Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф02-3569/21 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
21 мая 2021 г. |
дело N А19-31036/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Кириченко С.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Черепановой И.И. апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2021 года по делу N А19-31036/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны (ОГРНИП 319385000121972, ИНН 380503024416) к Комитету по градостроительству Администрации города Братска (ОГРН 1083804001038, ИНН 3804041370; 665708, Иркутская область, город Братск, Центральный, проспект Ленина, 37) о признании незаконным отказа от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны - Хаирова М.Р. - представителя по доверенности от 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Александрова Инна Валерьевна (далее также - заявитель, ИП Александрова И.В. или предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по градостроительству Администрации города Братска (далее также - Комитету по градостроительству или Комитет) о признании незаконным отказа от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2020 года судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены.
Как указал суд кассационной инстанции, из буквального содержания письма от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19 следует, что основанием для отказа в утверждении схемы послужил подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), то есть отказ вынесен в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 статьи 11.10 указанного кодекса.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций не проверили оспариваемый ненормативный правовой акт на предмет его законности, исходя из той нормы, которая указана Комитетом в качестве основания его принятия.
Суд первой инстанции не указал, какой подпункт пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ им применен при рассмотрении дела, не изложил мотивы, по которым посчитал установленные фактические обстоятельства, положенные в основание принятого им решения, имеющими связь с предусмотренными подпунктами 1 - 5 пункта 16 указанной статьи основаниями отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом кассационной инстанции также указано, что если исходить из того, что суд первой инстанции применил подпункт 3 пункта 16 статьи 31.10 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями пунктов 4, 6 статьи 11.9 указанного кодекса, то в таком случае судебными актами со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства и конкретные фактические обстоятельства не установлено, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости или приведет к нерациональному использованию земель.
Суд апелляционной инстанции данное нарушение не устранил. Ссылка апелляционного суда на подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ сделана без исследования входящих в предмет доказывания вопросов о том, истек ли срок действия ранее принятого решения об утверждении схемы расположения земельного участка, являлось ли такое основание причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из установленных в судебных актах обстоятельств суд не усматривает необходимой совокупности юридического состава рассматриваемых правоотношений, позволяющий на стадии кассационного рассмотрения осуществить проверку законности оспариваемого письма.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства и с учетом этого, а также полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений, участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2021 года вновь в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из приложенной к заявлению предпринимателя схемы расположения испрашиваемого земельного участка следует, что заявителем не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 38:34:000000:1729, в связи с чем, образование испрашиваемого предпринимателем земельного участка приведет к нарушению действующего законодательства Российской Федерации о земле.
С учетом технических характеристик данного объекта и сформированной вокруг него соответствующей охранной зоны, в рассматриваемом случае, не представляется возможным по обстоятельствам, отраженным в оспариваемом отказе сформировать испрашиваемый земельный участок.
При подготовке схемы заявитель не принял во внимание, что государственный кадастр недвижимости содержит сведения о наличии в границах предлагаемого к образованию земельного участка уже сформированного и поставленного на кадастровый учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729, а также наличие соответствующей охранной зоны, которая составляет большую часть предлагаемого к образованию земельного участка.
Также заявителем не учтено, что образование земельного участка и последующее его предоставление приведет к вкрапливанию, а также невозможности беспрепятственного использования (проезда, прохода, обслуживания) земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729 и сооружений, имеющихся на нем.
Комитет учел наличие и значительную площадь охранной зоны в границах испрашиваемого участка, что помешало бы его рациональному использованию.
Не согласившись с указанным решением, ИП Александрова И.В. обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении к ней.
Комитет по градостроительству Администрации города Братска представил отзыв на апелляционную жалобу, котором выразил согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Комитет явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12 мая 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 14 мая 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.10.2019 индивидуальный предприниматель Александрова Инна Валерьевна обратилась в Комитет по градостроительству Администрации города Братска с заявлением N МУ-9492/40/19 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том I, л.д. 48, 49).
Письмом от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19 Комитет по градостроительству отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указано то обстоятельство, что в границах испрашиваемого земельного участка согласно координатам, указанным в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположен многоконтурный земельный участок для размещения объектов электросетевого хозяйства с кадастровым номером 38:34:000000:1729, а также расположен в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ.
Приложенной к заявлению схемой не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 38:34:000000:1729.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10. ЗК РФ в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (том I, л.д. 13, 14).
Заявитель полагая, что отказ, выраженный в письме Комитета по градостроительству Администрации города Братска от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 3 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (пункт 1 статьи 5).
Согласно пункту 1 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3).
Вместе с тем пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как указывалось выше, 16.10.2019 индивидуальный предприниматель Александрова Инна Валерьевна обратилась в Комитет по градостроительству Администрации города Братска с заявлением N МУ-9492/40/19 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К данному заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 Положения о Комитете по градостроительству Администрации города Братска, утвержденного решением Думы г. Братска от 08.04.2008 N 480/г-Д, установлено, что Комитет является отраслевым органом администрации муниципального образования города Братска (далее - Администрация города Братска) и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования города Братска в области градостроительства, архитектуры, землепользования и рекламы.
