г. Тула |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А23-7146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.02.2021 по делу N А23-7146/2019 (судья Харчиков Д.В.), принятое по заявлению межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (г. Москва, ОГРН 1057748853690, ИНН 7724559170) (до 15.10.2019 - управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004412836, ИНН 4027065926) к государственному предприятию Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (г. Калуга, ОГРН 1054003509185, ИНН 4029032147) о взыскании обязательных платежей,
при участии в судебном заседании представителя:
от государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор": Тетериной К.П. (доверенность от 13.04.2021 N 761),
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное Управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании с ГП "КРЭО" (далее - предприятие) задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 26 378 662 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, предприятие обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что предприятие направило в адрес управления уточненный отчет и все сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживания, транспортировки и размещении отходов и производства и потребления за 2018 год 08.07.2019, то есть в срок, установленный требованиями управления.
Также указывает на то, что управлением не были приняты во внимание пояснения и уточненная декларация и не проведена полная проверка полноты и правильности ее декларации; законодательство не устанавливает запрет на подачу уточненных сведений, содержащихся в декларации; в акте проведения контроля за исчислением суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и требованиями управления имеются различия в сумме платы, подлежащей взысканию.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы и возражения, изложенные в отзывах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области по результатом конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калужской области с предприятием 28.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области.
Предприятие осуществляет деятельность по транспортированию отходов III - IV классов опасности, сбор и обработку отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности в соответствии с лицензией от 31.08.2018 серии 040 N 00104П, выданной управлением.
Приказом от 29.03.2018 N 360 на праве хозяйственного ведения за предприятием закреплен полигон ТКО, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 40:03:032603:9 по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово. Приказом управления от 01.08.2014 N 479 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" данный полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов, с указанием назначения объекта размещения отходов - захоронение отходов, объекту присвоен N 29-0140-002289-П.
Предприятие представило 04.03.2019 декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, в которой рассчитана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 300 270 руб. 80 коп.
Управлением при проведении контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, указанной предприятием в декларации был выявлен неправильный расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет, за размещение отходов производства и потребления, в связи с тем, что предприятием не применен повышающий коэффициент равный пяти, устанавливаемый для объектов, в отношении которых не утверждены лимиты на размещение отходов.
Управление 29.05.2019 направило в адрес предприятия требование о предоставлении пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в котором предприятию было предложено в течение семи рабочих дней со дня получения требования, предоставить уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с применением повышающего коэффициента к ставке платы за размещение отходов, равного пяти и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год согласно уточненной декларации.
Предприятие письмом от 13.06.2019 N 829 выразило несогласие с применением повышающего коэффициента к ставке платы при размещении отходов производства и потребления, уточненную декларацию за 2018 год в семидневный срок не представило.
Управлением 19.06.2019 предприятию направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 10/2019 и требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы и пеней за негативное воздействие на окружающую среду N 10.
Предприятие 08.07.2019 представило в управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, в которой исключило сумму платы за размещение отходов по полигону, платежными поручениями от 01.03.2019 N 388 и N 389 внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 300 270 руб. 80 коп.
Поскольку предприятие недовнесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 21 102 929 руб. 60 коп., данный факт послужил основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) устанавливает, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии Законом оN 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ определено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (ч. 8 ст. 23 Закона N 89-ФЗ).
Предприятие является региональным оператором, осуществляющее деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области и осуществляет деятельность по транспортированию отходов III - IV классов опасности, сбор и обработку отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.
Приказом управления от 01.08.2014 N 479 (в ред. 08.05.2018) "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" полигон ТКО, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 40:03:032603:9 по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово включен в государственный реестр объектов размещения отходов, с указанием назначения объекта размещения отходов - захоронение отходов, объекту присвоен N 29-0140-002289-П.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела установлено, что предприятие на полигоне ТКО, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 40:03:032603:9 по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово с присвоенным номером N 29-0140-002289-П (далее - полигон) размещало в 2018 году отходы производства и потребления IV и V классов опасности в объеме 73 406,7 тонн, о чем предприятие указало в представленной управлению 04.03.2019 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ закреплено, что плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
На основании ч. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В силу ч. 3 ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как усматривается из материалов дела, предприятием и управлением не оспаривается, что предприятие 01.03.2019 внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 5 300 270 руб. 80 коп. за отходы, размещенные на полигоне.
