г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-204381/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-204381/20 (147-1443)
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Щербакова Е.В. по дов. от 13.05.2021; |
от ответчика: |
Ноберцева Л.В. по дов. от 04.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве об оспаривании решений от от 31.07.2020 N N 50/066/005/2019-6583/1, 50/066/005/2019-6583/2, 50/066/005/2019-6583/3, 50/066/005/2019-6583/4, 50/066/005/2019-6583/5 и обязании ответчика устранить нарушение прав заявителя.
Решением суда от 16.03.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Управление с заявлением N 50-0-1-214/3002/2019-529, N 50/066/005/2019-6583 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Объекта.
07.11.2020 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 2, 5, 7 ч. 1 ч.2 ст. 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 05.10.2020 по следующим причинам:
-не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
-форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 218, 219 ГК РФ).
В соответствии со ст. 55 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству.
Требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" утверждены Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Представленное в техническом плаце Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 054-Ф-60-РВ от 08.02.2019, не соответствует требованиям действующего законодательства, установленным к таким документам.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, требования к которому установлены ст. 24 Закона о недвижимости.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - ребования).
Согласно п. 21 Требований электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi (включенные в состав технического плана документы не соответствуют указанным требованиям, ввиду невозможности распознать текст документов в полном объеме, Проектная документация изготовлена комбинированным способом с применением графических редакторов и не являются электронными образами бумажных документов.
Нарушение п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям, в представленном плане этажа Металлическая лестница изображена с нарушением Приложения.
В случае если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления Плана этажа (этажей), Плана части этажа (этажей), Плана здания, сооружения, Плана части здания, сооружения обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями (п. 51 Требовании).
Согласно пунктам 62 и 63 Требований на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса(чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации. Все цифры на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются параллельно нижнему краю листа или его правой стороне и располагаются перпендикулярно линиям измерения. Однако часть линейных размеров не указаны (с учетом п. 51 Требований), что не позволяет сделать вывод о проведенных измерениях. