г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А26-9627/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Згурской М.Л., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от истца: Раутанен Я.Э., доверенность от 13.05.2021;
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11397/2021) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А.Баранова" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2021 по делу N А26-9627/2020 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А.Баранова"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000521244, ИНН 1001021816, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 49; далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уменьшенным на сумму 72 руб. 25 коп. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (ОГРН: 1181001004150, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова (Перевалка р-н); далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 198 826 руб. 39 коп. излишне понесенных расходов по социальному страхованию.
Решением суда от 20.02.2021 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя, в законодательстве отсутствует требование представлять сведения о заключении договора об осуществлении опеки, Фонда самостоятельно принял решение о выплате пособия по уходу за ребенком, суд необоснованно принял довод Фонда о направлении электронного реестра сведений как предоставление недостоверных сведений, Фонд не доказал недостоверность сведений, необоснован довод истца о предоставлении ответчиком недостоверных сведений для начисления пособия по временной нетрудоспособности при непредставлении трудовых книжек уволенных сотрудников, отсутствует обязанность работодателя изготовить и хранить копии трудовых книжек уволенных работников.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" Фондом проведена выездная проверка за период с 01.07.2018 по 31.12.2019, по итогам которой 21.05.2020 составлен акт 33п/в.
На основании установленных результатов проверки страховщиком 10.07.2020 вынесено решение 33 п/в о взыскании излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения, в том числе: 84 728 руб. 17 коп. в связи с представлением недостоверных данных на застрахованное лицо Янушевскую И.И., что привело к неправомерной выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком (Василевским Е.А.); 29 442 руб. 41 коп. ввиду представления ответчиком недостоверных сведений, что привело неправомерной выплате пособия по временной нетрудоспособности в сумме 29 442 руб. 41 коп.: начислены пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, имеющему страховой стаж в момент наступления страхового случая до 5 лет, из размера 100 процента среднего заработка, а следовало из размера 60 процентов среднего заработка, а именно: - Долматовой С.И. по страховому случаю с 16.07.2018 по 23.07.2018 в сумме 2 140,15 руб. (общая сумма пособия за счет средств фонда - 5 3503: руб.); - Смирновой Н.А. по страховому случаю с 28.06.2018 по 10.07.2018 в сумме 4 524,60 руб. (общая сумма пособия за счет средств фонда - 11 5953 руб.); - Ермолаевой Д.В. по страховому случаю с 14.08.2018 по 20.08.2018 в сумме 1 430,48 руб. (общая сумма пособия за счет средств фонда - 3 552,72 руб.) руб.). - Румянцевой А.Н. по страховому случаю с 02.08.2018 по 08.08.2018 в сумме 661,04 руб. (общая сумма пособия за счет средств фонда - 1 652,56 руб.). - Гайда Т.Н. по страховому случаю с 09.10.2018 по 11.10.2018 в сумме 785,04 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 1 961,85 руб.); с 27.12.2018 по 29.12.2018 в сумме 785,04 руб. (общая сумма пособия за счет средств фонда - 1 961,85 руб.); с 11.02.2019 по 15.02.2019 в сумме 2 116,15 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 5 290,35 руб.); с 19.06.2019 по 24.06.2019 в сумме 1 269,69 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 3 174,21 руб.). - Гоноблеву С.Н. по страховому случаю с 22.10.2018 по 01.11.2018 в сумме 1 350,56 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 3 376.40 руб.). - Ефимковой О.А. по страховому случаю: с 06.01.2019 по 18.01.2019 в сумме 4 355,60 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 10 888,90 руб.); с 19.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 1 742,24 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 4 355,56 руб.). - Шуиной А.В. по страховому случаю с 17.01.2019 по 29.01.2019 в сумме 1 705,92 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 4 904,52 руб.). - Аникиной О.Ф. по страховому случаю: с 04.06.2019 по 14.06.2019 в сумме 2 528,16 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 5 935,28 руб.); с 15.06.2019 по 18.06.2019 в сумме 1 264,08 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 2 967,64 руб.). - Михеевой О.Ф. по страховому случаю с 04.06.2019 по 14.06.2019 в сумме 1 477,44 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 3 693,52 руб.). - Ершовой В.В. по страховому случаю: с 21.06.2019 по 05.07.2019 в сумме 824,98 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 3 127,92 руб.); с 06.07.2019 по 12.07.2019 в сумме 481,24 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ - 1 824,62 руб.); - 34 347 руб. 25 коп. в связи с представлением Учреждением в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ недостоверных сведений в отношении Чечеминой О.П., имеющей страховой стаж на момент наступления страхового случая до 5 лет, что привело к неправильному начислению пособия из размера 100 процентов среднего заработка, а следовало - из размера 60 процентов среднего заработка. Кроме того, страхователем неверно определен заработок в расчетном периоде, что привело к неправильному исчислению размера среднего дневного заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности Чечеминой О.П. В результате Чечеминой О.П. неправомерно выплачены пособие временной нетрудоспособности в сумме 34 347 руб. 25 коп., а именно по страховому случаю: с 21.09.2018 по 17.10.2018 в сумме 8 246,40 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 20 585,28 руб.); с 18.10.2018 по 14.11.2018 в сумме 9 620,80 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 24 015,16 руб.); с 15.11.2018 по 13.12.2018 в сумме 9 964,40 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 24 873,88 руб.); с 14.12.2018 по 17.12.2018 в сумме 1 374,40 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 430,88 руб.); с 18.01.2019 по 01.02.2019 в сумме 5 141,25 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 12 853,05 руб.).
В соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно справке "О сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации неначислялись", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 182н (далее - справка N182н), заработок застрахованного лица Чечеминой О.П. в 2016 году составил 277 024 руб. 24 коп.; в 2017 году - 348 489 руб. 56 коп.
Таким образом, общая сумма заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, составила 625 513 руб. 38 коп.
Вместе с тем согласно реестрам по листам нетрудоспособности - N 910001884142, N 910001118479, N 910000467481 общая сумма заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, составила 626 131 руб. 96 коп., что привело к неправильному исчислению среднего дневного заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ ввиду представления Учреждением недостоверных сведений, начислены пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, имеющему страховой стаж на момент наступления страхового случая от 5 до 8 лет, из размера 100 процентов среднего заработка, а следовало из размера 80 процентов среднего заработка.
В результате неправомерно выплачены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 45 645 руб. 48 коп., а именно: - Безюкаревой А.А. по страховому случаю: с 13.07.2018 по 27.07.2018 в сумме 1 729,92 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 8 575,92 руб.); с 28.07.2018 по 28.08.2018 в сумме 4 613,12 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 22 869,12 руб.); с 29.08.2018 по 21.09.2018 в сумме 3 459,84 руб. (общая сумма пособи счет средств ФСС РФ 17 151,84 руб.); с 22.09.2018 по 18.10.2018 в сумме 3 892,32 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 19 295,82 руб.); с 19.10.2018 по 02.11.2018 в сумме 2 162,40 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 10 719,90 руб.); с 13.11.2018 по 27.11.2018 в сумме 1 729,92 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 8 575,92 руб.); с 28.11.2018 по 05.12.2018 в сумме 1 153,28 руб. (общая сумма пособи счет средств ФСС РФ 5 717,28 руб.); с 11.12.2018 по 25.12.2018 в сумме 1 729,92 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 8 575,92 руб.); с 26.12.2018 по 24.01.2019 в сумме 4 324,80 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 21 439,80 руб.); с 25.01.2019 по 22.02.2019 в сумме 4 135,98 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 20 680,48 руб.). - Кожиной И.В. по страховому случаю: с 30.10.2018 по 07.11.2018 в сумме 1556,73 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 7 783,56 руб.); с 14.12.2018 по 16.12.2018 в сумме 345,94 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 1 729,68 руб.); с 19.12.2018 по 21.12.2018 в сумме 518,91 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 2 594,52 руб.). - Панасенко В.В. по страховому случаю с 13.08.2018 по 24.08.2018 в сумме 1 855,26 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 9 276,39 руб.). - Ануковой А.Л. по страховому случаю: с 11.09.2018 по 17.09.2018 в сумме 695,28 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 904,24 руб.); с 18.09.2018 по 21.09.2018 в сумме 695,28 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 904,24 руб.); с 18.03.2019 по 22.03.2019 в сумме 1 075,90 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 5 379,50 руб.); с 21.02.2019 по 07.03.2019 в сумме 3 227,70 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 16 138,50 руб.). - Пукки О.В. по страховому случаю: с 17.09.2018 по 25.09.2018 в сумме 1 469,70 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 7 348,56 руб.); с 17.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 836,28 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 4 108,98 руб.). - Загороднюк М.Г. по страховому случаю с 25.01.2019 по 07.02.2019 в сумме 2 329,40 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 13 976,16 руб.). - Переляйнен Э.А. по страховому случаю с 17.04.2019 по 30.04.2019 в сумме 2 107,60 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 10 537,78 руб.).
В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ ввиду представления ответчиком недостоверных сведений, начислены пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, имеющему страховой стаж на момент наступления страхового случая до 5 лет, из размера 80 процентов среднего заработка, а следовало из размера 60 процентов среднего заработка.
