24 мая 2021 г. |
Дело N А83-18069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Рыбиной С.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П., Месеняшиной Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" - Лебедева Дмитрия Сергеевича по доверенности от 07.12.2020,
от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатория Республики Крым" - Морозовой Валерии Павловны по доверенности от 02.02.2021 N 05/2021-юр,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 октября 2020 года по делу N А83-18069/2019 (судья Гризодубова А.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Евпатория Республики Крым" о признании одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Евпатория Республики Крым и Департамента городского хозяйства администрации города Евпатория Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" (далее - ООО "Элиткрымстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" (далее - МКУ "УКС", учреждение) о признании недействительным решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1" и о применении последствий недействительности решения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Элиткрымстрой" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неправильное толкование закона, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, при вынесении решения неверно установлены юридически значимые обстоятельства дела.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение учреждения об одностороннем отказе не содержит ссылку на 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а мотивировано нарушением сроков, хотя ООО "Элиткрымстрой" имело право не приступать к работам, а начатые работы приостановить, в связи с неисполнением встречных обязательств учреждением. Согласно пункту 4.2 контракта срок окончания работ - не позднее 15.12.2021, таким образом, на момент принятия спорного решения об одностороннем отказе от 12.09.2019 у ООО "Элиткрымстрой" был срок более двух лет для выполнения строительно-монтажных работ, что опровергает довод учреждения о явной невозможности выполнения работ в срок. Обязанность доказывания явной невозможности выполнения подрядчиком работ в срок по части 2 статьи 715 ГК РФ лежит на заказчике. Учреждением не представлены доказательства явной невозможности выполнения ООО "Элиткрымстрой" работ в срок, установленный контрактом. Кроме того, учреждение не исполнило встречные обязательства по своевременной передаче подрядчику строительной площадки. Строительная площадка передана только 10.01.2019. Учреждение не передало ООО "Элиткрымстрой" техническую документацию, в том числе проектно-сметную документацию, необходимую для выполнения работ. Заказчиком по контракту была предусмотрена очередность производства строительных работ (реконструкции) и, соответственно, ООО "Элиткрымстрой" не могло приступить к выполнению работ по реконструкции дорожной сети города до строительства и реконструкции ливневой канализации. Учреждение не указало подрядчику, где можно приступить к выполнению работы без предварительной реконструкции ливневой канализации, а где нет, на запросы подрядчика не представило и проектную документацию реконструкции ливневой канализации. Управлением Федерального казначейства по Республике Крым было направлено письмо от 27.12.2018 N 75-23-02/7196 о формировании идентификатора муниципального контракта. Заказчик после получения указанного письма ошибочно внес неверные данные в Единую информационную систему в сфере закупок об идентификаторе контракта, указав о присвоении контракту идентификатора 13918Р58000753181347, в связи с чем органы федерального казначейства отказали в проведении каких-либо операций с денежными средствами по данному контракту, ввиду несоответствия идентификатора, что привело к невозможности воспользоваться авансом. ООО "Элиткрымстрой" письмами уведомляло заказчика о полной приостановке работ. Кроме того, ООО "Элиткрымстрой" неоднократно обращалось к учреждению с требованием исполнить обязательства по контракту, и до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о понуждении к выполнению обязательств по муниципальному контракту (дело N А83-15561/2019). Односторонний отказ учреждения от исполнения контракта представляет злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).
От МКУ "УКС" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От ООО "Элиткрымстрой" поступило заявление об отказе от иска в части требования о применении последствий недействительности решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1".
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев заявление ООО "Элиткрымстрой" об отказе от иска в части требования о применении последствий недействительности решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1", суд апелляционной инстанции, проверив полномочия лица, подписавшего заявление о частичном отказе от исковых требований, пришел к выводу о том, что частичный отказ от исковых требований подписан полномочным лицом, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц. В связи с этим частичный отказ от иска принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и этот отказ принят арбитражным судом.
