г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-256371/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2021 года,
по делу N А40-256371/20, принятое судьей О.А. Березовой
в порядке упрощенного производства
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(г. Москва, 1231121-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1 ОГРН: 1037739510423,
Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: 7705031674)
к акционерному обществу "РЖДСТРОЙ"
(105005, г. Москва, Елизаветинский пер. д. 12, стр. 1, ОГРН: 1067746082546, Дата присвоения ОГРН: 19.01.2006, ИНН: 7708587205)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "РЖДСтрой" (далее - АО "РЖДСтрой", ответчик) о взыскании 44 354 рублей в счёт оплаты расходов по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006026:1565 по адресу: г. Москва, Кусковский туп., д. 1, стр. 5.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование исковых требований истец сослался на то, что ответчик является собственником здания по указанному адресу. В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик, являясь собственником здания, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором это здание расположено, в собственность или в аренду.
Вместе с тем приобретение земельного участка в собственность или в аренду невозможно до формирования участка и постановки его на государственный кадастровый учет.
Указанные работы в отношении земельного участка, на котором находится здание ответчика, выполнены за счет бюджета города Москвы, в рамках государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, стоимость работ составила 44 354 рубля.
Таким образом, истец считает указанную сумму неосновательным обогащением ответчика.
За ответчиком 18.10.2007 зарегистрировано право собственности на здание площадью 612,4 кв. м с кадастровым номером 77:03:0006026:1494 по адресу: г. Москва, Кусковский туп., д. 1, стр. 5, - что следует из выписки ЕГРП от 28.05.2019 N 77/100/150/2019-23114.
Из представленной в дело выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006026:1565 следует, что 16.07.2019 указанный земельный участок площадью 735+/- 10 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Кусковский туп., вл. 1/5, - поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Спорный земельный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, следовательно, находится в неразграниченной государственной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктам 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса, при этом образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
При этом согласно статьей 39.14 Кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который предстоит образовать, в собственность или в аренду без проведения торгов осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, которая определяет порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, устанавливает, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (пунктом 3), однако может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, если земельный участок образуется в целях его предоставления без проведения торгов (пунктом 4).
Пунктом 15 статьи 39.15 Кодекса устанавливает, что лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, из статьей 11.10 Кодекса следует, что даже если земельный участок образуется в целях его предоставления гражданину или юридическому лицу, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, хотя гражданин и юридическое лицо, для предоставления которым образуется земельный участок, и могут обеспечить подготовку схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Следовательно, в силу прямого указания закона обеспечение этими лицами подготовки схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории является их правом, но не обязанностью.
Из статьи 39.15 Кодекса следует, что обеспечение выполнения кадастровых работ заинтересованными лицами является их обязанностью только в случае принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления этим лицам земельного участка.
Доказательства того, что ответчик обратился к истцу за заключением договора купли-продажи или аренды земельного участка, на котором находится здание, за предварительным согласованием предоставления земельного участка, суду не представлены.
Доказательства того, что по заявлению ответчика истцом принято решение о предварительном согласовании предоставления ответчику земельного участка, суду не представлены.
Таким образом, при рассмотрении дела суд первой инстанции делает вывод о том, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, образован из земель, находящихся в государственной собственности, по решению Департамента как представителя собственника земельного участка, по своей инициативе, в отсутствие заявления ответчика о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, в том числе в отсутствие заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции приходит к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 65 АПК Российской Федерации истец не доказал, что действия Департамента, который по своей инициативе образовал из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, земельный участок, который остается в государственной собственности, привели к неосновательному обогащению ответчика.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда первой и инстанции по существу спора и подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 8 закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы без проведения торгов, площадь и границы земельного участка устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Департамент является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по определению площади и границ земельного участка, то есть формированию земельного участка, предоставляемого в аренду.
В силу постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 675-ПП Департамент осуществляет мероприятия, направленные на возмещение с собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на образованных земельных участках, затрат, понесенных при образовании указанных земельных участков.
