г. Киров |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А31-619/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области представителя ответчика Чигарева Е.А., действующего на основании доверенностей от 05.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Татарского сельского поселения муниципального района города Нерехта и Нерехтского района Костромской области "ТВТ"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2021 по делу N А31-619/2021
по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к муниципальному унитарному предприятию Татарского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области "ТВТ" (ОГРН: 1064405002342, ИНН: 4405006858)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление Ростехнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Татарского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области "ТВТ" (далее - ответчик, МУП "ТВТ", Предприятие) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2021 заявленное требование удовлетворено, ответчик привлечен к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "ТВТ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Предприятие указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2019 в адрес Управления Ростехнадзора поступило заявление ПАО "Костромская сбытовая компания" от 08.12.2020 N 03-2/10/17070 о привлечении МУП "ТВТ" к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в связи с неисполнением обязательств по оплате имеющейся задолженности и непредставлением обеспечения исполнения обязательств обществу (л. д. 69-72).
В ходе рассмотрения заявления и документов установлено следующее.
ПАО "Костромская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Костромской области.
01.03.2008 ОАО "Костромская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и МУП "ТВТ" (потребитель) заключили договор энергоснабжения N 433, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком потребителю электрической энергии (мощности), а также посредством привлечения третьих лиц оказание потребителю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией.
В соответствии с пунктом 3.1 договора потребитель обязан производить оплату поставляемой ему электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего договора.
Судебным приказом от 11.08.2020 по делу N А31-10765/2020 с ответчика в пользу ПАО "Костромская сбытовая компания" взыскано 422 237,25 руб. задолженности по договору от 01.03.2008 N 433 за период с 01.04.2020 по 31.05.2020 (л. д. 42-43).
17.09.2020 ПАО "Костромская сбытовая компания" направило МУП "ТВТ" уведомление N 03-2/10/12588 о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В уведомлении содержатся указания на размер задолженности потребителя, величину обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), а также срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (л. д. 28-29). Уведомление получено ответчиком 19.09.2020 (л. д. 34).
На 18.11.2020 Предприятием задолженность по договору от 01.03.2008 N 433 за период с 01.04.2020 по 31.05.2020 не погашена, размер задолженности составил 422 237,25 руб. Запрашиваемое обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в виде банковской гарантии или иного способа обеспечения обязательств, предусмотренного законом или договором, в адрес гарантирующего поставщика не поступило.
29.12.2020 Предприятие получило уведомление от 24.12.2020 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ, по факту нарушения установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (л. д. 73-74, 79).
26.01.2021 должностное лицо Управления Ростехнадзора по факту нарушения МУП "ТВТ" пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), составило в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении N 10.3-215/5196вн-Пр/0002-2021, которым деяние ответчика квалифицировано по статье 14.61 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя ответчика по доверенности (л. д. 18-22).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Ростехнадзора направило в Арбитражный суд Костромской области заявление о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о наличии и доказанности всех элементов состава вменяемого ответчику административного правонарушения, в связи с чем, не усмотрев существенных процессуальных нарушений со стороны заявителя при производстве по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, привлек МУП "ТВТ" к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
В пункте 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком (абзац 1).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации (абзац 3).
В соответствии с пунктом 255 Основных положений N 442 потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
В силу пункта 256 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Основных положений N 442 потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Факт наличия задолженности МУП "ТВТ" за апрель, май 2020 года перед ПАО "Костромская сбытовая компания" в сумме 422 237,25 руб. подтвержден счетами-фактурами от 30.04.2020 N 62295/65, от 31.05.2020 N 81886/65, судебным приказом по делу N А31-10765/2020 от 11.08.2020 и ответчиком не оспорен. Размер задолженности превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии.
В соответствии с Основными положениями N 442 ПАО "Костромская сбытовая компания" направило Предприятию уведомление о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в течение 60 дней с момента получения названного уведомления. При этом в течение указанного срока Предприятием не было представлено обеспечение исполнения обязательств, задолженность в полном объеме не погашена. Соответствующих доказательств не представлено.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, МУП "ТВТ" не оспариваются и свидетельствуют о наличии в деянии ответчика события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения ответчика от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии объективной возможности исполнения должником требований Основных положений N 442.
Предприятием не представлено доказательств согласования с гарантирующим поставщиком предоставления государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение в полном объеме обязательств по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение которых послужило основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.
Обращений в кредитные организации за безотзывной банковской гарантией и ответов на них материалы дела также не содержат. Утверждения Предприятия о том, что в предоставлении банковской гарантии было бы отказано из-за наложенных судебными приставами ограничений, носят предположительный характер и документально не подтверждены.
Изложенный в решении от 10.08.2020 N 217 отказ Волжского сельского поселения муниципального района города Нерехта и Нерехтинского района в предоставлении муниципальной гарантии не свидетельствует о принятии Предприятием исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения.
Также не свидетельствуют о принятии Предприятием исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения и заключение с ПАО "Костромская сбытовая компания" трехстороннего соглашения о взаимозачете и отказ судебного пристава-исполнителя в удовлетворении ходатайства Предприятия о перечислении денежных средств гарантирующему поставщику.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что тяжелое финансовое положение не является условием, освобождающим ответчика от ответственности за несоблюдение установленных действующим законодательством обязательных требований. Имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, учитываются лишь при назначении наказания, что и было сделано арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения по настоящему делу.
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии МУП "ТВТ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ. Оснований для иных выводов апелляционный суд по материалам рассматриваемого дела не усматривает.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного правонарушения, не установлены, соответствующих доводов и аргументов ответчиком в жалобе не заявлено.
Размер определенного административного наказания установлен Предприятию с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного ответчиком правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "ТВТ" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2021 по делу N А31-619/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Татарского сельского поселения муниципального района города Нерехта и Нерехтского района Костромской области "ТВТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-619/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (РОСТЕХНАДЗОР)
Третье лицо: МУП ТАТАРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОД НЕРЕХТА И НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ТВТ