г. Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А40-214098/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бигбокс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2021 г. по делу N А40-214098/20,
по иску ООО "Браво Трейд"
к ООО "Бигбокс"
о взыскании,
при участии:
от истца: |
Килару Д.Н. по доверенности от 02.09.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме от 30.06.2020 г. N 77-0-1-88/3007/2020-335, 77/017/254/2020-2549 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости - сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8 (инв. N 25208), расположенный по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка; о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости - сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8 (инв. N 25208), расположенный по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Казенное предприятие города Москвы "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2021 г. заявление ДГИ удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Управление Росреестра по Москве, Департамент, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства (далее - ГУП "Московское ПТО ГХ" на основании доверенности от 30.01.2020 г. N ЗЗ-Д-293/20, выданной Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент), обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости - сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8 (инв. N 25208), расположенный по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
Уведомлением от 30.06.2020 г. N 77-0-1-88/3007/2020-335, 77/017/254/2020-2549, Управлением Росреестра по Москве сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ссылаясь на непредоставление в полном объеме документов, необходимых для осуществления кадастровой процедуры, обращении с заявлением ненадлежащего лица, невозможностью идентифицировать заявленный к государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности объект недвижимости, а также в связи с невозможностью установить, что заявленный к государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности объект недвижимости подлежит передаче в собственность города Москвы.
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Закона о недвижимости проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о недвижимости права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона о недвижимости отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона о недвижимости.
В соответствии с положениями Закона о недвижимости при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о недвижимости, решение о проведении либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о недвижимости государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ГУП "Московское ПТО ГХ" владеет на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости - инженерно-техническим сооружением коммунальной инфраструктуры, указанным в заявлениях о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении сети горячего водоснабжения и теплоснабжения.
Объект (инв. N 25208 сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8) был закреплен на праве хозяйственного ведения за правопредшественником ГУП "Московское ПТО ГХ" - МУП "Видновское ПТО ГХ" на основании Распоряжения Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 09.11.2010 г. N 4365 "О приёмке в муниципальную собственность Ленинского муниципального района Московской области инженерных сетей к жилому дому N 7а в пос. Коммунарка и оборудования ЦТП N 1".
В соответствии с Постановлением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 19.03.2012 г. N 1083 "О реорганизации МП "Видновское ПТО ГХ" было создано МУП "Московское ПТО ГХ" путем выделения, изменившее впоследствии вид предприятия с МУП на ГУП.
При указанной реорганизации был утвержден разделительный бухгалтерский баланс, в соответствии с которым Объект перешел в хозяйственное ведение ГУП "Московское ПТО ГХ" в порядке универсального правопреемства.
Государственная регистрация права собственности и права хозяйственного ведения в отношении Объекта Ленинским муниципальным районом Московской области и МУП "Видновское ПТО ГХ" не производилась.
В связи с реализацией Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" МУП "Московское ПТО ГХ" передан в собственность города Москвы имущественным комплексом.
Правовым основанием передачи имущественного комплекса являлось Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374 "О перечнях документов необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Передача имущественного комплекса осуществлялась на основании следующих документов: решения Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 г. N 10/76 "О передаче муниципального унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства" в собственность города Москвы"; распоряжения Правительства Москвы от 24.04.2013 г. N 215-РП "О принятии унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства"; Акта приема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПТО ГХ", а также его имущественного комплекса от 24.05.2013 г.
С целью проведения указанных учетно-регистрационных действий ГУП "Московское ПТО ГХ" было представлено в Управление Росреестра по Москве соответствующее заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности недвижимого имущества N N 77-0-1-88/3007/2020-335, 77/017/254/2020-2549.
Однако ГУП "Московское ПТО ГХ" в постановке объекта на государственный кадастровый учет было отказано Управлением Росреестра по Москве на основании статьи 27 Закона о недвижимости. Управление Росреестра по Москве в качестве оснований к отказу в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на вышеуказанный объект указывает на непредоставление в полном объеме документов, необходимых для осуществления кадастровой процедуры, а также в связи с невозможностью установить, что заявленный к государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности объект недвижимости подлежит передаче в собственность города Москвы.
На основании распоряжения администрации Ленинского района Московской области N 4365-р/о от 09.11.2010 г. Комитет по управлению имуществом администрации Ленинского района Московской области передал на баланс МУП "Московское ПТО ГХ" инженерные сети и оборудования ЦТП N 1.
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 19.03.2012 г. N 1083 "О реорганизации МП "Видновское ПТО ГХ" было реорганизовано путем выделения МУП "Московское ПТО ГХ" в последствии переданного в собственность города Москвы и изменившего вид на ГУП города Москвы.
В соответствии с разделительным балансом, утвержденным постановлением Администрации Ленинского муниципального района от 26.06.2012 N 3443, на баланс ГУП "Московское ПТО ГХ" были переданы объекты недвижимости, в том числе заявленный объект недвижимости - сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8, инв. N 55001446, по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
В качестве документов-оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности города Москвы в отношении указанного объекта недвижимости в регистрирующий орган были представлены следующие документы: решение Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 г. N 10/76 "О передаче муниципального унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства" в собственность города Москвы"; распоряжение Правительства города Москвы от 24.04.2013 г. N 215-РП "О принятии унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства"; акт приема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПТО ГХ", а также его имущественного комплекса от 24.05.2013; технический план объекта недвижимого имущества.
В основном регистрационном деле N 22/024/2014-27 содержатся оригиналы разделительного баланса и перечень основных средств "Расшифровка строки 1150 бухгалтерского разделительного баланса", в котором Объект числится под N 25208. Ссылка на указанное регистрационное дело имеется в разделе заявлений "Примечание".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" предполагает случаи передачи объектов недвижимости при отсутствии сведений о зарегистрированных правах в ЕГРП. В этом случае предоставляются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предполагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному (муниципальному) унитарному предприятию, государственному (муниципальному) учреждению соответственно.
Такие документы также представлены в основном регистрационном деле и в копии в заявлениях N N 77-0-1-88/3007/2020-335, 77/017/254/2020-2549 (Распоряжение Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 09.11.2010 г. N 4365 "О приёмке в муниципальную собственность Ленинского муниципального района Московской области инженерных сетей к жилому дому N 7а в пос. Коммунарка и оборудования ЦТП N 1").
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 14 Закона о недвижимости межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный на основании составленной и заверенной декларации в установленном порядке.
Учитывая изложенное, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанного объекта недвижимого имущества.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Закона о недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о недвижимости и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Как верно установлено судом первой инстанции, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной с кадастрового учета указанных объектов.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Москве в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости - сеть горячего водоснабжения и теплоснабжения участок от УТ-1 от ж/д 8 (инв. N 25208), расположенный по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, п. Коммунарка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Департамента.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.01.2021 по делу N А40-214098/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214098/2020
Истец: ООО "БРАВО ТРЕЙД"
Ответчик: ООО "БИГБОКС"