При этом одновременно с прекращением производства по делу арбитражный суд апелляционной инстанции на основании пункта 3 статьи 269 АПК РФ отменяет принятый судом первой инстанции судебный акт в части.
Поскольку частичный отказ истца от исковых требований в части требования о применении последствий недействительности решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1" судом принят, решение суда в данной части подлежит отмене, производство по делу в указанной части - прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Представитель ООО "ЭЛИТКРЫМСТРОЙ" в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель МКУ "УКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Между Департаментом городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым (заказчик) и ООО "Элиткрымстрой" (генподрядчик) 21.12.2018 был заключен муниципальный контракт N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта генподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ: "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1", в соответствии с проектной документацией, утвержденной постановлением администрации города Евпатории Республики Крым, на основании положительного заключения от 28.12.2017 N 104-17/СВЭ-0025/02 и положительного заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости от 16.03.2018 N 00004-18/КМЭ-12395, выданного Федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России Крымский филиал), и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему контракту гарантийные обязательства, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно пункту 1.5 контракта результатом работы по контракту является завершенный строительством объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В соответствии с пунктом 2.1 общая цена контракта составляет 646 811 857,90 руб., включая НДС.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 контракта датой начала выполнения работ считается дата подписания контракта, работы должны быть выполнены не позднее 15.12.2021.
В пункте 4.2 контракта также установлены промежуточные сроки:
- выполнить и передать проект производства работ (ППР) согласно МДС 12-46.2008 в течение двух рабочих дней после подписания контракта;
- установка временных дорожных знаков в соответствии со схемой организации дорожного движения (ОДД) в течение трех календарных дней после подписания контракта;
- установка информационного щита (паспорт объекта) в течение трех календарных дней после подписания контракта;
- геодезические разбивочные работы в течение двух рабочих дней после подписания контракта;
- закрепление оси трассы в течение пяти календарных дней после подписания контракта;
- выполнить и передать заказчику рабочую документацию в течение 10 календарных дней.
В Техническом задании (Приложение N 3 к контракту) определена последовательность строительства: подготовительные работы; разборка существующей дорожной одежды и тротуаров; переустройство сетей; устройство земляного полотна; устройство основания дорожной одежды; устройство бортового камня; устройство слоев асфальтобетонного покрытия; устройство тротуаров; устройство наружного освещения и энергоснабжения; обустройство дороги, установка автопавильонов; установка дорожных знаков; нанесение дорожной разметки.
Однако в соответствии с разделом 3.2.3.1 "Проект полосы отвода" положительного заключения государственной экспертизы от 28.12.2017 N 104-17/СВЭ-0025/02 проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республики Крым", Этап I, лот 1" перед проведением работ по реконструкции данного объекта заказчиком предусмотрена разработка проектной документации на устройство ливневой канализации. В соответствии с решением заказчика ливневая канализация и очистные сооружения разрабатываются отдельной проектной документацией. Строительство, реконструкция ливневой канализации и строительство очистных сооружений будут производиться до начала реконструкции дорожной сети города.
Администрация города Евпатория Республики Крым постановлением от 10.05.2017 N 1356-п утвердила схему ливневой канализации по объекту "Реконструкция улично-дорожной сети города Евпатории Республики Крым 2 этап (система ливневой канализации)".
В соответствии с пунктом 5.2.1, 5.2.2 контракта заказчик обязан создать генподрядчику необходимые условия для выполнения работ; после подписания контракта в течение 1 рабочего дня передать генподрядчику по акту на период строительства объекта имеющуюся у заказчика техническую документацию, необходимую для выполнения работ, в том числе, проектно-сметную документацию в полном объеме.
Согласно пункту 13.3 контракта генподрядчику запрещается приступать к строительно-монтажным работам без утвержденной заказчиком рабочей документации, которая согласно пункту 13.1 контракта включает в себя материалы в текстовой форме и рабочие чертежи, спецификации оборудования и изделий, и разрабатываемая в целях реализации в процессе строительства объекта архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации.
