г. Вологда |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А05-7264/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2021 года по делу N А05-7264/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ухта" (ОГРН 1021100730408, ИНН 1102025359; адрес: 169330, Республика Коми, город Ухта, улица 30 лет Октября, дом 1а; далее - ООО "Газпром межрегионгаз Ухта", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - ГЖИ, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2020 N 01-10/334, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 декабря 2020 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А05-7264/2020, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В связи с подачей апелляционной жалобы судом первой инстанции 12.03.2021 изготовлено мотивированное решение.
ГЖИ с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на наличие вины общества в нарушении режима предоставления коммунальной услуги по газоснабжению спорного жилого дома. Считает, что обществом не принято каких-либо действительных мер для возобновления подачи газа в жилой дом.
ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в жалобе доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество является поставщиком природного газа и осуществляет его поставку на территории Республики Коми и Архангельской области. Между обществом и собственниками помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Невского в г. Котласе Архангельской области заключены договоры поставки природного газа для бытовых нужд населения, по условиям которых общество обязуется при наличии технической возможности обеспечить круглосуточную подачу природного газа на газоиспользующее оборудование, установленное в этом доме. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Спецстрой".
Между ООО "Спецстрой" (заказчик) и ООО "Котласгазсервис" (исполнитель) 06.12.2013 заключен договор оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) общего имущества жилых многоквартирных домов N 586/2016, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого заказчик получает, а исполнитель обязуется в соответствии с условиями этого договора выполнять комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту, включая аварийно-восстановительные работы, ВДГО в жилых многоквартирных домах, находящихся в управлении заказчика, согласно списку (приложение 1). В состав ВДГО входят газопроводы (вводной и внутренний) сети газопотребления многоквартирного жилого дома от места соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию. В приложении 1 к названному договору указан, в числе прочих, дом N 14 по ул. Невского.
В 2019 году ООО "Эгида" провело техническое диагностирование внутридомового газового оборудования данного многоквартирного дома. По результатам диагностирования составлено заключение от 10.09.2019 N 7530, согласно которому дальнейшее использование ВДГО допустимо при условии устранения выявленных неисправностей и причин их возникновения в объеме, соответствующем дефектной ведомости, в срок до сентября 2020 года. В результате технического диагностирования газопровода также выявлены дефекты, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией, подлежащие устранению до апреля 2020 года: подъезд N 10, условный проход газопровода Ду25, коррозия тела трубы.
ООО "Эгида" 02.02.2020 составило дополнение к заключению N 7350, согласно которому по результатам визуального и измерительного контроля состояние элементов газопроводов соответствует требованиям нормативно-технической документации не в полной мере. В приложении 12 к данному дополнению содержится дефектная ведомость выявленных неисправностей и указаны рекомендации по устранению. Согласно пункту 18 дефектной ведомости выявлена неисправность, в том числе вентиляционных каналов (воздухообмен менее допустимого), до устранения неисправностей необходимо приостановить подачу газа в квартиры N 13, 31, 32, 70, 71, 76, 89, 91. Дальнейшее использование внутридомового газового оборудования допустимо при условии устранения выявленных неисправностей и причин их возникновения в объеме, соответствующем дефектной ведомости в срок до сентября 2020 года, за исключением пункта 18.
ООО "Котласгазсервис" в адрес ООО "Спецстрой" направило уведомления от 27.12.2019 N 7702 и от 21.01.2020 N 245 о приостановлении подачи газа к системе газопотребления жилого дома в случае непредставления положительного заключения по результатам технического диагностирования.
ООО "Котласгазсервис" 13.02.2020 произведело приостановление подачи газа в многоквартирный дом N 14 по ул. Невского в г. Котласе, о чем составлен акт N 8664 отключения газифицированного оборудования от объекта газоснабжения.
В связи с прекращением газоснабжения ООО "Спецстрой" обратилось с жалобой в инспекцию о нарушении жилищного законодательства. На основании распоряжения от 16.03.2020 N А-04/01-15/292 инспекция провела в отношении общества проверку соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при ограничении (приостановлении) предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, проверка режима предоставления коммунальной услуги по газоснабжению собственникам (пользователям) в многоквартирном доме N 14 по ул. Невского в г. Котласе.
