г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-177067/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2020 по делу N А40-177067/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. по доверенности от 09.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление), изложенного в письме от 07.08.2020 N 77/017/255/2020-7737 и N 77-0-1-88/3007/2020-1838 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект незавершенного строительства площадью 9 652 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Краснопресненская наб., ММДЦ "Москва-Сити", участки N 6, N 7, N 8; об обязании поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности города Москвы на объект незавершенного строительства площадью 9 652 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Краснопресненская наб., ММДЦ "Москва-Сити", участки N 6, N 7, N 8.
Решением суда от 29.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект незавершенного строительства площадью 9 652 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, Краснопресненская наб., ММДЦ "Москва-Сити", участки N 6, 7, 8.
Уведомлением от 07.05.2020 N N 77/017/255/2020-7737, 77-0-1-88/3007/2020- 1838 Управление сообщило Департаменту о приостановлении государственной регистрации.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 07.08.2020 N N 77/017/255/2020- 7737, 77-0-1-88/3007/2020-1838 сообщено об отказе в осуществлении учетнорегистрационных действий в отношении объекта незавершенного строительства на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что к заявлению о государственном кадастровом учете объекта недвижимости не приложен технический план.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторно, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: к заявлению о государственном кадастровом учете объекта недвижимости не приложен технический план.
Вместе с тем, как верно указывает суд первой инстанции, отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее:
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы N 36-РП от 17.01.2007 (в редакции 06.06.2010) "О выделении пусковых комплексов в первой очереди строительства Центрального Ядра ММДЦ "Москва - Сити" и их поэтапном вводе в эксплуатацию" в проект "I очередь строительства Центрального ядра ММДЦ "МоскваСити" - многофункционального комплекса "Парк-Сити" на участках 6А, 6Б, 7, 8 с пересадочным узлом метрополитена", получившего положительное заключение
Московской Государственной экспертизы от 30.12.2004 N 137-59МГЭ/2 Сити 58 МГЭ, входят 6 (шесть) пусковых комплексов.
16.01.2008 получено Разрешение на строительство N RU 7718000-001651 на весь многофункциональный комплекс "Парк-Сити".
Объект незавершенного строительства представляет собой самостоятельный объект-сооружения площадью 9 652 кв. м на отметке 103.85 м "Сооружение типа "А", 5-го пускового комплекса 1-й очереди строительства Центрального Ядра ММДЦ "Москва- Сити". Степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 24 %.
Согласно ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004042:62 предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора третьим лицам (Акционерная компания с ограниченной ответственностью "БЕЛГЕЙТ КОНСТРАКШЕНЗС ЛИМИТЕД", ГУП города Москвы "Центр-Сити").
Разрешение на строительство от 04.08.2010 N RU 77181000-005258 выдано застройщику ГУП города Москвы "Центр-Сити".
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 17.01.2007 N 36-РП ГУП г. Москвы "Центр-Сити" осуществляет функции городского заказчика - застройщика в части проектирования и строительства объектов и сооружений Центрального ядра ММДЦ "Москва-Сити".
Согласно Договору от 10.11.2005 N М-01-512770, предметом договора является земельный участок, площадью 4,3742 га, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, в границах участков N 6,7, 86 ММДЦ "Москва - Сити", предоставляемый на условиях аренды для изысканий, проектирования, строительства и последующей эксплуатации объектов Центрального ядра ММДЦ "Москва-Сити".
Также, согласно сведениям ЕГРН, Объекты располагаются на земельном участке, с кадастровым номером 77:01:0004042:77, 77:01:0004042:4879.
Между ГУП города Москвы "Центр-Сити" и ПАО "Сити" заключен договор субаренды от 16.05.2019 N 16/05-2019, части земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:77, для целей проектирования и строительства, в подземной части, объектов 103,109 отм. (далее - Договор ПАО "Сити").
Договор ПАО "Сити" заключен сроком на 6 месяцев. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ, Стороны распространили действие Договора ПАО "Сити" на отношения, возникшие в период 02.08.2010 по 01.06.2011 (период действия разрешения на строительство 04.08.2010 N RU 77181000-005258).
В соответствии с актом приема-передачи ЗУ к Договору ПАО "Сити" Стороны подтверждают, что в период действия PC, ЗУ находился в пользовании ГУП.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004042:4879 (до 11.07.2012 кадастровый номер 77:01:0004042:1001) передан в аренду ОАО ВТПК "Меркурий" на основании договора от 02.08.2010 N И-01-000041.
Между ГУП города Москвы "Центр-Сити" и АО ВТПК "Меркурий" заключен договор субаренды от 13.05.2019 N 13/05-2019, части земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:4879 (до 11.07.2012 кадастровый номер 77:01:0004042:1001), для целей проектирования и строительства, в подземной части, объектов 103,109 отм. (далее - Договор АО ВТПК "Меркурий").
Договор АО ВТПК "Меркурий" заключен сроком на 6 месяцев. В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ, Стороны распространили действие Договора АО ВТПК "Меркурий" на отношения, возникшие в период 02.08.2010 по 01.06.2011 (период действия разрешения на строительство 04.08.2010 N RU 77181000-005258).
В соответствии с актом приема-передачи ЗУ к Договору АО ВТПК "Меркурий" Стороны подтверждают, что в период действия PC, ЗУ находился в пользовании ГУП.
В соответствии с п.20 Приказа Минэкономразвития N 953 от 18.12.2015 сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и степени готовности объекта незавершенного строительства, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости, если ее изготовление предусмотрено законодательством РФ.
Технический план объекта незавершенного строительства подготовлен на основании Проектной документации и Разрешения на строительство.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Описью документов от 20.04.2020 и от 26.05.2020, принятых для оказания государственных услуг, подтверждается, что технический план в отношении объекта незавершенного строительства был представлен в материалы регистрационного дела.
Согласно п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект незавершенного строительства площадью 9 652 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Краснопресненская наб., ММДЦ "Москва-Сити", участки N 6, N 7, N 8, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020 по делу N А40-177067/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177067/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