Заказчик 22.12.2018 передал ООО "Элиткрымстрой" по акту приема-передачи проектную документацию.
Разделом 3 контракта предусмотрено его казначейское сопровождение.
27.12.2018 Управлением Федерального казначейства по Республике Крым заказчику направлено письмо N 75-23-02/7196 о формировании идентификатора контракта 13918Р58000753181337.
Однако, как явствует из письма Управления Федерального казначейства по Республике Крым от 20.12.19 N 75-07-02/6999, заказчик внес в Единую информационную систему в сфере закупок неверные данные об идентификаторе контракта, указав идентификатор 13918Р58000753181347.
Сопроводительными письмами от 24.12.2018 N 292 и N 293 ООО "Элиткрымстрой" направило Департаменту справку о стоимости выполненных работ и затрат от 24.12.2018 N 1 (КС-3), акт о приемке выполненных работ за декабрь 2018 года от 24.12.2018 N 1 на сумму 10 000 000 руб. (КС-2), счет N161 от 24.12.2018 на оплату, а также рабочую документацию на согласование и утверждение.
ООО "Элиткрымстрой" и Департамент подписали 24.12.2018 акт приема-передачи рабочей документации.
Департаментом городского хозяйства администрации города Евпатория Республики Крым и ООО "Элиткрымстрой" акт о приемке выполненных работ от 24.12.2018 N 1 на сумму 10 000 000,00 руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат от 24.12.2018 N 1 на сумму 10 000 000,00 руб. подписаны без возражений.
Выполненные работы оплачены по платежному поручению от 29.12.2018 N 781390 на сумму 10 000 000,00 руб.
ООО "Элиткрымстрой" обратилось к заказчику с письмами от 04.02.2019 N N 31(д1), N 32(д1), N33(д1), N 46(д1) о предоставлении геодезической разбивочной основы, разрешения на строительство, проектных решений по переустройству сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации в рамках отдельных проектов, документов по отводу земельного участка.
В письме от 06.02.2019 N 51 (д1) (вх. 06.02.2019 N 255) подрядчик повторно уведомил заказчика о невозможности приступить к выполнению работ в связи с отсутствием проектных решений по переустройству сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации в рамках отдельных проектов, о приостановлении работ.
В протоколах производственных совещаний от 26.02.2019 N 4 и от 05.03.2019 N 6 заказчику поручалось официально направить подрядчику, в том числе, правоустанавливающие документы на земельные участки; недостающие материалы по проектной документации; постановления об утверждении проектной документации; проектную документацию по устройству сетей ливневой канализации, соответственно в сроки до 28.02.2019 и до 11.03.2019.
Письмом от 01.03.2019 N 76 (д) ООО "Элиткрымстрой" направило заказчику на согласование График внесения изменений в рабочую документацию, указав, что устранить замечания к рабочей документации полностью невозможно до согласования изменений проектных решений относительно применяемых материалов, и получения от заказчика документов, указанных в пункте 1 протокола производственного совещания от 26.02.2019 N 4.Указанное письмо получено Департаментом 04.03.2019 за входящим номером N 485.
ООО "Элиткрымстрой" письмом от 12.03.2019 N 101 (д1) направило для согласования График внесения изменений в рабочую документацию по муниципальному контракту по объекту "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республики Крым Этап I, лот 1", указав, что выполнение работ в соответствии с Графиком возможно при условии передачи в срок не позднее 15.03.2019 геодезической разбивочной основы по объекту и проектной документации в полном объеме. Указанное письмо получено заказчиком 13.03.2019 (вх. от 13.03.2019 N 550).
Письмом от 03.06.2019 N 1144 Департамент на письмо ООО "Элиткрымстрой" от 29.05.2019 N 204 сообщил, что генподрядчиком выполнены и сданы работы на сумму 10 000 000,00 руб. Заказчиком работы приняты и оплачены, претензий к принятым работам заказчик не имеет, а также указал не невозможность согласования уменьшения обеспечения контракта на сумму выполненных работ, поскольку полномочия заказчика переданы МКУ "УКС".