В результате неправомерно выплачены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 4 319 руб. 95 коп., а именно: - Яшовой Н.В. по страховому случаю: с 10.09.2018 по 24.09.2018 в сумме 844,12 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 4 431,50 руб.); с 23.10.2018 по 30.10.2018 в сумме 422,05 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 1 688,20 руб.); с 31.10.2018 по 09.11.2018 в сумме 844,10 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 376,40 руб.); с 19.11.2018 по 27.11.2018 в сумме 759,69 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 038,76 руб.). - Еремкиной О.М. по страховому случаю: с 05.10.2019 по 14.10.2019 в сумме 852,94 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 3 411,82 руб.); с 25.09.2019 по 04.10.2019 в сумме 2 107,60 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 2 388,26 руб.).
Учреждением в представленных реестрах указаны недостоверные сведения о заработке застрахованных лиц, в части суммы заработка в расчетном периоде отличного от заработка, указанного в справках N 182н, что привело к выплате завышенных пособий по временной нетрудоспособности в нарушение ч.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.
В результате неправомерно выплачены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 415 руб. 88 коп., а именно: - Руссу Т.М. по страховому случаю: с 31.08.2018 по 06.09.2018 в сумме 8,56 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 2 683,88 руб.); с 16.09.2018 по 05.10.2018 в сумме 36,38 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 11 406,49 руб.); с 06.10.2018 по 26.10.2018 в сумме 44,94 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 14 090,37 руб.); с 27.10.2018 по 28.11.2018 в сумме 70,62 руб. (общая сумма пособия за счеъ средств ФСС РФ 22 142,01 руб.); с 29.11.2018 по 29.11.2018 в сумме 2,14 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 670,97 руб.); с 30.11.2018 по 21.12.2018 в сумме 47,08 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 14 761,34 руб.); с 22.12.2018 по 28.12.2018 в сумме 14,48 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 4 696,79 руб.); с 29.12.2018 по 22.01.2019 в сумме 53,50 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 16 774,25 руб.). - Фадеевой А.Н. по страховому случаю с 01.10.2018 по 12.10.2018 в сумме 25,20 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 12 279,78 руб.). - Ильиной Г.А. по страховому случаю: с 16.10.2018 по 12.11.2018 в сумме 100 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 15 227,75 руб.); с 13.11.2018 по 14.11.2018 в сумме 8,00 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 1 218,22 руб.). - Тарасовой Н.А. по страховому случаю с 27.11.2018 по 04.12.2018 в сумме 4,48 руб. (общая сумма пособия за счет средств ФСС РФ 12 591,60 руб.).
Общая сумма неправомерных расходов за счет ФСС РФ составляет 114 170 руб. 97 коп.
Таким образом, указанным лицам за счет средств Фонда неправомерно выплачены: 84 728 руб. 17 коп. (ежемесячное пособие по уходу за ребенком) + 114 170 руб. 97 коп. (пособия по временной нетрудоспособности) = 198 899 руб. 14 коп.
Суд первой инстанции с учетом уточнения иска, удовлетворил требования, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По мнению подателя, в законодательстве отсутствует требование представлять сведения о заключении договора об осуществлении опеки, Фонда самостоятельно принял решение о выплате пособия по уходу за ребенком, суд необоснованно принял довод Фонда о направлении электронного реестра сведений как предоставление недостоверных сведений, Фонд не доказал недостоверность сведений, необоснован довод истца о предоставлении ответчиком недостоверных сведений для начисления пособия по временной нетрудоспособности при непредставлении трудовых книжек уволенных сотрудников, отсутствует обязанность работодателя изготовить и хранить копии трудовых книжек уволенных работников.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
В силу статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Учреждение является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Республика Карелия участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение от 21.04.2011 N 294).
Учреждение 25.06.2018 направило в фонд электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в том числе заявление Янушевской И.И. о выплате пособия от 25.06.2018, приказ N от-52 от 29.05.2018 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, свидетельство о рождении ребенка Василевского Е.А., справку N 0518-01 от 18.05.2018 с места работы супруга Янушевской И.И. о том, что ему не назначался отпуск по уходу за ребенком, о количестве дней в расчетном периоде, обработав которые фонд рассчитал застрахованному лицу ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 16 015 рублей 69 копеек и выплачивал этот размер пособия в период с июля 2018 года по декабрь 2018 года на лицевой счет застрахованного лица платежными поручениями в общей сумме 84 728 рублей 17 копеек.