В ходе проверки инспекция установила нарушение режима предоставления коммунальной услуги по газоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Невского в г. Котласе, поскольку в соответствии с требованиями пункта 11 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), допустимая продолжительность перерыва газоснабжения составляет не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
По результатам данной проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме от 13.04.2020 N А-04/02-06/144 и выдано предписание от 13.04.2020 N А-04/02-12/144 об устранении выявленных нарушений.
ГЖИ изучив материалы проверки, пришла к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Должностное лицо инспекции 30.04.2020 составило протокол N А-04/02-08/152 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Инспекция определением от 15.05.2020 N 03-46/232 продлила срок рассмотрения дела и известила о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Должностным лицом инспекции 10.06.2020 вынесено постановление N 01-10/334 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и отменил оспариваемое постановление в связи с отсутствием вины общества.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В силу пункта 10 Правил N 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях: истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования; признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; заявка заказчика.
Согласно пункту 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Порядок и условия приостановления подачи газа установлены подпунктом "в" пункта 80 Правил N 410, в соответствии с которым исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае истечения у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.
В силу пункта 81 Правил N 410 до приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил исполнитель обязан направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.
На основании пункта 84 указанных Правил устранение причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, обеспечивается заказчиком, который после устранения таких причин обязан проинформировать об этом исполнителя. Исполнитель не позднее одних суток со дня получения от заказчика информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, проводит проверку соответствия этой информации фактическим обстоятельствам и при подтверждении информации заказчика возобновляет подачу газа в срок, не превышающий 2 дней со дня проведения указанной проверки, но не ранее выполнения заказчиком положений, предусмотренных пунктом 86 настоящих Правил.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.
В силу пункта 3 Правил N 549 под поставщиком газа понимается газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества; под поставкой газа понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке.
Согласно пункту 5 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В пункте 3 Правил N 354 определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), к которым отнесено предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
В силу пункта 11 приложения 1 к Правилам N 354 перерыв подачи газа не должен превышать четыре часа (суммарно) в течение 1 месяца.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение режима предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в период с 13.02.2020 по 12.04.2020 собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Невского в г. Котласе Архангельской области.
Из изложенных положений законодательства, а также условий договоров, заключенных заявителем с собственниками помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Невского в г.Котласе Архангельской области, следует, что на обществе лежит обязанность по обеспечению круглосуточной подачи природного газа.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Как указано судом первой инстанции, в ходе проведенной инспекцией в отношении общества проверки не установлены и зафиксированы допущенные обществом нарушения, последствием которых явилось превышение допустимой продолжительности перерыва подачи газа; инспекцией в ходе проверки не установлен факт невыполнения заявителем обязательств, вытекающих из договоров с потребителями, в частности, не было установлено, что обществом не совершена совокупность действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети, также не было установлено отсутствие газа во внешней газораспределительной сети.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 410 приостановление поставки газа производится исполнителем, то есть специализированной организацией, которая на основании договора приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, приостановление подачи газа в многоквартирный дом N 14 по ул. Невского в г. Котласе Архангельской области произведено именно специализированной организацией - ООО "Котласгазсервис", о чем свидетельствует акт от 13.02.2020 N 14.
Названные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2020 года по делу N А05-7279/2020, которым признано недействительным предписание ГЖИ от 13.04.2020 N А-04/02-12/144 об устранении выявленных нарушений, принятое в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ухта".
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 69 указанного Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод апеллянта о том, что обществом не принято каких-либо действительных мер для возобновления подачи газа в жилой дом, не принимается судом апелляционной инстанции, так как опровергается имеющимися в материалах дела письмами общества от 30.04.2020 N 20-01-01/881 и от 15.06.2020 N 20-01-01/1137, направленными в адрес ООО "Котласгазсервис", согласно которым общество требовало возобновить подачу газа для бытовых нужд населения в многоквартирный дом N 14 по ул. Невского в г. Котласе Архангельской области (том 1, листы 38, 40).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2021 года по делу N А05-7264/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7264/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Ухта"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области