ООО "Элиткрымстрой" письмом от 02.07.2019 N 252(д) сообщило учреждению, что до настоящего времени подрядчику не переданы исходные данные для выполнения геодезических разбивочной основы, не предоставлена проектно-сметная документация на бумажном носителе со всеми соответствующими подписями, не представлены исходные данные и проектные решения по реконструкции сетей водоснабжения, сетей водоотведения и сетей ливневой канализации в полосе отвода дорог, не представлен земельный участок для размещения строительного городка, отсутствует решение заказчика о необходимости корректировки проектно-сметной документации в части технических решений по устройству дорожной одежды, просило предоставить необходимые документы и заявило о приостановлении работ: по этапу 1, лот 1 с 01.07.2019 до момента обеспечения заказчиком выполнения работ по реконструкции сетей водоснабжения, сетей водоотведения и ливневой канализации по соответствующим участкам улично-дорожной сети.
ООО "Элиткрымстрой" письмом от 16.07.2019 N 283 просило учреждение подписать прилагаемые дополнительное соглашение о смене заказчика по контракту, а также дополнительное соглашение об устранении допущенных заказчиком технических ошибок в части указания идентификатора, присвоенного органом казначейства. Письмо получено учреждением 17.07.2019.
ООО "Элиткрымстрой" письмом от 24.07.2019 N 290 просило учреждение принять на подпись измененные сведения об операциях с целевыми средствами на 2019 год и плановый период 2020-2021 года. Письмо получено учреждением 24.07.2019.
ООО "Элиткрымстрой" 23.07.2019 в ответ на претензию Учреждения от 15.07.2019 N 01-16/814 сообщило, что работы по муниципальным контрактам приостановлены в связи с встречным неисполнением заказчиком обязательств, о чем ему сообщалось также в письме от 16.07.2019 N 284; указало, что подрядчик не может приступить к выполнению строительно-монтажных работ в установленный срок, поскольку до настоящего времени заказчиком не переданы исходные данные для выполнения геодезической и разбивочной основы, не представлена проектно-сметная документация; не предоставлен земельный участок для размещения строительного городка, отсутствует решение заказчика о необходимости корректировки проектно-сметной документации в части технических решений по обустройству дорожной одежды. Указанный ответ на претензию от 23.07.2020 N 288 получен заказчиком 24.07.2019 вх. N 01-15/779.
25.07.2019 ООО "Элиткрымстрой" направило учреждению письмо исх.N 291/1(получено 25.07.2019 вх. N 01-15/788), в котором просило выдать рабочую документацию с отметкой "В производство работ", поскольку до настоящего времени заказчик не передал генподрядчику рабочую документацию с отметкой "В производство работ".
В ответ на запрос подрядчика о предоставлении утвержденной "В производство работ" рабочей документации Учреждение с сопроводительным письмом от 26.07.2019 сообщило, что на настоящий момент утвержденная учреждением "В производство работ" рабочая документация отсутствует.
02.08.2019 ООО "Элиткрымстрой" направило уведомление о полной приостановке работ (исх. N 312(д)), в котором сообщило заказчику, что подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о невозможности исполнения обязательств по контрактам по выполнению строительно-монтажных работ по причинам не предоставления подрядчику исходных данных для выполнения геодезической разбивочной основы, исходных данных и проектных решений по реконструкции сетей водоснабжения, сетей водоотведения и ливневой канализации, указало, что до настоящего времени отсутствует решение заказчика о необходимости корректировки проектно-сметной документации в части технических решений по обустройству дорожной одежды, в том числе за счет изменения плотности применяемого щебня ввиду отсутствия щебня М 800 на территории Республики Крым и отсутствием в проекте затрат на его доставку из Краснодарского края, ширине дорожного полотна, обеспечению отвода поверхностных стоков на участках, где отдельным проектом не предусматривается обустройство ливневой канализации. Указанное письмо получено представителем учреждения 02.08.2019 согласно штампу входящей корреспонденции от 02.08.2019 N 01-15/842.