Согласно подпункту 31 пункта 1 постановления Администрация города Братска от 5 октября 2016 года N 1444 "О функциях и полномочиях Комитета по градостроительству Администрации города Братска" Комитету установлены функции и полномочия, в том числе по обеспечению подготовки и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Как указывалось выше, в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19, Комитет указал:
- нахождение в границах испрашиваемого земельного участка многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729 для размещения объектов электросетевого хозяйства;
- земельный участок расположен в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
- в соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ;
- приложенной к заявлению схемой не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 38:34:000000:1729;
- утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10. ЗК РФ в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ.
Действительно, подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10. ЗК РФ установлено, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10. ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (приложение N 1) и форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (приложение N 2).
Вместе с тем, абстрактно указывая в оспариваемом отказе на несоответствие представленной предпринимателем схемы расположения земельного участка установленным форме, формату или требованиям к ее подготовке, Комитет не указывает, чему конкретно не соответствует данная схема - установленной форме или установленному формату или установленным требованиям к ее подготовке, а также не указывает в чем выражено такое несоответствие приказу Министерством экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Еще одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является основание, предусмотренное подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ и указанное Комитетом в оспариваемом отказе, как разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить, в том числе к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Комитетом в оспариваемом отказе указано, что в границах испрашиваемого земельного участка находится многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 38:34:000000:1729 для размещения объектов электросетевого хозяйства и, что образуемый земельный участок расположен в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, как следует из представленной предпринимателем Комитету схемы, в образуемый земельный участок входят два контура границ земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729, обозначенные характерными точками N N 11, 12, 13 и NN 14, 15, 16, 17.
При этом Министерство экономического развития Российской Федерации в пункте 1 письма от 16 января 2009 года 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" разъяснило, что в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Кроме того, порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов определяют Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила N 160).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8).
Положения Правил N 160 не устанавливают безусловный запрет на образование земельных участков в границах охранных зон, на утверждение соответствующей схемы расположения земельного участка и обязанность указания в схеме о возможности доступа к земельному участку в границах охранной зоны.
Пунктом 16 Правил N 160 установлено, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 160 плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.
После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ (пункт 18).
Кроме того, пунктом 13 статьи 39.8 ЗК РФ установлено, что в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности.
Относительно указания Комитетом в оспариваемом отказе на то, что образование земельных участков не должно приводить к другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, суд апелляционной инстанции отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии таких недостатков и нарушений, в рассматриваемом случае материалами дела не установлены и Комитетом не доказаны.
В силу приведенных норм ЗК РФ и Правил N 160 с учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Комитета по градостроительству Администрации города Братска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по таким основаниям, указанным в письме от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19, как: нахождение в границах испрашиваемого земельного участка многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729 для размещения объектов электросетевого хозяйства; нахождение в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства; невозможность разрешенного использования расположенных объектов недвижимости; невозможность размещения объектов недвижимости; приложенной к заявлению схемой не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 38:34:000000:1729; несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении данным отказом прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение суда первой инстанции, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Поскольку судом апелляционной инстанции каких-либо оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, для отказа предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка не установлено, из материалов дела не следует, а Комитетом не приведены, суд апелляционной инстанции считает возможным и необходимым в качестве восстановительной меры обязать Комитет по градостроительству администрации города Братска принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению предпринимателя, установив для этого тридцатидневный сок, предусмотренный пунктом 23 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением Администраций муниципального образования города Братска от 20 февраля 2016 года N 276, со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2021 года по делу N А19-31036/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказ Комитета по градостроительству администрации города Братска от 28.10.2019 N МУ 9758/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признать незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Комитет по градостроительству администрации города Братска (ОГРН 1083804001038, ИНН 3804041370, адрес: 665708, Иркутская область, г. Братск, пр-кт Ленина (Центральный ж/р), д.37) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны (ОГРНИП 319385000121972; ИНН 380503024416) путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны от 16 октября 2019 года N МУ-9492/40/19 в течение тридцати дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Взыскать с Комитета по градостроительству администрации города Братска (ОГРН 1083804001038, ИНН 3804041370, адрес: 665708, Иркутская область, г. Братск, пр-кт Ленина (Центральный ж/р), д. 37) в пользу индивидуального предпринимателя Александровой Инны Валерьевны (ОГРНИП 319385000121972; ИНН 380503024416) расходы по уплате государственной пошлины в размере 750 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-31036/2019
Истец: Александрова Инна Валерьевна
Ответчик: Комитет по градостроительству Администрации города Братска
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3569/2021
21.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2215/20
16.02.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-31036/19
28.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4717/20
22.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2215/20
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-31036/19