Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф04-4813/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А46-20268/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3987/2021) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2021 по делу N А46-20268/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1) к начальнику отдела - старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области (адрес: 644005, Омская область, г. Омск, ул. Лагоды, 1д), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области (ОГРН 1045504039140, ИНН 5503085514, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 14) о признании недействительным постановления от 29.10.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства N 9619/20/55007-ИП, при участии в деле в качестве заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "АРРС Сервис" (ОГРН 1165543078524, ИНН 5507169050, адрес: 644016, Омская область, г. Омск, ул. Семиреченская, д. 97а, корп. 4, офис 1),
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Кажкаримова Айна Казбековна по доверенности от 16.02.2021 N 02/1140 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заявитель, Департамент, ДАГ Администрации г. Омска) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к начальнику отдела - старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Омской области), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее - УФССП России по Омской области, Управление) о признании недействительным постановления от 29.10.2020 ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Омской области Мкртчян Юлии Владимировны (далее - судебный пристав-исполнитель Мкртчян Ю.В.) об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства N 9619/20/55007-ИП.
Определением от 30.11.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРРС Сервис" (далее - ООО "АРРС Сервис", общество).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2021 по делу N А46-20268/2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДАГ Администрации г. Омска обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на положения статей 39.1, 39.8, 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2020 по делу N А10-2440/2018, обращает внимание на то, что Департаментом принято решение об отказе в проведении аукциона, поскольку в заявлении на проведение аукциона указан вид права, на котором земельный участок не может быть предоставлен в силу действующего законодательства.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2018, удовлетворены требования ООО "АРРС Сервис": признано незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411, площадью 2335 кв.м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Семиреченская, д. 97А. На Департамент имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411, площадью 2335 кв.м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Семиреченская, д. 97А, либо об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 39.8, 39.11, 39.12 ЗК РФ.
Определением Арбитражного суда Омской области 16.08.2019 в порядке процессуального правопреемства произведена замена заинтересованного лица по делу N А46-25314/2017 - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) на его правопреемника - ДАГ Администрации г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142).
Арбитражным судом Омской области 18.12.2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 020515399, на основании которого судебным приставом-исполнителем Мкртчян Ю.В. постановлением от 09.01.2020 возбуждено исполнительное производство N 71723/19/55007-ИП. Указанному исполнительному производству 27.02.2020 присвоен номер 9619/20/55007- ИП.
Как указывает заявитель, во исполнение решения суда по делу N А46-25314/2017 Департаментом рассмотрено заявление ООО "АРРС Сервис" о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 и принято решение от 15.10.2020 N 07-01/9175 об отказе в проведении аукциона в отношении земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.1 ЗК РФ в связи с тем, что в заявлении о проведении аукциона ООО "АРРС Сервис" указан вид права, на котором земельный участок не может быть предоставлен.
После принятия указанного решения от 15.10.2020 N 07-01/9175 Департамент письмом от 15.10.2020 N 02/9180 обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства N 9619/20/55007-ИП ввиду исполнения судебного акта в полном объеме.
Ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Омской области Мкртчян Ю.В. 29.10.2020 принято постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства N 9619/20/55007-ИП.
Не соглашаясь с постановлением судебного пристава-исполнителя об отказе в прекращении исполнительного производства, Департамент обратился в суд с соответствующим заявлением.
03.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). Вместе с тем данная норма не освобождает заявителя от предусмотренной статьей 65 АПК РФ необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктами 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства в силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Материально-правовые отношения сторон исполнительного производства в процедуре рассмотрения процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов, исследованию не подлежат, поскольку им уже дана оценка в судебном акте, принятом по итогам рассмотрения дела по существу.
Как следует из материалов дела, на ДАГ Администрации г. Омска как на процессуального правопреемника Департамента имущественных отношений Администрации города Омска решением Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2018, возложена обязанность принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411, площадью 2 335 кв.м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Семиреченская, д. 97А, либо об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 39.8, 39.11, 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В данном пункте определен порядок образования земельного участка и подготовки аукциона.
Согласно пункту 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
В соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017, а также с пунктом 24 статьи 39.11 ЗК РФ Департамент может принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 в случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Между тем заявитель согласно представленному в материалы дела письму от 15.10.2020 N 07-01/9175 отказал в проведении аукциона по продаже указанного земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.1 ЗК РФ, что не может быть признано судом в качестве фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС N 020515399.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ, на положение которого сослался Департамент в качестве обоснования отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 указанного Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
В рамках дела N А46-25314/2017 установлено, что распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 23.06.2017 N 1324 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ООО "АРРС Сервис" обеспечило подготовку межевого плана и постановку на учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 с видом разрешенного использования - площадки и сооружения для складирования отправляемых и пребывающих грузов, погрузо-разгрузочные площадки, что не подразумевает под собой строительство каких-либо капитальных объектов.
Согласно представленной в материалы настоящего дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 видом разрешенного использования земельного участка является "склады (код 6.9), складские площадки (код 6.9.1), для размещения коммунальных, складских объектов".
Между тем в постановлении суда кассационной инстанции от 29.11.2018 по делу N А46-25314/2017 установлено, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает возможность строительства зданий и сооружений (подпункт 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ).
При рассмотрении дела N А46-25314/2017 исключений, не позволяющих провести предусмотренную законодательством процедуру аукциона по продаже земельного участка, судами не установлено, в том числе, принимая во внимание вид разрешенного использования спорного земельного участка.
Указывая на то, что обществом обозначен вид права, на который земельный участок не может быть предоставлен в силу действующего законодательства, ДАГ Администрации г. Омска фактически пытается преодолеть законную силу принятых судебных актов по делу N А46-25314/2017, являющихся обязательными к исполнению.
Принимая решение, изложенное в письме от 15.10.2020 N 07-01/9175, об отказе в проведении аукциона по продаже указанного земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.1 ЗК РФ, цели судебной защиты и выдачи исполнительного листа не достигнуты.
Таким образом, поскольку Департаментом аукцион по продаже испрашиваемого земельного участка не проведен, решение об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных ЗК РФ, не принято, судебным приставом-исполнителем принято законное и обоснованное постановление от 29.10.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства N 9619/20/55007-ИП.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2021 по делу N А46-20268/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20268/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: Начальник отдела-старший судебный пристав межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Начальник отдела-старший судебный пристав МРО по ОИП УФССП России по Омской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "АРРС Сервис"