г. Саратов |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А12-1296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Альянс" (ИНН 3435910096, ОГРН 1023402006000)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2021 года по делу N А12-1296/2021
по заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры о привлечении производственного кооператива "Альянс" (ИНН 3435910096, ОГРН 1023402006000) к административной ответственности,
заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям,
при участии в судебном заседании:
- от Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры - И.Ф. Белов, служебное удостоверение ТО N 257639,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура (далее -прокуратура, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении производственного кооператива "Альянс" (далее - ПК "Альянс", кооператив) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.03.2021 заявленные требования удовлетворены, ПК "Альянс" привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
ПК "Альянс", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель прокуратуры в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является привлечение ПК "Альянс" к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 07.12.2020 N 144 проверки соблюдения федерального законодательства в деятельности ПК "Альянс" установлен факт осуществления кооперативом деятельности по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности без специального разрешения (лицензии).
По результатам проверки составлена справка о промежуточных результатах проверки от 30.12.2020.
По факту выявленных нарушений постановлением прокуратуры от 30.12.2020 в отношении ПК "Альянс" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина кооператива в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу положений пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории Российской Федерации только при наличии лицензии.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Исходя из данных ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности ПК "Альянс" является сбор отходов, дополнительным - обработка и утилизация отходов.
В ходе проверки установлено, что фактически ПК "Альянс" эксплуатирует территорию, расположенную в административных границах Среднеахтубинского района Волгоградской области примерно в 3 км юго-западнее п. Звёздный, для размещения отходов на коммерческой основе (на основании 85 договоров оказания услуг по приему и размещению производственных отходов).
Указанная территория и объект "полигон отходов" (кадастровый номер 34:28:060001:46, площадь 19,1 га) находятся во владении ПК "Альянс" на основании договора аренды полигона для захоронения производственных отходов с АО "Волтайр-Пром" от 01.06.2020 N 27-2042 (ранее на основании аналогичного договора от 01.06.2019 N 27-2026), договора субаренды земельного участка под промышленные отходы с АО "Волтайр-Пром" от 01.07.2020 N 27-2052 (ранее на основании аналогичного договора от 12.07.2019 N 27-2027).
Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 30.04.2020 N 617 приостановлено действие лицензии ПК "Альянс" серии 034 N 2299-СР от 29.11.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ПК "Альянс" после приостановления действия лицензии не прекратил прием отходов III-IV классов опасности для размещения на полигоне отходов.
Так, в рамках совместных рейдовых мероприятий с 8 отделом УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области, проведенных вблизи территории ПК "Альянс" (на дороге, ведущей к полигону), 08.12.2020 отобраны объяснения у водителей, транспортировавших отходы (в т.ч. III-IV классов опасности) для размещения на "полигоне отходов", эксплуатируемом кооперативом.
Кроме того, в границах карты (площадки) на теле свалки, куда в день выездных мероприятий размещались отходы, обнаружены отходы IV класса опасности, что зафиксировано актом осмотра от 08.12.2020 с приложением фотоматериалов.
Таким образом, в ходе проверки установлен факт размещения ПК "Альянс" на территории полигона транспортных отходов, относящихся в III-IV классу опасности. При этом действие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора и размещения отходов III-IV класса опасности приостановлено.
Довод ПК "Альянс", изложенный в апелляционной жалобе, о недоказанности факта размещения отходов III-IV класса опасности обоснованно отклоняется судом апелляционной инстанции как ошибочный, противоречащий материалам дела.
Отнесение отходов к IV классу опасности установлено заключением эксперта Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области от 29.12.2020 N 146 (т. 3 л.д. 20-40). Выводы указанного заключения кооперативом не оспорены.
Кроме того, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, факт разгрузки на территории полигона отходов III-IV класса опасности (в том числе транспортных отходов) подтверждаются объяснениями водителей автотранспорта от 08.12.2020, актом осмотра от 08.12.2020, приложенными к нему фотографиями.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
ПК "Альянс" не приведено нормативное обоснование доводов об обязательном присвоении кодов в соответствии с ФККО изучаемым отходам и недопустимости определения класса опасности многокомпонентной смеси отходов.
Деятельность ПК "Альянс" по размещению отходов является предпринимательской (связана с извлечением прибыли), так цена размещения 1 тонны отходов на территории, эксплуатируемой ПК "Альянс" как полигон отходов, составляет 1392 руб. или 696 руб. в зависимости от вида и фракционного состояния отходов.
Довод ПК "Альянс" об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения также не принимается судом.
Признание представителей организаций факта привоза на полигон ПК "Альянс" отходов не исключает обязанность кооператива по соблюдению действующего законодательства.
Из содержания пунктов 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что ПК "Альянс" размещало отходы, относящиеся к IV классу опасности. При этом действие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора и размещения отходов III-IV класса опасности приостановлено.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого кооперативу правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПК "Альянс" мог и должен был знать о необходимости соблюдения установленных требований.
В материалы дела кооперативом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Имея возможность для соблюдения действующего законодательства, ПК "Альянс" не приняло зависящих от него мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений закона.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПК "Альянс" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ПК "Альянс" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2021 года по делу N А12-1296/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1296/2021
Истец: Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: "АЛЬЯНС"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