г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А42-3008/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: Андрос Е.И. по доверенности от 19.11.2018
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8989/2021) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2021 по делу N А42-3008/2020 (судья Н.В.Быкова), принятое
по иску АО "Электротранспорт города Мурманска"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области
3-е лицо: Министерство финансов Мурманской области; Администрация города Мурманска; Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публично-правовому образованию Мурманская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 5 306 813 рублей 64 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области (далее - третье лицо 1, Министерство финансов), Администрация города Мурманска (далее - третье лицо 2, Администрация) и Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - третье лицо 3, Комитет).
Решением суда от 04.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд не дал оценку указаниям Министерства на недоказанность заявленного истцом объема убытков и посчитал такие убытки установленными на основании простого тематического расчета. Ссылается на недоказанность противоправности поведения Министерства, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
В судебном заседании представитель истца просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Министерства и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 01.01.2009 N 01/09, от 15.09.2014 N 6-2014, от 31.08.2015 N 01-2015 и от 08.01.2016 N 01-2016, результатов торгов N 0849300004919000387 (автобусный маршрут N 1); N 08493000049190003280001 (автобусные маршруты NN 5, 10, 18); N 0849300004919000386 (автобусный маршрут N 11); N 08493000049190003875(автобусный маршрут N 19); N 0849300004919000388 (автобусный маршрут N 24); N 0849300004919000199 (автобусный маршрут N 27); N 0849300004918001096 (автобусный маршрут N 33), N 0849300004919000334 (автобусные маршруты NN 3т, 4т, 6т) Общество осуществляет перевозку пассажиров и багажа на городских регулярных троллейбусных и автобусных маршрутах, согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.
Во исполнение регионального законодательства о предоставлении права льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся на территории Мурманской области Комитетом и Обществом заключено Соглашение от 13.01.2020 N 1-эт о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям в связи с предоставлением права льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского сообщения в границах муниципального образования город Мурманск обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (далее - Соглашение N 1-эт).
Соглашением N 1-эт Комитет обязуется возмещать Обществу недополученные доходы в связи с предоставлением обучающимся права льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования городского сообщения в границах муниципального образования город Мурманск за счет средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций в соответствии с Законом Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО и постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП, не позднее 10-го рабочего дня с даты подписания приказа о выделении средств субсидии.
Документы для предоставления субсидии, подтверждающие факт недополучения Обществом доходов в январе - феврале 2020 года, направлены Комитету.
Данные документы подтверждают выполнение Обществом требований Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования обучающимся на территории Мурманской области" и фактическое предоставление льготного проезда обучающимся на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования.
13.02.2020 платежным поручением N 887401 и 12.03.2020 платежным поручением N 302455 Комитетом перечислено истцу в возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда обучающимся в январе и феврале 2020 года соответственно 7 017 054 рублей 00 копеек и 10 172 217 рублей 00 копеек.
Разница между фактически недополученными истцом доходами от предоставления права льготного проезда обучающимся в январе - феврале 2020 года и возмещенными третьим лицом на основании Соглашения N 1-эт составляет 5 306 813 рублей 64 копейки.
24.01.2020 Министерству направлены претензии за N N 391/12 (январь 2020 года) и 672/12 (февраль 2020 года), оставшиеся без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
Закон Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО) на территории Мурманской области регулирует отношения в сфере установления цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Статьей 15 Закона N 220-ФЗ установлено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО государственные полномочия Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования переданы органу местного самоуправления муниципального образования город Мурманск.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск на 2020 год" установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт города Мурманска" на 2020 год в размере 37 руб. 49 коп.
Постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 901-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены государственными полномочиями Мурманской области по обеспечению предоставления обучающимся льготного проезда в границах муниципального образования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме такси), осуществляющем перевозки в городском и пригородном сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с предоставленными полномочиями постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 стоимость месячного льготного проездного билета для обучающихся в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск с 01.01.2020 установлена в размере 825 рублей.
Правила расходования средств, предоставляемых в виде субвенции, установлены Постановление Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП "Об утверждении правил расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из федерального бюджета, собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета" (далее - Постановление N 261-ПП).
Пунктом 4 Постановления N 261-ПП Муниципальные районы (городские округа) Мурманской области, получающие субвенции, возмещают перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ указанное возмещение производится за счет средств субвенции в форме субсидии соответствующему перевозчику в порядке, установленном постановлением администрации города Мурманска от 27.02.2018 N 481.
При этом субсидия предоставляется в пределах субвенции, поступившей из областного бюджета на реализацию Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области.
Иных источников финансирования возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципального образования город Мурманск не установлено. Teм самым финансирование данной льготы относится к расходным обязательствам публично-правового образования Мурманская область.
Судом первой инстанции установлено, что убытки возникли из-за разницы между Полной стоимостью проезда (экономически-обоснованным тарифом) в размере 37,49 рублей и примененной для расчета субсидии Провозной платой по регулируемому тарифу (платой, взимаемой перевозчиком с пассажира в салоне транспортного средства за разовую поездку, провоз багажа, то есть тарифом для потребителей (пассажиров) в размере 33 рублей.
В соответствии со статьей 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Из положений статей 15, 16.1, 1069 ГК РФ следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, причиненных законными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Обязанность публично-правового образования Мурманская область по возмещению соответствующих убытков истца обусловлена фактом предоставления истцом льготного проезда обучающимся на основании Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО.
Оценив представленные доказательства, с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в рамках настоящего дела истец доказал наличие всех обстоятельств необходимых для применения ответственности в виде возмещения убытков.
Истцом подтверждены: факт предоставления права льготного проезда обучающимся в январе - феврале 2020 года на муниципальных маршрутах на основании актов публично-правового образования; объем перевозок обучающихся в январе и феврале 2020 года на основании данных АСУОП; представлен расчет убытков, которые не были возмещены ему при перевозке обучающихся в январе - феврале 2020 года. Незаконное виновной бездействие публично-правового образования Мурманская область выражается в том, что осуществившему перевозку обучающихся Обществу не возмещены расходы, понесенные в связи с перевозкой льготной категории потребителей
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что возможность компенсации ущерба, причиненного имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов (статья 16.1 ГК РФ) предусмотрена пунктом 5 статьи 790 ГК РФ.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 16 и пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Истцом правомерно заявлено требование о возмещении убытков.
Вопреки мнению ответчика, суд первой инстанции правомерно со ссылкой на статьи 84, 85 БК РФ, статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 16.1 и 790 ГК РФ установил, что надлежащим ответчиком по делу является публично-правовое образование Мурманская область, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04 февраля 2021 года по делу N А42-3008/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3008/2020
Истец: АО "ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ ГОРОДА МУРМАНСКА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