г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2021 г. |
Дело N А42-3009/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от истца: посредством онлайн-связи - Андрос Е.И. по доверенности от 19.11.2018
от ответчика: посредством онлайн-связи - Тиховский В.В. по доверенности от 11.01.2021
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8812/2021) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2021 по делу N А42-3009/2020 (судья Максимец Д.Л.), принятое
по иску акционерного общества "Электротранспорт города Мурманска"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области
третьи лица: Муниципальное образование город Мурманск в лице Администрации города Мурманска; Министерство финансов Мурманской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска" (ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597; далее - истец, АО "Электротранспорт", Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - ответчик, Министерство транспорта) 3831397 руб. 82 коп. в счет возмещения убытков в виде недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в феврале 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950; далее - Министерство финансов), Муниципальное образование города Мурманска в лице Администрации города Мурманска (ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827; далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство транспорта направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 08.02.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявленные к возмещению убытки представляют собой межтарифную разницу между установленными Администрацией регулируемым экономически обоснованным тарифом для перевозчика (37,49 руб.), и тарифом для населения, учитывающим предоставленные льготы и рассчитанным из действующего тарифа с учетом индекса потребительских цен на платные услуги населению (33 руб.); при этом межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета г. Мурманска. Таким образом, податель жалобы полагает, что Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Податель жалобы также полагает недоказанным заявленный истцом ко взысканию размер убытков.
Министерством финансов представлен отзыв, в котором третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, просило отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Электротранспорт города Мурманска".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска и АО "Электротранспорт" 01.01.2009 заключили договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительным соглашением от 05.10.2011 к договору N 01/09 от 01.01.2009 произведена замена стороны в договоре. Права Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по договору N 01/09 от 01.01.2009 перешли к Администрации города Мурманска в полном объеме.
На основании договоров и муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией (договор N 6- 2014 от 15.09.2014 (автобусные маршруты N 4, 10, 19, 25); договор N 01-2015 от 31.08.2015 (автобусные маршруты N 25, 29); договор N 1-2016 от 08.01.2016 (автобусный маршрут N 7т) и с Комитетом по развитию городского хозяйства (закупка N 0849300004919000387 (автобусный маршрут N 1); закупка N 0849300004919000328 (автобусные маршруты NN 5, 10, 18); закупка N 0849300004919000386 (автобусный маршрут N 11); закупка N 0849300004919000385 (автобусный маршрут N 19); закупка N 0849300004919000388 (автобусный маршрут N 24); закупка N 084930000491900199 (автобусный маршрут N 27); закупка N 0849300004918001096 (автобусный маршрут N 33); закупка N 0849300004919000334 (автобусные маршруты NN 3т, 4т, 6т) Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа по городским регулярным троллейбусным и автобусным маршрутам, согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.
АО "Электротранспорт" (получатель) и Министерство транспорта (главный распорядитель средств областного бюджета) заключили договор от 16.01.2020 N 1-ЕСПБ (далее - Договор), предметом которого являлось предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя в связи с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1 Договора).
Согласно пункту 3.1 Договора субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (утвержден постановлением правительства Мурманской области от 01.09.2008 N 410-ПП; далее - Порядок N 410-ПП). Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 договора, при представлении получателем главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих соответствие получателя требованиям, установленным Порядком предоставления субсидии, определенным в приложении N 1 к договору, и документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия (счет и отчет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
В пункте 3.3 Договора предусмотрено, что ответчик перечисляет субсидию на счет истца не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем средств областного бюджета решения о перечислении получателю субсидии по результатам рассмотрения документов, перечень которых указан в пункте 3.1.2.2 договора.
АО "Электротранспорт" вместе с письмом от 06.03.2020 N 493/10 направило Министерству транспорта документы на предоставление субсидии за февраль 2020 года, согласно которым объем недополученных доходов в феврале 2020 года составил 18 515 891 руб. 82 коп.
Платежными поручениями от 05.02.2020 N 802512 на сумму 2 250 000 руб., от 12.03.2020 N 303750 на сумму 12 434 494 руб., Министерство транспорта перечислило Обществу в общей сумме 14 684 494 руб. Таким образом, недополученная сумма за спорный период составила 3 831 397 руб. 82 коп.
Направленная в адрес Министерства транспорта претензия от 25.03.2020 N 658/12 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства транспорта и отмены решения суда от 08.02.2021 в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
В данном случае согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт" на 2020 год в размере 37,49 руб.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
При этом на территории Мурманской области постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП (далее - Постановление N 10-ПП) организован проезд отдельных категорий граждан, перечень которых утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП, по единому социальному проездному билету на автомобильном транспорте и электротранспорте общего пользования городского и пригородного сообщения. Право льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету предоставляется на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам; на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 410-ПП перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, при условии обеспечения перевозок льготных категорий граждан, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 названного Порядка, по единым социальным проездным билетам имеют право на получение субсидии. Главным распорядителем как получателем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий Перевозчику, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - Распорядитель).