Выявив в ходе выездной проверки факт предоставления Учреждением в электронном реестре недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты указанного пособия, в частности, об отсутствии права Янушевской И.И. на получение пособия, что повлекло за собой неправомерное назначение и выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия (переплата составила 84 728 рублей 17 копеек), Фонд зафиксировал это нарушение в акте от 21.05.2020 N 33п/в. (т.1, л.д. 40-58). В возражениях по акту Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" не оспаривало выводы Фонда по факту представления Учреждением недостоверных сведений о назначении пособия по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет в отношении Янушевской И.И. Учреждение не соглашалось только с выводами Фонда по факту оплаты листков нетрудоспособности Янушевской И.И. по уходу за больным ребёнком (том 1,л. д. 36-37).
Согласно вышеназванному Положению решение о назначении и выплате пособий застрахованным лицам принимается территориальным отделением Фонда социального страхования на основании представленных страхователем документов - заявления застрахованного лица, подаваемого им страхователю по месту по установленной форме и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия (пункт 2 Положения), с описью представленных документов по установленной форме (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Пунктом 9 Положения от 21.04.2011 N 294 установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 17 Положения N 294 контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
В силу пункта 16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального содержания данного пункта Положения следует, что страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов в том случае, если им осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на размер начисленного пособия.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщику предоставлено право обратиться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 этой же статьи). Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Несостоятелен довод апелляционной жалобы, что представленные им сведения на застрахованное лицо Янушевскую И.И. не являются недостоверными.
Отделение Фонда, обращаясь за взысканием излишне перечисленных пособий в исковом заявлении, а также в пояснениях в ходе судебного разбирательства указывало, что недостоверными сведениями по смыслу п. 16 Положения полагает сведения о наличии у работников Страхователя права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (далее - пособие).
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 10.05.2018 N 1331 работник Страхователя Янушевская И.И. и её муж Янушевский А.Ю. назначены опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно (по договору о приемной семье), несовершеннолетнего Василевского Е.А.
Приказом Страхователя от 29.05.2018 N от-52 работнику Янушевской И.И. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 15.05.2018 по 09.12.2018.
В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации п. 59 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года N 1012н, основанием для назначения пособия является решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии с заявлением работника и иными представленными им документами Ответчик направил в отделение Фонда электронный реестр сведений (далее - реестр сведений) на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Янушевской И.И., содержащий следующие данные: ребенок за которым осуществляется уход, дата рождения, очередность рождения: Василевский Евгений Алексеевич, 09.06.2017, первый; периоды о предоставлении отпуска с 15.05.2018 по 09.12.2018; справка о неполучении пособия от отца: от 18.05.2018 N 0518-01.
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в реестре сведений, направленном Ответчиком, отделением Фонда было назначено и выплачено пособие по уходу за ребенком за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 на общую сумму 84 728 руб. 17 коп., а не на основании собственных решений, как указывает Ответчик в своей апелляционной жалобе.
Вместе с тем Янушевской И.И. отпуск по уходу за ребенком на период с 15.05.2018 по 09.12.2018 с назначением пособия предоставлен Страхователем после заключения договора о приемной семье от 11.05.2018 N 2.2.1-15-14.
Действующим законодательством установлен различный правовой статус и объем государственных гарантий, для опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно и для опекунов и приемных родителей, осуществляющих опеку на возмездной основе.
В соответствии с Законом N 165-ФЗ пособие по уходу за ребенком выполняет функцию компенсации утраченного дохода.
Поскольку договор о приемной семье является возмездным, лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком по такому договору, не может считаться утратившим свой доход.
Согласно положениям Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), Закона N 255-ФЗ и Порядку и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года N 1012н, приемные родители (приемный родитель) не включены в круг лиц, имеющих право на получение пособия.
Перечисленные обстоятельства привели к неправомерной выплате пособия Янушевской И.И., а также к нарушениям в сфере социального страхования.
В рассматриваемой ситуации работник Страхователя не имела права на пособие и представленные Страхователем сведения о праве Янушевской И.И. на пособие являются недостоверными по смыслу п. 16 Положения, а действия Страхователя, заявляющего о праве работника на пособие путем представления в отделение Фонда реестра сведений, являются неправомерными, поскольку противоречат положениям Закона N 255-ФЗ, Закона N81-ФЗ, Закона N 165-ФЗ.
Как верно отметил суд первой инстанции, в возражениях по акту выездной проверки от 21.05.2020 N ЗЗп/в Страхователь не возражал относительно того, что им были представлены недостоверные сведения относительно Янушевской И.И. и пособие было выплачено неправомерно.
Следовательно, Фонду причинен реальный ущерб в виде излишне выплаченного застрахованному лицу пособия в общей сумме 84 728 рублей 17 копеек за счет средств бюджета фонда.
