г. Владивосток |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А24-5440/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "25/1",
апелляционное производство N 05АП-2004/2021
на решение от 15.02.2021
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-5440/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению товарищества собственников недвижимости "25/1"
(ИНН 4101192539, ОГРН 1204100002105)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края
(ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766),
о признании недействительным предписания от 12.08.2020 N 891/1-11ж,
при участии:
лица, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "25/1" (далее - заявитель, товарищество, ТСН "25/1") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 12.08.2020 N 891 ЛК/1-11ж.
Решением суда от 15.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "25/1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.02.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обосновании доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что мероприятия, возложенные на ТСН "25/1" оспариваемым предписанием, относятся к капитальному ремонту, а не к текущему. Обращает внимание суда на то факт, что многоквартирный дом N 25/1 по адресу: проспект 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском признал в марте 2018 года аварийным. Кроме того, по мнению апеллянта, оспариваемое предписание от 12.08.2020 N 891 ЛК/1-11ж содержит незаконные и неисполнимые требования, в том числе, в части срока исполнения до 10.11.2020. Также заявитель указывает на отсутствие денежных средств, поступающих от жильцов дома в счет оплаты текущего ремонта, что приводит к невозможности в срок, установленный оспариваемым предписанием устранить выявленные нарушения.
Через канцелярию суда от Государственной жилищной инспекции Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. Инспекция по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.04.2021 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
04.08.2020 в средствах массовой информации в сети интернет (www.instagram.com) на странице 41regiontv был размещен видеосюжет, в котором были запечатлены многочисленные протечки крыши в квартирах многоквартирного дома N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском.
В связи с выпущенным вышеуказанным видеосюжетом, на основании поручения руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 05.08.2020 N 171 и обращения гражданина Джо Е.С., проживающей в доме N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском, в соответствии с приказом руководителя Инспекции от 05.08.2020 N 891 в отношении ТСН "25/1" назначено проведение внеплановой выездной проверки деятельности на предмет соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования.
Решением прокуратуры Камчатского края от 07.08.2020 N 7/7-818-20 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении ТСН "25/1".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки квартир N N 28, 29, 30, 31, 32, 33 многоквартирного дома N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском Инспекцией установлено следующее:
- в комнате N 28 (окно на главный фасад) на поверхности потолка и стен наблюдаются массовые отслоения окрасочного слоя от основания, трещины на поверхности потолка, на поверхности стен также наблюдаются отслоения отелочного слоя (обои) от основания; сухие следы протечки кровли на ограждающих конструкциях. Влажность в данной комнате составляет W-61,6%;
- в комнате N 29 (окном на главный фасад) по всей поверхности потолка наблюдаются сухие следы протечки кровли, местное отслоение окрасочного слоя от основания; на поверхности стен наблюдаются отслоения отелочного слоя (обои) от основания, отслоение штукатурного слоя, следы протечки кровли на поверхности обоев, под обоями на поверхности стены следы почернения. На полу в данной комнате поставлены емкости для сбора воды, со слов жительницы: "Поставили, так как передают дожди". Влажность в данной комнате составляет W55,8%;
- в комнате N 32 (окно на дворовой фасад) по все поверхности потолка наблюдаются сухие следы протечки кровли, отслоение отелочного слоя (обои) от основания потолка местами, трещины в штукатурном слое потолка; на поверхности стены над оконным проемом наблюдаются следы протечки кровли, обои отсутствуют на стене, отклеились. Со слов жительница данной квартиры: "В комнатах NN 30, 31, 33 и в коридоре кровля не течет, кровлю над данными комнатами сделали своими силами год назад". Влажность в данной комнате составляет W-66%;
- в кухне (окном на дворовой фасад) на поверхности потолка наблюдаются пластиковые панели, следов протечки кровли на потолке не наблюдается, со слов жительницы: "Во время дождя течет с люстры". На поверхности стен наблюдаются следы протечки кровли, почернения. Влажность в кухне составляет W-58,2% (форточка открыта);
- система естественной вытяжной вентиляции в квартире N 28-33 находится в неисправном состоянии. В кухне вентиляционное отверстие отсутствует, заклеено обоями и закрыто навесными шкафами. В перегородке между туалетом и душевой наблюдается вентиляционное отверстие; в душевой в районе расположения вентиляционного отверстия на стене устроен короб и вставлен бытовой (принудительный) электровентилятор, при это удаление воздуха происходит только при включении данного вентилятора, в выключенном состоянии тяга отсутствует, сетка электровентилятора засорена;
- со стороны главного фасада над комнатами N 28 и N 29 указанной коммунальной квартиры наблюдается разрушение стыка карнизных плит (свеса) крыши; наблюдается местами ослабление крепления металлического окрытия карнизных свесов крыши со стороны главного и дворового фасадов дома;
- на крыше наблюдается разрушение кровельного покрытия, в частности над коммунальной квартирой N 28-33, а именно многочисленные трещины в рулонной кровле, просадки, местами воздушные мешки под рулонной кровлей, заполненные водой, местами скопление атмосферной воды на кровле, местами наблюдается отслоение рулонной кровли от основания, ненадлежащее примыкание рулонной кровли к вентиляционной шахте над кухней квартиры N 28-33, отслоение от основания; разрушение металлического открытия карнизных свесов со стороны дворового и главного фасадов над указанной квартиры, местами ослабление крепления открытия;
- в лестничной клетке подъезда N 1 на 4 этаже на поверхности потолка и стен наблюдаются многочисленные следы протечки кровли, отслоение окрасочного покрытия от основания потолка, местами отслоение штукатурного слоя покрытия (потолка), с оголением арматуры;
- в лестничных клетках подъездов N 1 и N 2 на всех этажах наблюдаются скрутки и провисания электропроводов и провайдерских проводов, местами электрощиты открыты.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Инспекция признала, что в действиях ТСН "25/1", осуществляющего управление указанным домом, имеются нарушения требований пунктов 4.10.2.1, 4.6.3.3, 4.6.1.13, 4.6.1.2, 4.6.1.1, 2.6.2, 5.6.24, 5.6.6, 5.6.4, 5.6.2, 5.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также нарушение требований, установленных статьями 162 части 2, главы 14 статьи 161 части 2.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 12.08.2020 N 891/1-11Ж.