Законом Мурманской области от 17.12.2019 N 2439-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров предоставляются за счет бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Мурманской области, в случаях согласно приложению N 14 к названному Закону и в порядке, устанавливаемом Правительством Мурманской области. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в том числе на компенсацию разницы стоимости полного и льготного единого социального проездного билета в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В силу пункта 1.2 Порядка N 410-ПП предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения Перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка.
В пункте 2.6 Порядка N 410-ПП предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Распорядителем и Перевозчиком в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Мурманской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, такой договор сторонами заключен, все обязательные условия предоставления субсидий выполнены перевозчиком, и Распорядителем получены документы, необходимые для ее перечисления.
Вместе с тем из общего размера недополученного дохода в феврале 2020 года 18 515 891 руб. 82 коп. Министерство транспорта перечислило Обществу 14 684 494 руб., соответственно, разница за февраль 2020 года составила 3 831 397 руб. 82 коп.
Возражая против возмещения разницы, Министерство транспорта ссылалось на необоснованность размера убытков, а также указало, что Мурманская область не должна компенсировать недополученный истцом доход, в связи с чем иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что объем субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету определяется по формуле, приведенной в подпункте 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП.
Постановлением Правительства Мурманской области от 25.02.2019 N 89-ПП в подпункт 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП внесены изменения в эту формулу.
Взамен ранее установленной составляющей ("УТгор.i"; далее - Полная стоимость проезда) в нее введено новое значение: "Тпр" - провозная плата, взимаемая перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства, определенная на основании решения органа, уполномоченного на установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и/или городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (далее - Провозная плата по регулируемому тарифу).
В результате принятия постановления от 25.02.2019 N 89-ПП АО "Электротранспорт" причинены убытки в виде реального ущерба с каждой поездки в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в спорном периоде.
В рассматриваемый период (февраль 2020 года) граждане-потребители услуги реализовали право льготного проезда, провоза багажа на основании единого социального проездного билета, совершив 853 318 поездок, что подтверждается данными автоматизированной системы учета и оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа.
Убытки возникли из-за разницы между Полной стоимостью проезда (экономически обоснованным тарифом) в размере 37,49 руб. и примененной Министерством транспорта для расчета субсидии Провозной платой по регулируемому тарифу (платой, взимаемой перевозчиком с пассажира за разовую поездку, провоз багажа) в размере 33 руб.
Суд первой инстанции правомерно указал, что финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету является расходным обязательством публично-правового образования Мурманская область, которое, являясь лицом, установившим Постановлением N 10-ПП право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать Обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот.
В рассматриваемом случае, убытки у истца возникли в результате изменения формулы расчета субсидии, что не исключает возможности полной компенсации потерь доходов перевозчика. По мнению суда апелляционной инстанции, предложенный Обществом расчет недополученных доходов является правильным, поскольку экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров установлен для истца постановлением Администрациигорода Мурманска от 29.10.2019 N 3757.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства транспорта не имелось оснований для возмещения истцу недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету исходя из размера Провозной платы по регулируемому тарифу, установленной постановлением Администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860, поскольку реальный ущерб возник в связи с предоставлением Обществом льготы, установленной Постановлением N 10-ПП, то есть нормативным актом Мурманской области.
В соответствии с пунктом 19 Постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из положений статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 1133-01-ЗМО, Порядка N 410-ПП, Постановления N 10-ПП, а также упомянутых разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязательство по возмещению перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету возникло у Мурманской области, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету.
Следовательно, именно Мурманская область, как лицо, установившее право на льготный проезд по таким билетам должно компенсировать Обществу недополученный доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку пассажиров, багажа и провозной платой взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов субъекта Российской Федерации или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, в связи с чем доводы подателя жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что изменение правительством Мурманской области формулы расчета объема субсидии не исключает возможность полной компенсации потерь доходов Общества, поскольку иной подход противоречит требованию закона о полном возмещении затрат и недополученных доходов лица, предоставившего услугу ниже экономически обоснованного тарифа при осуществлении регулируемого вида деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Общества в полном объеме.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства транспорта и отмены решения суда от 08.02.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08 февраля 2021 года по делу N А42-3009/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3009/2020
Истец: АО "ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ ГОРОДА МУРМАНСКА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация города Мурманска, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