город Томск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А27-21774/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ленинградский" (N 07АП-3861/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.03.2021 по делу N А27-21774/2020 (судья Дружинина Ю.Ф.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ленинградский" (650003, город Кемерово, б-р Строителей, 46/1, ОГРН 1094205019380, ИНН 4205186963) к Прокуратуре Кемеровской области-Кузбасса (650060, город Кемерово, б-р Строителей, 34Б, (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433) в лице прокуратуры Ленинского района города Кемерово, о признании недействительным представления N 7-2-2020 от 03.09.2020.
Третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово", город Кемерово (ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, город Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373); Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509).
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Анциферов А. В. по дов. от 11.12.2020, диплом,
от заинтересованного лица: Фейтлих М. Г. по дов. от 20.05.2021,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ленинградский" (далее - заявитель, ООО "УК "Ленинградский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Прокуратуре Кемеровской области-Кузбасса в лице Прокуратуры Ленинского района города Кемерово (далее - заинтересованное лицо, Прокуратура) о признании недействительным представления N 7-2-2020 от 03.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (далее - ООО "Чистый город Кемерово"), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса).
Решением суда от 04.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Ленинградский" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что в рассматриваемом случае освобождается от налогообложения только региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными услугами, исходя из буквального толкования пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а не в целом коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в независимости от того, оказывается она региональным оператором напрямую жителям (по прямым договорам) или управляющей компанией согласно нормам жилищного законодательства, а также не дана должная оценка обстоятельству отказа заявителя от льготы, предусмотренной частью 5 статьи 149 НК РФ.
Прокуратура в отзыве на жалобу не согласилась с доводами заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что судом не исследован вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). В экспертном заключении, представленном РЭК Кузбасса отсутствует информация о наличии (отсутствии) сумм НДС в предельном тарифе, установленном для регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Чистый город"; ООО "УК "Ленинградский" отказалось от применения пп.29 п. 3 ст. 149 НК РФ (заявление в ИФНС России по г. Кемерово от 28.12.2018), следовательно, управляющая организация, в случае отказа от применения освобождения от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 29 пункта 3 ст. 149 НК РФ, обязана уплачивать НДС в бюджет.
От ООО "Чистый город Кемерово" и РЭК Кузбасса отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Прокуратуры - доводы отзыва.
От РЭК Кузбасса и Инспекции поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представители заявителя и Прокуратуры свои доводы поддержали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ООО "УК "Ленинградский" и Прокуратуры, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Прокуратурой Ленинского района города Кемерово по поручению Прокуратуры города Кемерово в связи с поступившей от органа регионального государственного жилищного надзора информацией о нарушениях управляющими компаниями города Кемерово требований законодательства при начислении НДС за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами проведена проверка.
03.09.2020 Прокуратурой Ленинского района города Кемерово вынесено представление "Об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о государственном регулировании тарифов" N 7-2-2020.
Не согласившись с указанным представлением, ООО "УК "Ленинградский" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству, вынесено Прокуратурой в пределах предоставленных ей полномочий, не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на него незаконную обязанность.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится прокуратурой на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Судом установлено, что в ходе проверки в деятельности ООО "УК "Ленинградский" выявлены нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в незаконном включении для потребителей в стоимость услуг по обращению с ТКО налога на добавленную стоимость.
ООО "Чистый город Кемерово" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области, заключенным 22.11.2018 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса), является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области на 2017 - 2026 годы", утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и Соглашением.
Деятельность регионального оператора осуществляется по регулируемым тарифам, которые устанавливаются РЭК Кузбасса.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
обработка твердых коммунальных отходов;
обезвреживание твердых коммунальных отходов;
захоронение твердых коммунальных отходов;
оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
Согласно части 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно подпункту 36 пункта 2 части 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги по обращению с ТКО, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Государственное регулирование тарифов на территории Кемеровской области-Кузбасса на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019 N 691 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый город Кемерово".
Указанным нормативным правовым актом установлен тариф для населения с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 332,43 руб./ м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 332,46 руб./м3, который является предельным.
