Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2021 г. N Ф01-4096/21 настоящее постановление оставлено без изменения
21 мая 2021 г. |
Дело N А43-5984/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 по делу N А43-5984/2018,
принятое по заявлению Нижегородской таможни о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Сервис" (ОГРН 1125250002932, ИНН 5250055643) утилизированного сбора в размере 91 650 000 рублей и встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Сервис" о признании незаконным решения Нижегородской таможни от 18.01.2018 по результатам таможенной проверки N 10408000/210/180118/Т000080/001,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Жефко", общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Нижегородской таможни - Абдулкеримов Р.А. по доверенности от 29.12.2020 N 159 сроком действия до 31.12.2021;
общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Сервис" - Каспаров Б.Г. по доверенности от 11.01.2021 N 01 сроком действия 1 год; Гаврилов С.С. по доверенности от 01.03.2021 N 02 сроком действия 1 год, специалист; Капранов А.В. по доверенности от 12.05.2021 N 03.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Нижегородской таможни, общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Сервис", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Нижегородской таможней (далее - Таможня, таможенный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Сервис" (далее - Общество) проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности заявленного кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и уплаты утилизационного сбора товара "подъемники на колесном ходу", задекларированного по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10408020/060715/0003721 (товар N 1), 10408020/100615/0003150 (товар N 1), N10408020/140515/0002519 (товар N 1), N10408020/170615/0003287 (товар N 1), N10408040/010417/0010613 (товар N 1), N10408040/020617/0018558 (товар N 1,2), N10408040/030417/0010681 (товар N 1), N10408040/040417/0010914 (товар N 1), N10408040/040417/0010915 (товар N 1), 10408040/040417/0010968 (товар N 1,2), N10408040/040417/0010969 (товар N 1), 10408040/050617/0018768 (товар N 1,2), N10408040/070317/0007233 (товар N 1,2), 10408040/070417/0011425 (товар N 1), 10408040/070417/0011426 (товар N 1), N10408040/070916/0026933 (товар N 1-4), 10408040/091116/0033865 (товар N 1-4), N10408040/100517/0015251 (товар N 1), N10408040/110517/0015461 (товар N 1), N10408040/110517/0015511 (товар N 1-3), N10408040/151116/0034592 (товар N 1), N10408040/200517/0016755 (товар N 1,2), 10408040/210316/0007681 (товар N 1,2),N10408040/250617/0021391 (товар N 1,2), N10408040/270317/0009741 (товар N 1), N10408040/290517/0017845 (товар N 1), N10408045/300617/0022233 (товар N 1), N10408040/151117/0039364 (товар N 1,2), N10408040/181017/0035713 (товар N 1), 10408040/080817/0026759 (товар N 1), N10408040/110517/0015462 (товар N 1), N10408040/151116/0034591 (товар N 1), N10408040/160517/0016005 (товар N 1-3), N10408040/201015/0033623 (товар N 1), N10408040/250517/0017344 (товар N 1), N10408040/251115/0037919 (товар N 1-3), N10408040/290517/0017844 (товар N 1,2), N10408040/300517/0018142 (товар N 1), N10408040/310517/0018185 (товар N 1,2), N10408040/151117/0039404 (товар N 1,2), квалификационный код товара изменен на код 8427 10 100 0 и 8427 20 190 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам таможенной проверки 18.01.2018 принято решение N 10408000/210/180118/Т000080/001 о начислении и взыскании с Общества утилизационного сбора в отношении задекларированных товаров. Письмом от 18.01.2018 N 01-07-18/00899 таможенный орган уведомил Общество о начислении и необходимости оплаты последним утилизационного сбора в сумме 91 650 000 руб.
В связи с неуплатой Обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества утилизированного сбора в размере 91 650 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с встречным заявлением об отмене решения Таможни от 18.01.2018 по результатам таможенной проверки N 10408000/210/180118/Т000080/001.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жефко" (далее - ООО "Жефко"), общество с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" (далее - ООО "Инстар Лоджистикс") и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области.
Решением от 20.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные Обществом требования. Таможне в удовлетворении требования отказано.
Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что код 8427 20 в редакции ТН ВЭД ЕАЭС, действующей в момент ввоза рассматриваемых товаров, излагался в следующем виде - "погрузчики самоходные прочие", и не содержал отсылок на ограничение указанной категории только фронтальными или иными видами машин.
По мнению Таможни, все товары, классифицированные в субпозиции 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, являются погрузчиками прочими, прямо поименованными в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Таможня настаивает, что товары, импортированные Обществом, полностью соответствовали категории товаров, указанных в Перечне (и по описанию и по коду ТН ВЭД ЕАЭС).
Представитель Таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Общества в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Жефко", ООО "Инстар Лоджистикс" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под ввозом товаров подразумевается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 пункт 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 принят технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011), устанавливающий требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Пунктом 6 ТР ТС 018/2011 установлено, что под шасси понимается устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства.
Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, подпункту 39 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза "транспортные средства" - это категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
Указанные Правила служат для правильности исчисления подлежащего уплате утилизационного сбора.
Согласно пункту 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1; б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и изменений согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" на размер ставки утилизационного сбора за товары влияют сведения о категории и полной массе товара. Если с даты выпуска шасси колесного транспортного средства прошло более 3-х лет и его полная масса свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, то размер ставки утилизационного сбора составляет 6,91 от базовой ставки 150 000 руб. Если его полная масса свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, то размер ставки утилизационного сбора составляет 10,06 от базовой ставки 150 000 руб. Если его полная масса свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, то размер ставки утилизационного сбора за шасси колесного транспортного средства составляет 11,8 от базовой ставки 150 000 руб.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что по результатам проведенной таможенным органом проверки принято решение N 10408000/210/180118/Т000080/001 о начислении и взыскании с Общества утилизационного сбора в отношении задекларированных товаров.
Между тем, из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383).
Приведенная выше правовая позиция закреплена в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Указанным выше Постановлением N 81 утвержден Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Указанный Перечень содержит Раздел VI "Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)".
Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков.
Распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 20 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 - Федерального закона N 89-ФЗ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
В рассматриваемом случае ввезенный товар представляет собой самоходные подъемные устройства на колесном ходу для работы на высоте с рабочей платформой, для производства монтажных и ремонтных работ, подъемного механизма и шасси оснащенные дизельным двигателем.
Таможенным органом не представлены доказательства того, что указанные самоходные машины являются фронтальными погрузчиками.
С учетом изложенного, основания для взимания утилизационного сбора при ввозе рассматриваемых самоходных машин отсутствовали.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества и отказал Таможне в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 по делу N А43-5984/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5984/2018
Истец: Нижегородская таможня
Ответчик: ООО "Аренда-Сервис"
Третье лицо: ООО ЖЕФКО, ООО Инстар-Лоджистикс, ООО Оверлэнд Лоджистикс, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области