Между тем, данное постановление не наделяет истца правом производить указанные затраты без уведомления ответчика о необходимости несения таких затрат. Указанное также подтверждается следующими правовыми нормами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, вещное и обязательственное право - это право на определенную вещь, обладающее конкретными характеристиками, позволяющими его идентифицировать как самостоятельный объект недвижимого имущества. Действующая норма, определяющая характеристики объекта недвижимости, содержится в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в соответствии с которой характеристикой, позволяющей идентифицировать земельный участок как самостоятельный, созданный в гражданско-правовом обороте объект недвижимости (сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства), на который подлежат оформлению земельно-правовые отношения является кадастровый номер.
До момента постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера, объект недвижимости не может выступать в гражданском обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, первоначально заинтересованное лицо (собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке) должен обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (приложение 21 Административного регламента) в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
Предоставление указанной государственной услуги на основании заявления действующего в своем интересе лица, осуществляется Департаментом бесплатно. Результатом оказания указанной государственной услуги является выдача Департаментом распоряжения о предварительном согласовании предоставлении участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка.
После утверждения схемы расположения земельного участка Департаментом, заинтересованное лицо самостоятельно и за свой счет обращается в специализированную, лицензированную Росреестром геодезическую организацию с целью изготовления межевого плана. Кадастровый инженер на основании заключенного с заинтересованным лицом договора подряда определяет географические координаты точек земельного участка с нормативно установленной точностью и осуществляет подготовку межевого плана (документ - основание для дальнейшего государственного кадастрового учета земельного участка).
После выполнения предусмотренным законом процедуры, полный пакет документов заинтересованным лицом передается в Росреестр для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, в целях присвоения земельному участку кадастрового номера.
Без проведения указанной процедуры земельный участок не может соответствовать требованиям части 3 статьи 6 ЗК РФ и выступать в гражданско-правовом обороте как объект прав.
Учитывая изложенное, в совокупности с положениями постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 675-ПП суд полагает, что указанное постановление не наделяет правом истца на обязательное проведение работ по формированию земельного участка без обращения к ответчику (в том числе в судебном порядке) об обязании оформить земельно-правовые отношения.
Вопреки доводам истца, о том что, на стороне общества возникло неосновательное обогащение вследствие отсутствия основания для безвозмездного пользования земельным участком, а также осуществление истца за счет бюджетных средств действий, направленных на постановку земельного участка на учет, суд апелляционной отмечает следующее.
Общество использует сформированной земельный участок на основании заключенного договора аренды земельного участка.
При этом осуществление истцом за счет бюджетных средств действий, направленных на постановку земельного участка на кадастровый учет, не влечет приобретение или сбережение имущества ответчиком, поскольку не представляет для обществу имущественный выгоды.
Вместе с тем обязанность нести расходы на содержание земельного участка возлагаются на Департамент.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статье 20 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", в собственности города Москвы находятся объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы. Таким образом, земельный участок является собственностью города Москвы. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества департамент, как собственник земельного участка, сформировал земельный участок, поставил его на кадастровый учет и сдал его в аренду. При этом истец предоставляет земельный участок на возмездной основе и получает прибыль от сдачи земельного участка в аренду обществу.
В этой связи все расходы на содержание земельного участка, в том числе на формирование и постановку его на кадастровый учет для его сдачи в аренду, возлагаются на собственника такого земельного участка, а именно на Департаменте.
Следовательно, спорные денежные средства могут быть признаны убытками на стороне истца, но не неосновательным обогащением.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ, статьей 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска является правом истца, который в соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 125 АПК РФ формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основание иска).
Избранный истцом способ защиты права не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, при этом если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применить лишь этот способ.
Учитывая, что настоящие исковые требования были сформулированы и заявлены Департаментом как кондикционные, а доказательств сбережения ответчиком денежных средств последним не представлено, то иск в заявленном виде не подлежит удовлетворению.
Указанные выводы также подтверждены в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года по делу N А40-110198/20, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2021 года по делу N А40-110165/20.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2021 года по делу N А40-256371/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256371/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "РЖДСТРОЙ"