г. Самара |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А72-14240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2021 года по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть"
к товариществу собственников жилья "Алмаз"
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
УМУП "Городская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ТСЖ "Алмаз" о взыскании 29 439 руб. 39 коп. - задолженности за поставленную по договору N 3043 от 13.09.2017 тепловую энергию в августе 2020 года.
Впоследствии истец уточнил исковые требования до суммы 24 368 руб. 61 коп.
Кроме того, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 февраля 2021 года ходатайство истца о рассмотрении дела по общим правилам искового производства оставлено без удовлетворения.
Принято от истца заявление об уменьшении размера исковых требований.
Исковые требования удовлетворены.
Взысканы с товарищества собственников жилья "Алмаз" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" 24 368 (двадцать четыре тысячи триста шестьдесят восемь) руб. 61 коп. - задолженность за поставленную по договору N 3043 от 13.09.2017 тепловую энергию в августе 2020 года; 2 000 (две тысячи) руб. - расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе товарищество собственников жилья "Алмаз" просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Ответчик в данном случае оплатил потребленный ресурс, рассчитанный по вышеуказанным правилам.
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно п.2 ч.5 ст. 227 АПК РФ в целях дополнительного исследования доказательств и выяснения дополнительных обстоятельств по делу определением от 09 апреля 2021 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам искового производства, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебное заседание, назначенное на 28.04.2021 лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 было отложено на 17.05.2021 на 10 час. 55 мин.
Информация о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 17.05.2021 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Судом первой инстанции установлено, что 13.09.2017 между УМУП "Городская теплосеть" (Теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Алмаз" (Потребитель) заключен договор теплоснабжения N 3043, согласно которому Теплоснабжающая организация подает, а Потребитель принимает через присоединенную тепловую сеть с 13 сентября 2017 года по 12 сентября 2018 года тепловую энергию на отопление, горячее водоснабжение и технологические нужды для зданий, указанных в Приложении N 1 к договору (п. 1 договора в редакции дополнительного соглашения от 30.01.2020).
Дополнительным соглашением к данному договору от 30.01.2020 изменены сроки действия договора - с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Во исполнение условий договора теплоснабжения N 3043 от 13.09.2017 истцом ответчику в августе 2020 года были поставлены энергоресурсы на общую сумму 64 023 руб. 94 коп., что подтверждается актом и счетом-фактурой N Э00000007943 от 31.08.2020, которые были направлены истцом ответчику.
Данный акт был подписан ответчиком с протоколом разногласий, в соответствии с которым, по данным ТСЖ "Алмаз" в указанный период вода для нужд ГВС была поставлена на сумму 6 333,65 руб., теплоэнергия для нужд ГВС с учетом норматива на подогрев поставлена на сумму 33 321,68 руб., теплоэнергия на нужды ГВС ОДН - на сумму 24 368,61 руб., оплачены энергоресурсы на сумму 39 655,33 руб. Данные сведения содержатся в отзыве ответчика, который он представил в суд.
Согласно п. 9.5 договора Потребитель обязан ежемесячно оплачивать предъявленные в акцептном порядке счета Теплоснабжающей организации в полном объеме (с учетом НДС) не позднее пяти рабочих дней с момента предъявления платежного требования или получения счета-фактуры и акта выполненных работ.
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку ответчик не произвел оплату полученной тепловой энергии в полном объеме, истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Однако в ходе судебного разбирательства истец, согласившись с отзывом ответчика, уменьшил размер своих требований до суммы 29 439 руб. 39 коп. (6 333,65 руб. + 33 321,68 руб. + 24 368,61 руб. - 39 655,33 руб.). Суд первой инстанции принял от истца данное уточнение исковых требований, как не противоречащее закону, удовлетворил исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Ответчик в отношении многоквартирных домов является лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирных домах и который приобретает по договору энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Положениями пункта 21.1 Правил N 124 установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подп. "а" п. 21.1 Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (в редакции, действовавшей в спорный период), органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
При этом компонент на холодную воду - это составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду; компонент на тепловую энергию - это составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.
Аналогичным образом устанавливается тариф для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы горячего водоснабжения (пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Согласно пункту 27 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 21.12.2017 N 306-ЭС17-15822, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 20.03.2018 по делу N 305-ЭС17-20562, от 02.04.2018 по делу N 306-ЭС17-15156), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При этом в силу положений Правил N 124, пунктов 13, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 при определении стоимости горячей воды объем холодной воды в целях применения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации двухкомпонентного тарифа подлежит определению на основании показаний общедомового прибора учета.
Обратившись в суд с настоящими исковыми требованиями, истец просит взыскать с ответчика стоимость тепловой энергии на подогрев воды, определенной по показаниям общедомового прибора учета.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Возражая против предъявленных исковых требований, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что при определении тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды, истец не применил норматив на подогрев, что привело к незаконному выставлению завышенного количества тепловой энергии.
С учетом вышеизложенных положений ответчик произвел расчет потребленной тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управляемых ответчиком в спорные периоды, с применением норматива на подогрев, произвел оплату.
Согласно расчетам сторон стоимость тепловой энергии, составляющей разницу между показаниями общедомового прибора учета (тепловая составляющая) и расчетными данными с применением норматива на подогрев, равна 24 368,61 руб.
Именно эту сумму ответчик не оплатил истцу за спорный период, поскольку изначально правильно определял объемы тепловой энергии по ГВС на ОДН с применением норматива на подогрев.
С учетом изложенного, расчет ответчика суд апелляционной инстанции признает обоснованным и верным, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное при неправильном применении норм материального права с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, п.6.1 ст.268, п.4 ч.4 ст.270, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 февраля 2021 года по делу N 72-14240/2020 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" в пользу товарищества собственников жилья ТСЖ "Алмаз" 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14240/2020
Истец: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ "ГОРОДСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", УМУП "Городская теплосеть"
Ответчик: ТСЖ Алмаз