г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-156338/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А40-156338/20
по иску АО "Объединенная зерновая компания"
к АО СК "РСХБ - Страхование",
третьи лица: 1.АО "Россельхозбанк",
2.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
3.ООО "Ил А.Н. Курагинский",
о взыскании страхового возмещения, процентов,
при участии:
от истца: |
Кондратьев В.Н. по доверенности от 30.12.2020; |
от ответчика: |
Назарова О.А. по доверенности от 03.12.2018; |
от третьих лиц: |
1.Шапоченко А.В. по доверенности от 19.11.2020; 2.Черепенников В.А. по доверенности от 15.11.2020; 3.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-156338/20 оставлено без удовлетворения исковое заявление АО "Объединенная зерновая компания" (далее - истец, страхователь, агент) о взыскании с АО СК "РСХБ - Страхование" (далее - ответчик, страховщик) страхового возмещения, процентов по ст.395 ГК РФ, судебных расходов.
Не согласившись с решением суда, истец и АО "Россельхозбанк" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Определением от 18.02.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Применительно к положению ч.1 ст.51 АПК РФ и конкретным обстоятельствам настоящего дела апелляционный суд пришел к выводу, что к участию в деле подлежат привлечению АО "Россельхозбанк" (выгодоприобретатель по договору страхования), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ИлА.Н.Курагинский" (хранитель), поскольку судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности указанных лиц.
Определением апелляционного суда от 18.02.2021 АО "Россельхозбанк", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ИлА.Н.Курагинский" привлечены к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика просил в удовлетворении искового заявления отказать, представитель АО "Россельхозбанк" оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Ил А.Н. Курагинский".
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Непривлечение судом первой инстанции АО "Россельхозбанк", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ИлА.Н.Курагинский" к участию в деле является в силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов 29.08.2016 и 27.12.2016 между истцом (страхователь) и ответчиком (страховщик) были заключены генеральные полисы страхования запасов федерального интервенционного фонда (далее - страховые полисы).
Согласно страховым полисам объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском утраты, гибели или повреждения запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия урожая 2008, 2009, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016 годов (пшеница классов 3, 4, 5; рожь не ниже 3 класса; ячмень), закупленного при проведении государственных закупочных интервенций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.08.2001 N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", принадлежащих страхователю и переданных на хранение хранителям.
Конкретный состав имущества, подлежащий страхованию, определяется сторонами в бордеро в порядке, предусмотренном разделом страховых полисов "Порядок взаимодействия сторон по полису".
Запасы зерна застрахованы в пределах соответствующих емкостей/строений хранителей, указанных в бордеро.
Срок страхования установлен до 31.12.2020.
Общая страховая сумма составляет 50 603 718 484 руб.
Страховые полисы заключены с ответственностью страховщика по группам рисков, в т.ч. по риску "противоправные действия третьих лиц".
Выгодоприобретателем по страховым полисам является АО "Россельхозбанк".
В соответствии с п. 5 раздела "специальные условия страхования" страховых полисов ущерб страхователя при наступлении страхового случая определяется по цене закупки зерна, указанной в бордеро.
Согласно положениям бордеро на дату 01.02.2019 (урожай 2013 года) на страхование принято зерно в количестве 4 385 т на общую сумму 23 788 250 руб., находящееся у ООО "ИлА.Н. Курагинский" (хранитель) по адресу: 662911, Красноярский край, Курагинский район, рп. Курагино, ул. Партизанская, 96 (литер Б), на основании договора хранения N 0000000008218PQ20002/625/14 от 17.12.2014.
Согласно бордеро на 01.02.2019 (урожай 2016 года) на страхование принято зерно в количестве 8 640 т на общую сумму 64 057 500 руб., находящееся у ООО "ИлА.Н. Курагинский" (хранитель) по адресу: 662911, Красноярский край, Курагинский район, рп. Курагино, ул. Партизанская, 96 (литер Б), на основании договора хранения N 0000000008218PQ20002/432/14 от 13.12.2016.
13.02.2019 в адрес страховщика поступило заявление от страхователя о наступлении события, обладающего признаками страхового случая: получение12.02.2019 материала из Управления по Красноярскому краю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление).
При проведении управлением внеплановой проверки по поручению Правительства Российской Федерации выявлено некачественное и опасное зерно федерального интервенционного фонда, хранящееся в складах N 3, 4, 10, 11 ООО "ИлА.Н. Курагинский", по адресу: Красноярский край, р.п. Курагино, ул. Партизанская, д. 96 Б, застрахованного по страховым полисам.
В результате проверки зерна в количестве 7 195 т установлено, что оно не допускается к использованию на пищевые цели, подлежит утилизации путем использования в качестве сырья для переработки или на откорм животным после заключения органов государственного ветеринарного надзора или уничтожению.
20.05.2019 в адрес страховщика поступило заявление от страхователя о наступлении события, обладающего признаками страхового случая: выявленной при проведении 14.05.2019 проверки количественно-качественной сохранности зерна, находящегося на хранении в ООО "ИлА.Н. Курагинский", недостачи в количестве 885 т.
01.08.2019 в адрес страховщика поступило заявление страхователя о наступлении события, обладающего признаками страхового случая: выявленной при проведении проверки 30.07.2019 количественно-качественной сохранности зерна, находящегося на хранении в ООО "ИлА.Н. Курагинский", недостачи в количестве 1 293 т.
29.10.2019 в адрес страховщика поступило заявление страхователя о наступлении события, обладающего признаками страхового случая: выявленной при проведении проверки 23.10.2019 количественно-качественной сохранности зерна, находящегося на хранении в ООО "ИлА.Н. Курагинский", недостачи в количестве 561 т.
23.01.2020 в адрес страховщика поступило заявление страхователя о наступлении события, обладающего признаками страхового случая: выявленной при проведении проверки 21.01.2020 количественно-качественной сохранности ЗФИФ, находящегося на хранении в ООО "ИлА.Н. Курагинский", недостачи в количестве 5 156 т.
Как следует из материалов дела, до момента обнаружения фактов недостачи зерно выбыло из федерального интервенционного фонда, т.е. перестало быть объектом страхования
На основании постановлений управления N 1/116, N 2/116, 33/116, N 4/116 от 01.02.2019 партии зерна, хранящегося в ООО "ИлА.Н. Курагинский": пшеницы 3 класса урожая 2013 года в количестве 1 930 т, пшеницы 4 класса урожая 2013 года в количестве 1 755 т, пшеницы 4 класса урожая 2016 года в количестве 1 245 т, пшеницы 4 класса урожая 2016 года в количестве 2 265 т всего 7 195 т не соответствуют требованиям положения N 2 к Техническому регламенту Таможенного Союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011), не допускаются к использованию на пищевые цели и подлежат утилизации путем использования в качестве сырья для переработки или на корма животным после заключения органов государственного ветеринарного надзора или уничтожению.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.10.2019 по делу N А33-6034/2019 отказано в удовлетворении заявления истца в части признания недействительными постановлений управления N1/116, N2/116, 33/116, N4/116 от 01.02.2019 о признании зерна не отвечающим требованиям к безопасности и качеству.
Указанным решением суда установлен факт несоответствия качества партий зерна: пшеницы 3 класса урожая 2013 года (склад N 3), пшеницы 4 класса урожая 2013 года (склад N 10), пшеницы 4 класса урожая 2016 года (склад N 11), пшеницы 4 класса урожая 2016 года (склад N 4) установленным требованиям ТР ТС 015/2011 к зерну, поставляемому на пищевые цели.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.11.2019 по делу N А33-22508/2019 ООО "ИлА.Н. Курагинский" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Указанным решением суда установлено, что ООО "ИЛ.А.Н. Курагинский" не обеспечило должным образом технологический процесс хранения зерна (2 630 т пшеницы 3 класса, урожай 2013 года, 1 755 т пшеницы 4 класса, урожая 2013 года, 3 510 т пшеница 4 класса, урожая 2016 года, 5 130 т ячменя, урожая 2016 года), обеспечивающий безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, установленных нормативными документами (ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна").
Таким образом, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Красноярского края установлено, что спорное зерно на момент передачи на хранение в ООО "ИлА.Н.Курагинский" относилось к зерну интервенционного фонда, было передано на хранение истцом (поклажедатель, агент) путем закладки зерна, приобретенного у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций, было предназначено для последующей реализации на пищевые и кормовые цели из интервенционного фонда в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ).
Положением ч.1 ст.14 Федерального закона N 264-ФЗ предусмотрено, что государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона N 264-ФЗ государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, переработанной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона N 264-ФЗ в целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи и кукурузы.
Положением ч.7 ст.14 Федерального закона N 264-ФЗ предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения закупочных интервенций и ее реализация осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 03.08.2001 N 580 (в рамках которого заключены страховые полисы) определено, что в целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - сельскохозяйственная продукция) организуются государственные закупочные интервенции путем закупки сельскохозяйственной продукции для формирования интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции и государственные товарные интервенции путем продажи указанной продукции из этого фонда. При проведении государственных закупочных интервенций осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственная продукция, приобретенная в соответствии с Постановлением Правительства от 03.08.2001 N 580, составляет запасы федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.
Как следует из материалов дела, зерно на хранение в ООО "ИлА.П. Курагинский" было помещено истцом и обусловлено реализацией задач по обеспечению сохранности и пополняемости интервенционного фонда.
В связи с тем, что хранившееся в ООО "ИлА.Н. Курагинский" зерно признано несоответствующим требованиям безопасности и сохранности его потребительских свойств, такое зерно выбыло из оборота и не может являться зерном интервенционного фонда.
Более того, зерно в количестве 3 445 т выбыло из федерального интервенционного фонда путем реализации.
Как следует из материалов дела, на обращение ответчика ООО "ИлА.Н Курагинский" сообщило о реализации с территории хранителя зерна пшеницы 3 класса урожая 2013 года в количестве 2 500 т на основании актов приема-передачи в пользу третьих лиц (покупателей) за период октябрь-декабрь 2018 года.
Согласно п. 5 специальных условий страхования страховых полисов страхования застрахованное зерно признается погибшим или поврежденным на основании соответствующего заключения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Следовательно, застрахованное зерно в количестве 7 195 т по условиям страховых полисов является поврежденным и утраченным в результате порчи, а зерно в количестве 2 500 т выбыло в результате мероприятий по реализации.
В соответствии с условиями страховых полисов не является страховым случаем и страховое возмещение не выплачивается при утрате (гибели) или повреждении застрахованного зерна в результате порчи зерна по неустановленным причинам, ухудшения качественных показателей застрахованного зерна или его уничтожения в результате событий иных, чем предусмотрены страховым полисом (п. 4.2. раздела "Страховой случай. Исключения из страхования").
Согласно положению ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
По этой причине действие страховых полисов в отношении зерна в количестве 7 195 т прекращено с момента признания его испорченным и подлежащим утилизации Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, т.е. с 01.02.2019.
В отношении зерна в количестве 2 500 т действие страховых полисов прекращено с момента реализации, т.е. с даты подписания актов сдачи-приемки зерна.
Апелляционный суд отклоняет довод о том, что зерно было признано непригодным для пищевых целей, но не подлежало уничтожению в обязательном порядке.
В постановлениях управления N 1/116, N 2/116, 33/116, N 4/116 от 01.02.2019 прямо сказано, что использование зерна на пищевые цели запретить, партии зерна не допускаются к выпуску в обращение, не могут быть использованы на пищевые цели и подлежат утилизации путем использования в качестве сырья для переработки или на корм животным после заключения органов государственного ветеринарного надзора и проведения дополнительных исследований либо уничтожению.
По мнению апелляционного суда признание зерна не отвечающим обязательным требованиям к безопасности и качеству исключает его учет в качестве зерна интервенционного фонда.
Зерно, подлежащее утилизации, не может составлять интервенционный фонд.
По сообщению ООО "ИлА.Н. Курагинский" испорченное зерно пшеницы в количестве 6 950 т было утилизировано 09.01.2020 года на основании предписаний Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Апелляционный суд отклоняет довод о том, что утилизация зерна проведена неправомерно.
Такой довод не имеют отношения к рассматриваемому спору, поскольку относится к правоотношениям, возникшим из договора хранения.
При изложенных обстоятельствах, объем зерна в количестве 9 695 т (7 195 т + 2 500 т) выбыл из состава застрахованного имущества по событиям иным, чем предусмотрено страховыми полисами.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2020 по делу N А40-343314/19 с ООО "ИлА.Н Курагинский" (хранитель) в пользу истца взысканы убытки за испорченное зерно по состоянию на 01.02.2019 в объеме 7 195 т на общую сумму 74 933 000 руб. и неустойка.
В соответствии с п. 5.2 договора хранения, заключенного между истцом (агент) и ООО "ИлА.Н Курагинский" (хранитель), за утрату, порчу или повреждение зерна хранитель обязан возместить агенту убытки в полном объеме, а именно в размере стоимости партии утраченного, испорченного или поврежденного зерна, определяемой исходя из рыночной стоимости зерна, сложившейся на момент выявления фактов утраты, порчи или повреждения.
Согласно положениям ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Следовательно,, действующим законодательством предусмотрено, что возмещение ущерба производится лицом, ответственным за убытки, поскольку после выплаты страхового возмещения страховщик получает возмещение от виновного лица.
Взыскание страхователем убытков с виновного лица делает невозможным реализацию права страховщика на суброгацию, поскольку в случае удовлетворения иска у истца будет два исполнительных листа на взыскание одного и того же вреда, что недопустимо по смыслу действующего законодательства.
Таким образом, истец получил возмещение убытков от виновного лица, в связи с чем взыскание страхового возмещения приведет к неосновательному обогащению на стороне истца, в то время как страховщик не сможет предъявить иск к хранителю.
Вышеизложенным опровергаются доводы, изложенные в исковом заявлении, письменных пояснениях истца, отзыве АО "Россельхозбанк.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-156338/20 отменить.
В удовлетворении искового заявления АО "Объединенная зерновая компания" отказать.
Взыскать с АО "Объединенная зерновая компания" в пользу АО СК "РСХБ - Страхование" расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156338/2020
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЗЕРНОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ"
Третье лицо: АО "Россельхозбанк", МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ИЛА.Н. КУРАГИНСКИЙ"