г. Челябинск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А76-23104/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2021 по делу N А76-23104/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "УСТЭК-Челябинск" - Деденко Ю.Б (паспорт, доверенность от 20.08.2020, диплом);
Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска - Логвина С.А. (служебное удостоверение, доверенность от 25.05.2020, диплом).
Акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" (далее - заявитель, АО "УСТЭК-Челябинск", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация), к Административной комиссии, осуществляющую деятельность на территории города Челябинска (далее - Административная комиссия), к Управлению развития и благоустройства городской среды города Челябинска (далее - Управление развития и благоустройства) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2020 N 05-04-20-16/12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Определением суда от 30.06.2020 указанное заявление в порядке статей 125, 126, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция города Челябинска" (далее - МКУ "АТИ города Челябинска").
Определением от 24.08.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Определением от 15.10.2020 судом к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (далее - ООО "Спецмонтаж").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2021 по делу N А76-23104/2020 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Административной комиссии, осуществляющую деятельность на территории города Челябинска от 29.05.2020 N 05-04-20-16/12 о привлечении акционерного общества "УСТЭК-Челябинск" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Не согласившись с принятым судебным актом Управление развития и благоустройства (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что вопреки выводам суда, Административная комиссия подробно описала, при вынесении постановления, какие именно обязанности по содержанию благоустройства не выполнены обществом.
Кроме того, полагает, что обязанность по восстановлению благоустройства возложена именно на АО "УСТЭК-Челябинск".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В адрес суда от АО "УСТЭК-Челябинск" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения мониторинга, 27.03.2020 специалистом МКУ "АТИ города Челябинска" составлен акт осмотра N 3 территории по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 27/1 в Ленинском районе города Челябинска.
В ходе осмотра выявлен факт ненадлежащего содержания и повреждения элементов благоустройства после проведения земляных работ: участок тротуара - 6 кв.м. (не восстановлено плиточное покрытие тротуара), что подтверждается фототаблицей N 3 от 27.03.2020 (т. 1, л.д. 141-143).
В ходе проведения анализа документов установлено, что по вышеуказанному адресу проводились земляные работы по аварийному ремонту теплотрассы силами организации АО "УСТЭК-Челябинск" по ордеру N 3956-2019/560л.
Приведенные обстоятельства расценены Управлением развития и благоустройства как нарушение требований пункта 310 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденные решением Челябинской городской Думой от 22.12.2015 N 16/32.
Управлением развития и благоустройства 13.05.2020 в отношении АО "УСТЭК" составлен протокол об административном правонарушении N 04-05-2020/471, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона N 584-О (т. 2, л.д. 91).
Данный протокол направлен в Административную комиссию для рассмотрения. В ходе рассмотрения дела Административной комиссией, установлено, что ненадлежащее содержание элемента благоустройства выразилось в разрушении плиточного покрытия тротуара на площади 6 кв. м.
Земляные работы по адресу ул. Гагарина, 27/1 в Ленинском районе города Челябинска осуществлялись в связи с устранением аварии на теплотрассе в соответствии с выданным ордером N 3956-2019/560л от 20.09.2019. Ордером предусмотрено производство земляных работ начать с 16.09.2019, завершить земляные работы до 26.09.2019. Благоустройство, подлежащее разрушению в соответствии с настоящим ордером, должно быть восстановлено до 30.09.2019. Юридическое лицо АО "УСТЭК-Челябинск" располагает актом приемки восстановленного благоустройства после производства землям работ от 31.10.2019. Таким образом, АО "УСТЭК-Челябинск" должно содержать восстановленное благоустройство и поддерживать его в исправном состоянии в течение трех лет после завершения земляных работ, по состоянию на 27.03.2020 восстановленное благоустройство частично разрушено и не содержится должным образом.
Данные действия квалифицированы административным органом как нарушение подпунктов 1, 2 пункта 79, пункта 308, пункта 310, пункта 315 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением N 05-04-20-16/12 от 29.05.2020 АО "УСТЭК-Челябинск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона области N 584-ЗО ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1 Закона N 584-ЗО).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие) субъекта, следствием которых явилось повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках.
Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 60 Правил, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели: обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями или организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов (в случае, если территория используется собственниками помещений в многоквартирном доме), элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.
Земляные работы - комплекс механизированных и (или) немеханизированных работ, включающий выемку (разработку) грунта, его перемещение, укладку с разравниванием и уплотнением грунта, а также подготовительные работы, связанные с валкой древесно-кустарниковой растительности и расчисткой территории; сопутствующие работы (в том числе планировка площадей, откосов, полотна выемок и насыпей; отделка земляного полотна; устройство уступов по откосам (в основании) насыпей; бурение ям бурильно-крановыми машинами; рыхление грунтов; засыпка пазух котлованов).
На территории города запрещается, в том числе повреждение и уничтожение объектов благоустройства (подпункт 19 пункта 62).
Работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе: 1) ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов; 2) исправление повреждений отдельных элементов благоустройства при необходимости (пункт 79).
Благоустройство и содержание строительных площадок и прилегающих территорий, восстановление благоустройства после окончания строительных и ремонтных работ регламентируется правовыми актами Администрации города, утвержденными проектами организации производства земляных и строительных работ в городе Челябинске (пункт 157).
Заказчик в течение 3 лет несет ответственность за качество засыпки траншеи (котлована), усовершенствованного (неусовершенствованного) покрытия и в случае возникновения просадок обязан устранить их за свой счет или профинансировать выполнение работ специализированной организацией (пункт 308).