Согласно Приложению к постановлению РЭК Кузбасса от 20.12.2019 N 691 единый тариф на услугу регионального оператора ООО "Чистый город Кемерово" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2022 годы для населения НДС не облагается.
Согласно Приложению N 22 к протоколу заседания Правления РЭК Кемеровской области от 20.12.2019 N 97 с 01.01.2020 на территории Кемеровской области осуществляется переход на утверждение единого тарифа на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС, предусматривающий освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "Чистый город Кемерово" плательщиком НДС не является.
ООО "УК "Ленинградский" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами.
Между ООО "Чистый город Кемерово" и ООО "УК "Ленинградский" заключен договор N 100462 от 01.07.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и местах, определенных в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "УК "Ленинградский" обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Вопреки доводам апеллянта, анализируя представленные доказательства в их совокупности, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, суд верно установил, что постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК) от 20.12.2019 N 691 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый город Кемерово" установлен тариф для населения на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), который является предельным, для населения НДС не облагается.
В свою очередь стоимость коммунальной услуги по вывозу ТКО предъявляется ООО "УК "Ленинградский" собственникам жилых помещений с учетом НДС 20%.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно пункту 1.2 Положения о РЭК Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 N 142, данный орган является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса. Иные органы на территории Кемеровской области - Кузбасса полномочиями по установлению тарифов не наделены.
С учетом приведенных норм суд пришел к обоснованному выводу, что тариф по обращению ТКО, установленный органом регулирования цен субъекта РФ, является предельным для потребителя. Основания для предъявления населению управляющей организацией к оплате суммы НДС, начисленной сверх установленного тарифа, отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что, не являясь региональным оператором и выступая исполнителем в части соответствующих услуг в отношении собственников жилых помещений, общество обязано начислять и уплачивать НДС, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие части 2 статьи 157 ЖК РФ.
Кроме того, в силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции, к которым отнесена в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Из содержания подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ следует, что операции в виде реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья не облагаются НДС при соблюдении управляющими компаниями и ТСЖ условий, предусмотренных данными нормами: а именно: услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций или региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами по предельным единым тарифам, у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Отклоняя доводы общества, апелляционный суд также учитывает, что на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). В соответствии с частью 1 статьи 284 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Ленинградский" отказалось от льготы, предусмотренной подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае потребители - собственники жилых помещений многоквартирных домов, управление которым осуществляется управляющей организацией, которая отказалась от соответствующей льготы, ставятся в неравные условия и несут бремя в виде дополнительных расходов по оплате НДС сверх установленного тарифа по обращению с ТКО, в отличие от собственников многоквартирных домов, управляющие организации которых применяют указанную преференцию, предоставленную государством, что не является законным, а предъявление управляющей организацией к оплате НДС в соответствующей части противоречит требованиям части 2 статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей обязанность оплаты коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Действия управляющей компании в виде начисления дополнительных расходов оплаты коммунальной услуги "обращение с ТКО" влекут нарушения прав собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Согласно пояснениям РЭК при установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год суммы входного НДС включены в расходы организации, тем самым единые тарифы, установленные РЭК, являются конечными (расходы включают сумму НДС), о чем свидетельствует пометка - "НДС не облагается", поэтому начисление тарифа с учетом размера НДС управляющей компанией в силу пункта 6 статьи 168 НК РФ является неправомерным.
Оспариваемое представление направлено на устранение нарушений прав граждан, выразившихся в неправомерном включении для потребителей в стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами НДС.
При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству, вынесено Прокуратурой в пределах предоставленных ей полномочий, не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на общество незаконную обязанность.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.03.2021 по делу N А27-21774/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ленинградский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21774/2020
Истец: ООО УК "Ленинградский"
Ответчик: Прокуратура Ленинского района города Кемерово
Третье лицо: ИФНС по г.Кемерово, ООО "Чистый Город Кемерово", Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Прокуратура Кемеровской области, Прокуратура Томской области