ООО "Элиткрымстрой" в ответе от 03.09.2019 N 339 на претензию учреждения от 29.08.2019 сообщило, что рабочая документация по контракту была принята заказчиком и оплачена, о чем свидетельствуют подписанные акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат, таким образом, утверждение заказчика о непредставлении генподрядчиком рабочей документации безосновательны; отметило, что реконструкция системы водоснабжения и водоотведения и системы ливневой канализации со строительством очистных сооружений производится до начала реконструкции городской дорожной сети города, указало, что ООО "Элиткрымстрой" не имеет возможности приступить к выполнению работ, ввиду невыполнения заказчиком работ по реконструкции и строительству сетей водоснабжения, водоотведения и сетей ливневой канализации.
В письме от 09.08.2019 N 316 (д2) подрядчик просил заказчика направить экземпляр рабочей документации с отметкой "В производство работ" (вх.N 01-15/870 от 09.08.2019).
В письме от 03.09.2019 N 340 ООО "Элиткрымстрой" просило подписать дополнительное соглашение о смене заказчика.
Учреждение приняло решение от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" в связи с нарушением ООО "Элиткрымстрой" начального и промежуточных сроков выполнения работ (генподрядчик не представил рабочую документацию; не приступил к выполнению строительно-монтажных работ по контракту), указав основаниями одностороннего отказа пункты 2, 3 статьи 715 ГК РФ.
По заявлению ООО "Элиткрымстрой" решение заказчика от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта поступило истцу по электронной почте 13.09.2019.
Решение от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 размещено Учреждением 13.09.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Исходя из даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 в Единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, дата вступления в силу указанного решения 25.10.2019 (пункты 12, 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
02.10.2019 исх.N 02/03-17-2019 в адрес администрации города Евпатория прокуратурой города Евпатория было направлено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и градостроительного законодательства, согласно которому бездействие структурных подразделений и подведомственных учреждений администрации города Евпатория привели к невозможности исполнения подрядной организацией контрактов по реконструкции улично-дорожной сети г. Евпатории.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю 05.11.2019 по делу N 06/2884-19-РНП принято решение об отказе учреждению во включении информации об ООО "Элиткрымстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с ненадлежащим исполнением учреждением своих встречных обязательств по контракту.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, ссылаясь на то, что вследствие неисполнения заказчиком ряда встречных обязательств по контракту, подрядчик в порядке п. 1 ст. 716 ГК РФ и п. 1 ст. 719 ГК РФ приостановил работу по контракту, срок окончания работ по контракту (15.12.2021) не истек, ООО "Элиткрымстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска ООО "Элиткрымстрой", арбитражный суд первой инстанции в решении от 05.10.2020 указал на грубое нарушение подрядчиком сроков, предусмотренных пунктом 4.1 контракта. Кроме того, суд первой инстанции критически оценил доводы истца о просрочке исполнения заказчиком встречных обязательств по контракту.
При этом, арбитражным судом первой инстанции отмечено, что подрядчик мог приступить к работам на части участков, поскольку из схемы ливневой канализации, утвержденной постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 10.05.2017 N 1356-п "Об утверждении схемы ливневой канализации в связи с проведением работ по объекту: "Реконструкция улично-дорожной сети города Евпатория Республики Крым 2 этап (система ливневой канализации) в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", усматривается, что отдельные улицы, включенные в контракт, являются абсолютно свободными от сетей ливневой канализации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку сторонами заключен муниципальный контракт на выполнение строительных работ по реконструкции улично-дорожной сети г. Евпатории Республики Крым, спорные правоотношением регулируются нормами параграфов 1, 3, 5 главы 37 ГК РФ, Закона N 44-ФЗ, а также нормами главы 9 раздела I и нормами раздела III части 1 ГК РФ.