В соответствии с ч. 8 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 9 ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (далее - Приказ N 3), действовавшим в спорный период (утратил силу 14.01.2021 в связи с изданием приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043) установлен порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма.
На основании п. 11 Приказа N 3 предусмотрено, что при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока, установленного п. 2 настоящего Порядка.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в спорный период, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
Подпунктом "г" пункта 10 Правил N 255 установлено, что при определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из материалов дела следует, не оспаривается предприятием и подтверждено управлением, что предприятием не были установлены на 2018 год нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на полигоне.
Согласно п. 1 Правил настоящие правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В силу п. 12 Правил N 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в п. 20 и 21 настоящих Правил.
На основании п. 20 Правил N 255 плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, рассчитывается по формуле, в которой к ставке платы применяется 5-кратный коэффициент.
Предприятием, в нарушение пункта 12 Правил N 255 в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение неправомерно не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год за отходы, размещенные на полигоне.
Довод предприятия о том, что предприятием 08.07.2019 управлению представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, в котором предприятие указало на отсутствие на полигоне размещенных отходов, и, как следствие, на отсутствие необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (указаны нулевые значения) правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479 (в ред. 08.05.2018) "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов, с указанием назначения объекта размещения отходов - захоронение отходов.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено понятие размещения отходов - это хранение и захоронение отходов.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, установлено, что предприятие на полигоне размещало в 2018 году отходы производства и потребления IV и V классов опасности.
В силу п. 2 Приказа N 3 установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 11 Приказа N 3 предусмотрено, что при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока, установленного п. 2 настоящего Порядка.
Таким образом, судом обоснованно не может расцениваться, как доказательство отсутствия необходимости довнести плату за негативное воздействие на окружающую среду, представленная управлению в нарушении требований Приказа N 3 уточненная декларация, опровергающаяся фактическими обстоятельствами и имеющимися в материалах дела доказательствами, проверенными судом на их относимость, допустимость и достоверность.
Довод апеллянта о том, что управлением не были приняты во внимание пояснения и уточненная декларация и не проведена полная проверка полноты и правильности ее декларации, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Требования управления, отраженные в акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 10/2019 заключались в:
- предоставлении уточненной декларации с применением дополнительного повышающего коэффициента к ставке платы за размещение отходов, равного пяти;
- довнесении в бюджетную систему Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 26 378 662,00 руб. (позже сумма исковых требований уточнена на 21 102 929,60 руб.).
Однако, в уточненной декларации за 2018 год отсутствовала полная информация о видах и объемах размещенных отходов и не соответствовала данным формы статистического наблюдения 2-ТП (Отходы) за 2018 год. Кроме того, сумма платы была рассчитана без применения повышающего коэффициента.
Мнение предприятия о том, что законодательство не устанавливает запрет на подачу уточненных сведений, содержащихся в декларации не принимается во внимание судом апелляционной инстанции ввиду того, что законодательно установлено, что самостоятельную корректировку возможно произвести в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, а также корректировку по требованию управления в течение 7 рабочих дней со дня получения такого требования.
Ссылка апеллянта на то, что в акте проведения контроля за исчислением суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и требованиями управления имеются различия в сумме платы, подлежащей взысканию, подлежит отклонению на основании следующего.
Управлением 27.11.2020 года были уточнены исковые требования путем подачи в Арбитражный суд Калужской области ходатайства об уточнении размера исковых требований. Сумма доначисленной управлением платы за негативное воздействие на окружающую среду по акту проведения контроля за исчислением платы N 10/2019 составляла 26 378 662 руб. 00 коп.
Платежным поручением от 01.03.2019 N 389 предприятием была внесена частичная оплата за размещение отходов производства и потребления за 2018 год в размере 5 275 732 руб. 40 коп.
Таким образом, сумма исковых требований правомерно была снижена на 5 300 руб. 80 коп. до суммы, равной 21 102 929,60 руб.
По существу жалобы суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.02.2021 по делу N А23-7146/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7146/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрорднадзора)
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАЛУЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4083/2021
24.05.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2758/2021
20.02.2021 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-7146/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-7146/19