В силу пункта 16 Положения от 21.04.2011 N 294 именно Учреждение как страхователь несет ответственность за достоверность сведений, влияющих на право получения спорного ежемесячного пособия и на исчисление его размера.
Ссылки ответчика на ненадлежащее осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных страхователем сведений, правомерно отклонены судом, поскольку в данном случае указанное обстоятельство не освобождает страхователя от ответственности за недостоверность сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия и на исчисление его размера. Факт предоставления недостоверных сведений может быть выявлен фондом по результатам как камеральной, так и выездной проверки, в связи с чем невыявление страховщиком излишнего перечисления суммы пособия на основании сведений, представленных страхователем, на стадии камеральной проверки не свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Учреждения и причинением убытков, а также не исключает вину страхователя.
Излишняя выплата спорного пособия за счет средств бюджета фонда вызвана виновными действиями Учреждения, предоставившего недостоверные сведения в фонд.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ответчик не подтвердил свое право на получение средств, выделяемых на возмещение расходов страхователя.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае спорное пособие назначалось и выплачивалось фондом за счет средств бюджета фонда в размере, исчисленном на основании недостоверных данных, предоставленных ответчиком.
По вопросу проверки и подтверждения страхового стажа, информация о котором содержалась в электронном реестре сведений, учитывая, что при проверки электронных реестров сведений отделение Фонда проводит комплексную экспертизу страхового случая, требование о предоставлении документов включало, в том числе, документы, подтверждающие страховой стаж застрахованных лиц, наличие и длительность которого, согласно ст. 7 Закона N 255-ФЗ, влияет на размер страхового обеспечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Аналогичная норма содержится в п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 февраля 2007 года N 91 (далее - правила) (действовавших в проверяемый период).
В соответствии с п. 8 Правил основным документов, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаев, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Наличие периода работы по трудовому договору до 1 января 2007 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях сохранения ранее приобретенных прав на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка (ст. 17 Закона N 255-ФЗ) также подтверждается трудовой книжкой работника.
Частями 1, 3, 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ предусмотрен учет страхового стажа работника при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, а именно: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка.
Страховой стаж, указанный в электронном реестре сведений, учтенный при исчислении пособий по временной нетрудоспособности застрахованных лиц документально не подтвержден, записи, сделанные в приложениях к листкам нетрудоспособности, доказательствами страхового стажа не являются.
В ходе рассмотрения дела судом Ответчик также не представил доказательств, свидетельствующих о достоверности информации о стаже застрахованных лиц, указанной в электронном реестре сведений. На что обоснованно указано судом первой инстанции.
Подлежат отклонению доводы Ответчика о том, что выяснение вопроса о наличии оснований для выплаты пособий не находится в компетенции работодателя и "комплект документов" проверен истцом.
Ответчик в проверяемом периоде представлял в отделение Фонда не комплект правоустанавливающих документов, а информацию в виде электронного реестра сведений, который формируется работодателем, данные из которых и были предметом проверки и оказались в ряде случаев недостоверными, что явилось основанием для обращения в суд.
Ссылки Ответчика на нормы Закона N 255-ФЗ, регулирующие "зачетный механизм" и выделение средств Страхователю необоснованы, поскольку не подлежат применению при назначении страхового обеспечения в рамках "Прямых выплат".
Кроме того, ссылка ответчика на судебную практику по делу N А66-3360/2015 несостоятельна ввиду того, что подход суда по данному делу и делам аналогичной категории сформирован на основе того, что пособие назначалось страхователем, который и решал вопрос о наличии стажа у застрахованного лица при его назначении на основании имеющихся на момент назначения документов.
Как установлено судом первой инстанции, в связи с изменениями законодательства и введением механизма "Прямых выплат" Страхователь в процессе назначения пособия участвует, представляя информацию Фонду, которая и подлежит проверке в последующем. При этом имеет значение при распределении бремени доказывания тот факт, что в рамках настоящего дела обязанность доказывания в равной мере лежит на каждой из сторон.
Не соглашаясь с требованием Фонда о взыскании 114 170 руб. 97 коп. пособия по временной нетрудоспособности (за исключением суммы 415,38 руб.), ответчик в суде первой инстанции не приводил доводы и доказательства, опровергающие утверждения Фонда о фактических данных, выявленных истцом в ходе выездной проверки, и повлиявших на выводы Фонда о неправильном определении размере пособия в связи с предоставлением недостоверных сведений о стаже и заработке застрахованных работников в расчетном периоде в соответствии со статьями 7,14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования фонда.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2021 по делу N А26-9627/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9627/2020
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А.Баранова"