12.08.2020 Инспекцией выдано предписание N 891/1-11ж, которым на ТСН "25/1" возложена обязанность в срок до 15.09.2020 выполнить следующие мероприятия:
- ремонт кровельного покрытия над квартирой N 28-33, а именно над комнатами N 28, N 29, N 32 и над кухней; обеспечить надлежащее примыкание кровли к вентиляционной шахте над квартирой N 28-33;
- ремонт металлического покрытия карнизных свесов над квартирой N 28-33 со стороны главного и дворового фасадов;
- ремонт стыка карнизных плит покрытия над комнатами N 28 и N 29 со стороны главного фасада;
- ремонт электрооборудования в лестничных клетках подъездов N 1 и N 2 на всех этажах; обеспечить надлежащее крепление провайдерских проводов к основанию ограждающих конструкций в лестничных клетках подъездов N 1 и N 2.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте материалам дела, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 20 ЖК РФ, установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 138 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий (пункт 2).
Как установлено подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются, в числе прочего, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил N 491).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Указанные Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с пунктом 4.6.3.3 Правил N 170 приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п. Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
Пунктом 4.6.1.13 Правил N 170 определено, что кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2 Правил N 170).
Как следует из пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (пункт 2.6.2 Правил N 170).
Как следует из пункта 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
Пунктом 5.6.4 Правил N 170 определено, что текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями. Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.6.1 Правил N 170).
Согласно пункт 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводнораспределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений многоквартирного N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском выбран способ управления - ТСН "25/1".
Таким образом, в данном случае товарищество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выполняющим функции его управления и отвечающим за обеспечение технической эксплуатации данного имущества, его надлежащего содержания и ремонта.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки квартир N N 28, 29, 30, 31, 32, 33 многоквартирного дома N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском Инспекцией установлено, что в действиях ТСН "25/1", осуществляющего управление указанным домом, имеются нарушения требований пунктов 4.10.2.1, 4.6.3.3, 4.6.1.13, 4.6.1.2, 4.6.1.1, 2.6.2, 5.6.24, 5.6.6, 5.6.4, 5.6.2, 5.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также нарушение требований, установленных статьями 162 части 2, главы 14 статьи 161 части 2.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 12.08.2020 N 891/1-11Ж. В связи с чем, товариществу правомерно выдано обжалуемое предписание об устранении выявленных нарушений.
Апелляционной коллегией рассмотрен и отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что мероприятия, возложенные на ТСН "25/1" оспариваемым предписанием, относятся к капитальному ремонту, а не к текущему, поскольку к видам текущего ремонта, входящего в плату за содержание жилья, как следует из пункта 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 01.01.2004, относятся и все виды работ по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель из штучных материалов (кроме полной замены покрытия), включая все элементы примыкания к конструкциям, покрытия парапетов, колпаки и зонты над трубами и пр., ремонт и частичная замена участков кровель, выполненных из различных материалов, по технологии заводов-изготовителей (пункт 4 Приложения N 2); ослабленных участков наружной электропроводки (подпункт "в" пункта 2 Приложения N 1).
Исходя из чего, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что на заявителя оспариваемым предписанием возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, которые относятся к текущему ремонту.
Заявление товарищества о том, что многоквартирный дом N 25/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском признан аварийным не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания, поскольку указанное само по себе не освобождает заявителя от возложенной на него договором и законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации имущества дома, по проведению регламентных работ в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества.
Обратное свидетельствовало бы о необоснованном освобождении товарищества от проведения работ по текущему ремонту, что противоречит целям и принципам управления жилым домом, условиям договора и закону.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно неисполнимости предписания инспекции, коллегия отмечает, что, действительно, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Одновременно с этим следует отметить, что категория исполнимости предписания не тождественна сложности его исполнения, поскольку общество обязано выполнять свою деятельность в соответствии с требованиями закона, а то, какими способами оно ее будет осуществлять, зависит от самого субъекта профессиональной деятельности.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
При этом утверждение заявителя жалобы об отсутствии денежных средств, поступающих от жильцов дома в счет оплаты текущего ремонта, судом не принимается, поскольку недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию имущества многоквартирного дома, не свидетельствует о неисполнимости предписания инспекции.
В данном случае коллегия учитывает, что способ и порядок устранения выявленных нарушений, указанных в предписании органа жилищного надзора, избирается управляющей организацией самостоятельно, в том числе с учетом действующего законодательства и фактических отношений.
Требования оспариваемого предписания относительно выявленных нарушений сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем уяснение его смысла не должно вызывать у ТСН "25/1" затруднений. При этом в случае неясности порядка исполнения предписания товарищество также вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано товариществу правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.02.2021 по делу N А24-5440/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5440/2020
Истец: товарищество собственников недвижимости "25/1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: Пятый арбитражный аппелляционный суд