В соответствии со ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ).
В рассматриваемом случае истцом заявлено требование о признании недействительным решения Учреждения от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 2 статьи 154 ГК РФ предусмотрено, что односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Односторонний отказ от исполнения договора отвечает признакам сделки, определенным статьей 153 ГК РФ.
Следовательно, односторонний отказ от договора может быть признан недействительным по правилам оспаривания сделок (статьи 12, 166 - 181 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
По общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 ГК РФ).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъясняется, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено правилами об отдельных видах договоров. В частности, право на односторонний отказ от договора предоставлено заказчику по договору подряда (статья 717 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
К правоотношениям сторон в рамках муниципального контракта подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право сторон включить условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 указанного Федерального закона.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством; заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пунктах 19.1, 19.5, 19.7, 19.8 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В статьях 715 и 717 ГК РФ содержатся специальные нормы, определяющие порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения договора подряда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу статьи 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Согласно разъяснениям судебной практики, содержащимся, в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, если государственный заказчик отказался от договора в связи с существенным нарушением подрядчиком государственного контракта, суд не вправе без согласия заказчика переквалифицировать данный отказ в немотивированный отказ от договора, предусмотренный статьей 717 ГК РФ.
Учреждение настаивает на квалификации оспариваемого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по пункту 2 статьи 715 ГК РФ и возражает против его переквалификации по статье 717 ГК РФ.
Таким образом, в предмет судебного исследования по спору о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от контракта, заявленного на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, входят обстоятельства своевременности начала исполнения подрядчиком контракта либо медленного выполнения подрядчиком работ по контракту, что позволяет прийти к заключению о явной невозможности окончания исполнения контракта к сроку.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что подрядчик грубо нарушил промежуточные сроки выполнения работ, предусмотренные пунктом 4.2 контракта, в частности, в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта выполнить и передать заказчику рабочую документацию.
Однако материалами дела подтверждается факт сдачи-приемки подрядчиком заказчику рабочей документации 24.12.2018.
По существу вывод суда о нарушении подрядчиком срока предоставления заказчику рабочей документации сводится к утверждению, что представленная подрядчиком документация по качеству не соответствует разделу 4.2 ГОСТ 21.1101-2013 "Основные требования к проектной и рабочей документации" и на объекте отсутствует рабочая документация со штампом "В производство работ".
Однако в материалы дела учреждение не представило доказательства направления в адрес ООО "Элиткрымстрой" конкретных замечаний по рабочей документации с указанием пунктов раздела 4.2 ГОСТ 21.1101-2013, которым не соответствует рабочая документация ООО "Элиткрымстрой", и сроков устранения этих замечаний.
Согласно пункту 13.3. контракта истцу запрещалось приступать к строительно-монтажным работам без утвержденной заказчиком рабочей документации.
В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с разделом 3.2.3.1 "Проект полосы отвода" положительного заключения государственной экспертизы от 28.12.2017 N 104-17/СВЭ-0025/02 проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республики Крым", Этап 1, лот 1", перед проведением работ по реконструкции данного объекта заказчиком должна быть разработана отдельная проектная документация на устройство ливневой канализации и очистных сооружений. Строительство, реконструкция ливневой канализации и строительство очистных сооружений будет производиться до начала реконструкции дорожной сети города.
