.
Довод Заявителя о том, что при привлечении его к административной ответственности необоснованно не учтены имевшие место смягчающие обстоятельства, является необоснованным в связи со следующим.
Возможность применения, по мнению Общества, такого смягчающего административную ответственность обстоятельства, как выявление коронавирусной инфекции у сотрудников ООО "Русэнергоресурс", являлся предметом оценки ФАС России при рассмотрении жалобы Заявителя и правомерно был отклонен, поскольку Заявителем не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между болезнью отдельных сотрудников ООО "Русэнергоресурс" и неисполнением ООО "Русэнергоресурс" требований Стандартов.
Заявителем не были приведены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности надлежащего осуществления трудовых функций, не приведены достаточные аргументы, позволяющие сделать вывод о том, что были приняты все зависящие от Заявителя меры для соблюдения положений Стандартов.
Вопреки доводам Заявителя об обратном, с очевидностью усматривается пренебрежительное отношение ООО "Русэнергоресурс" к исполнению своих обязанностей, установленных Стандартами, поскольку соответствующая информация Заявителем не раскрывалась продолжительный срок, а также нарушения требований Стандартов допускалось неоднократно.
Фактическое раскрытие информации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 12 Стандартов после 15.06.2020 (то есть фактически после получения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования) привело к нарушению сроков раскрытия на 14 дней, поскольку срок раскрытия такой информации определен 01.06.2020, а раскрытие информации в соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Стандартов осуществлено 09.06.2020, что привело к нарушению сроков раскрытия на 29 дней, поскольку срок раскрытия такой информации определен 10.05.2020.
Протокол и постановление вынесено в отсутствии представителя Общества.
Таким образом, судом установлено, что антимонопольным органом были приняты все необходимые меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, антимонопольным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Относительно требований заявителя о признании незаконным решения ФАС России судом правомерно указано, решение по жалобе мотивировано, ФАС России была дана исчерпывающая оценка по всем доводам общества и обстоятельствам дела, что в полной мере соответствует ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, решение ФАС России также соответствует законодательству, и не нарушает прав и законных интересов Общества, не носит властнораспорядительный характер, не налагает на заявителя административные санкции и не обязывает заявителя совершать какие-либо действия.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-261901/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-261901/2020
Истец: ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС"
Ответчик: УФАС ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА