г. Пермь |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А60-65529/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от третьего лица - акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс": Овешкова А.А., доверенность от 29.03.2021, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенны надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" Муниципального образования город Асбест, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2021 года по делу N А60-65529/2020
по заявлению Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345)
к муниципальному унитарному предприятию "Горэнерго" Муниципального образования город Асбест (ИНН 6603002457, ОГРН 1026600628350)
третье лицо: акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981 ИНН 5612042824)
о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" Муниципального образования город Асбест (далее - заинтересованное лицо, МУП "Горэнерго", предприятие) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2021 заявление удовлетворено, МУП "Горэнерго" привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, МУП "Горэнерго" обратилось в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить как незаконное.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что МУП "Горэнерго" не является потребителем электрической энергии, на которого распространяются требования пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442; предприятие не относится к категории потребителей на основании пункта 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку является исключительно теплоснабжающей организацией, которая не осуществляет централизованное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Асбестовского городского округа, соответственно, предприятие не может осуществлять эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации ввиду их отсутствия на балансе предприятия, следовательно, предприятие не является субъектом привлечения к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
В представленных в суд апелляционной инстанции письменных возражениях на отзывы заинтересованного лица и третьего лица заявитель жалобы указал на несостоятельность ссылки третьего лица на Перечень потребителей электрической энергии в Свердловской области, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утвержденный распоряжением губернатора Свердловской области от 10.07.2020 N 121-РТ, так как данный перечень не имеет отношения к вопросу определения потребителей, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности); кроме того, указанный перечень не содержит конкретных сведений, перечисленных в пункте 263 Порядка определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Уральское управление Ростехнадзора в представленных в суд апелляционной инстанции отзывах на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнении к нему, указало на законность привлечения МУП "Горэнерго" к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвовавший в судебном заседании представитель АО "ЭнергосбыТ Плюс" указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей заявителя и заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (гарантирующий поставщик) и МУП "Горэнерго" (потребитель) заключен контракт на поставку электрической энергии N 97613 от 01.01.2020, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
По состоянию на 31.08.2020 МУП "Горэнерго" нарушило обязательства по оплате потребленной электрической энергии, в результате чего у предприятия образовалась задолженность перед ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в размере 22448462,15 руб., превышающем двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности), что в соответствии с п. 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, является основанием для предоставления гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" направляло в адрес МУП "Горэнерго" уведомление N 7130203/00718 от 31.08.2020 о предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии в течение 60 календарных дней с даты получения настоящего уведомления.
Указанное уведомление получено предприятием 03.09.2020, однако в установленный срок обеспечение исполнения обязательств не предоставлено.
В адрес Уральского управления Ростехнадзора поступило обращение ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (вх. N Св-39221 от 20.11.2020) по вопросу привлечения к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ юридического лица - МУП "Горэнерго".
В ходе рассмотрения обращения выявлены нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
По факту выявленных нарушений, квалифицированных административным органом по ст. 14.61 КоАП РФ, главным государственным инспектором межрегионального отдела энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора в отношении МУП "Горэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 13-00-14/129-20 от 21.12.2020.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Горэнерго" состава вмененного правонарушения и привлек предприятие к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ, назначив административное наказание виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав в судебном заседании представителя третьего лица, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.61 КоАП РФ, заключается в нарушении установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств в соответствии с договорами о предоставлении энергетических ресурсов.
Субъектом данного правонарушения является потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с п. 3.1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", установлено, что правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления гарантирующему обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
Частью 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители), установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно п. 263 Порядка определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядка предоставления указанного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5-го рабочего дня, следующего за днем получения от гарантирующего поставщика предложений, указанных в пункте 262 настоящего документа, формирует перечень потребителей, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и размещает указанный перечень в открытом доступе на официальном сайте высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Согласно распоряжению губернатора Свердловской области от 10.07.2020 N 121-РТ "Об утверждении перечня потребителей электрической энергии в Свердловской области, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям" МУП "Горэнерго" включен в данный перечень.
В соответствии с п. 2.2 Устава МУП "Горэнерго" одним из основных видов деятельности предприятия является теплоснабжение и электроснабжение населения муниципального образования и организаций, расположенных на его территории и другие виды деятельности, связанные с предоставлением коммунальных услуг и эксплуатацией объектов жилищно-коммунальной сферы.
Кроме того, согласно Приложению N 1 к контракту от 01.01.2020 в перечень точек поставки электрической энергии от сетевой организации входят районные и поселковые котельные, тепловые пункты, насосная.
Таким образом, МУП "Горэнерго" относится к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, соответственно, на предприятие распространяются требования п. 255 Основных положений, предусматривающие обязанность предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, ввиду чего предприятие является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.61 КоАП РФ.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
Согласно пункту 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Квалифицирующим признаком соответствия названного субъекта критериям, установленным абзацем первым пункта 255 Основных положений, является наличие у такого лица задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденной вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем. Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ) (абзацы 2-3 пункта 255 Основных положений).
В силу пункта 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Согласно пункту 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем 1 пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
На основании изложенного, учитывая, что факт наличия у предприятия задолженности по оплате электрической энергии в размере, превышающем двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) установлен, порядок и сроки уведомления о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии гарантирующим поставщиком соблюдены, в установленный срок соответствующее обеспечение не предоставлено, наличие в действиях (бездействии) МУП "Горэнерго" события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции признает доказанным.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вина предприятия в совершении вмененного правонарушения выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения установленных законом требований по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, предприятие не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Решение суда первой инстанции о привлечении предприятия к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, социальную значимость предприятия, финансовое положение, учитывая, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, а также тот факт, что административное правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, исходя из баланса публичных и частных интересов, суд первой инстанции посчитал возможным назначить за совершенное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 14.61 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода суда, в указанной части решение суда не обжалуется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2021 года по делу N А60-65529/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" Муниципального образования город Асбест - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65529/2020
Истец: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: МУП ГОРЭНЕРГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АСБЕСТ
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5359/2021
29.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4127/2021
29.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4127/2021
24.02.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-65529/20