Следовательно, подрядчик не имеет возможности подготовить рабочую документацию, соответствующую требованиям раздела 4.2 ГОСТ 21.1101-2013 "Основные требования к проектной и рабочей документации" и пунктам 4.2 и 4.3 ГОСТ 21.701-2013 "Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог" без отдельной проектной документации на устройство ливневой канализации и очистных сооружений; а без утвержденной заказчиком рабочей документации подрядчик не вправе приступать к строительно-монтажным работам.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он, в том числе, не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
ООО "Элиткрымстрой" неоднократно в письмах в период с февраля по август 2019 года уведомляло заказчика о невозможности исполнения обязательства по контракту, в том числе, по причине не предоставления исходных данных для выполнения геодезической разбивочной основы, исходных данных и проектных решений по реконструкции сетей водоснабжения, сетей водоотведения и ливневой канализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
ООО "Элиткрымстрой" письмом от 02.07.2019 N 252(д) сообщило учреждению о приостановлении работ по контракту с 01.07.2019 до момента обеспечения заказчиком выполнения работ по реконструкции сетей водоснабжения, сетей водоотведения и ливневой канализации по соответствующим участкам улично-дорожной сети.
Указанное решение ООО "Элиткрымстрой" о приостановлении работ соответствует требованиям проектной документации на объект настоящего контракта "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республики Крым", Этап 1, лот 1", согласно которой строительство, реконструкция ливневой канализации и строительство очистных сооружений должно производиться до начала реконструкции дорожной сети города.
Проектная документация на устройство ливневой канализации и очистных сооружений до настоящего времени не разработана.
Рабочую документацию со штампом "В производство работ" подрядчику также не вернул заказчик.
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что подрядчиком грубо нарушены промежуточные сроки выполнения работ, предусмотренные пунктом 4.2 контракта, и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ правомерно, основан на не правильной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Обстоятельства неправомерного использования заказчиком средств субсидий, выразившегося в неправомерной приемке у ООО "Элиткрымстрой" и оплате работ на сумму 10 000 000,00 руб. по акту формы КС-2 от 24.12.2018 и справке формы КС-3 от 24.12.2018 N 1, не являются юридически значимыми для квалификации законности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по пункту 2 статьи 715 ГК РФ.
Учреждение ссылается также на вступивший в законную силу приговор Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22.05.2020 в отношении Тюрягина А.В., осужденного по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 АПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Приговором Евпаторийского городского суда от 22.05.2020 по уголовному делу N 1-169/2020, вступившим в законную силу 02.06.2020, установлено, что рабочая документация по муниципальному контракту N 0875300011318000046_316667 по выполнению работ "Реконструкция улично-дорожной сети города Евпатории Республика Крым", Этап I, лот I, заключенному с генеральным подрядчиком - ООО "ЭлитКрымСтрой" не была выполнена в полном объеме, однако принята и оплачена.
Однако установленные обстоятельства не являются юридически значимыми для квалификации законности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по пункту 2 статьи 715 ГК РФ.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2020 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта о признании недействительным решения учреждения от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 в силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ, как не соответствующего требованиям пункта 2 статьи 715 ГК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъясняется, что при применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" от иска в части требования о применении последствий недействительности решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1".
Прекратить производство по делу N А83-18069/2019 в части требования общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" о применении последствий недействительности решения муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1".
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 октября 2020 года по делу N А83-18069/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным решение муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" от 12.09.2019 N 01-16/1001/1 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.12.2018 N 0875300011318000046_316667 на выполнение работ "Реконструкция улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап I, лот 1".
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" (ОГРН 1149102182635, ИНН 9110087900; 297408, Республика Крым, город Евпатория, улица имени братьев Буслаевых, дом 18) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" (ОГРН 1149204014860, ИНН: 9203002024; 299046, город Севастополь, проспект Победы, дом 1а, офис 18) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" (ОГРН 1149102182635, ИНН 9110087900; 297408, Республика Крым, город Евпатория, улица имени братьев Буслаевых, дом 18) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элиткрымстрой" (ОГРН 1149204014860, ИНН: 9203002024; 299046, город Севастополь, проспект Победы, дом 1а, офис 18) судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18069/2019
Истец: ООО "ЭЛИТКРЫМСТРОЙ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент городского хозяйства администрации города Евпатория Республики Крым, Дудко Денис Вячеславович, Пьеро А. И.