Организации, выполняющие работы по восстановлению усовершенствованного покрытия, несут ответственность за его качественное состояние в течение 3 лет после завершения работ (пункт 310).
По окончании производства земляных работ заказчик обязан сдать полностью восстановленное благоустройство комиссии (пункт 315).
За нарушение настоящих Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 339).
Материалами дела установлено, что между АО "УТСК" (первоначальный заказчик), ООО "Спецмонтаж" (подрядчик) и АО "УСТЭК-Челябинск" (новый заказчик) заключено соглашение о замене стороны в договоре на выполнение работ по реконструкции N 27/3500/18/9884 от 16.05.2018, согласно которому подрядчик выражает согласие на замену стороны и передачу от первоначального заказчика - АО "УТСК" все прав и обязанностей по договору подряда на выполнение работ по реконструкции N 27/3500/18/9884 от 16.05.2018 новому заказчику - АО "УСТЭК-Челябинск".
Управлением развития и благоустройства 20.09.2019 выдан ордер N 3956-201/560л на разрушение элементов благоустройства, в том числе тротуарной плитки, со сроком завершения производства земляных работ до 26.09.2019 (т. 2, л.д. 84).
31.10.2019 составлен акт приемки восстановленного благоустройства после производства земляных работ на территории города Челябинска (т. 2, л.д. 83).
В ходе проведения мониторинга, 27.03.2020 специалистом МКУ "АТИ города Челябинска" составлен акт осмотра N 3 территории по адресу: по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 27/1 в Ленинском районе города Челябинска.
В ходе осмотра выявлен факт ненадлежащего содержания, повреждения элементов благоустройства после проведения земляных работ: участок тротуара - 6 кв. м (не восстановлено плиточное покрытие тротуара), что подтверждается фототаблицей N 3 от 27.03.2020 (т. 1, л.д. 141-143).
При проведении анализа документов установлено, что по вышеуказанному адресу проводились земляные работы по аварийному ремонту теплотрассы силами организации АО "УСТЭК-Челябинск" по ордеру N 3956-2019/560л.
При таких обстоятельствах, административной комиссией сделан вывод, что АО "УСТЭК-Челябинск" как заказчик, несущий ответственность за качество засыпки траншеи (котлована), усовершенствованного (неусовершенствованного) покрытия в течение 3 лет в случае возникновения просадок, обязано устранить их за свой счет или профинансировать выполнение работ специализированной организацией.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, земляные работы по указанному ордеру завершены АО "УСТЭК-Челябинск" и комиссией по приемке восстановленного благоустройства в акте от 31.10.2019 зафиксирован факт восстановления благоустройства (т.1, л.д. 57).
Доказательств производства АО "УСТЭК-Челябинск" новых работ на спорной территории города Челябинска материалы дела не содержат. Соответственно, не может быть сделан вывод об отсутствии со стороны заявителя восстановления нарушенного благоустройства или о повреждении обществом спорных объектов благоустройства.
Заказчик в течение 3 лет после выполнения работ по восстановлению благоустройства несет ответственность за качество засыпки траншеи (котлована), усовершенствованного (неусовершенствованного) покрытия и в случае возникновения просадок обязан устранить их за свой счет или профинансировать выполнение работ специализированной организацией, не означает, что АО "УСТЭК-Челябинск" в рассматриваемой ситуации указанная обязанность не выполняется.
Общество предпринимало действия по устранению выявленного провала, о наличии которого было уведомлено требованиями от 16.03.2020 и 08.04.2020. Для выполнения работ по благоустройству план-задание было выдано подрядчику ООО "Альфа", работы по восстановлению объектов благоустройства были запланированы на период с 15.04.2020 по 15.06.2020 в соответствии с положениями пункта 311 Правил благоустройства.
Согласно положениям статьи 311 Правил благоустройства при проведении земляных работ в зимнее время и невозможности восстановления нарушенного благоустройства работы по полному восстановлению благоустройства осуществляются в период с 15 апреля по 15 июня с соответствующей отметкой в ордере.
Из представленных в суд документов следует, что обществом произведено полное восстановление спорных объектов благоустройства, что подтверждается актом приемки благоустройства N 99 от 12.05.2020 (т.2, л.д. 103).
С учетом указанного, требования пункта 79 Правил благоустройства в части проведения работ по содержанию объектов благоустройства, а именно исправление случившегося повреждения отдельных элементов благоустройства (разрушение асфальтового покрытия и тротуара), выполнено заявителем.
Из оспариваемого постановления Административной комиссии следует, что состав правонарушения в данном случае образуют действия заявителя по ненадлежащему содержанию элементов благоустройства.
Между тем, административным органом не указаны конкретные действия или бездействие АО "УСТЭК-Челябинск", которые следует квалифицировать в качестве нарушения требований Правил благоустройства.
Поскольку заявитель исполнил требования, пунктов 308, 309 Правил благоустройства, направленных на восстановление элемента благоустройства (покрытие дороги, тротуара), то административным органом не установлена объективная сторона административного правонарушения и, соответственно, не проверена вина общества в его совершении.
Необходимым элементом состава административного правонарушения является не только объективная сторона - нарушение установленных законом требований, но и субъективная сторона, характеризующаяся виной.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2021 по делу N А76-23104/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23104/2020
Истец: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории города Челябинска, Администрация г.Челябинска, Управление развития и благоустройства городской среды города Челябинска
Третье лицо: МКУ "Административно - техническая инспекция города Челябинска", ООО "СПЕЦМОНТАЖ"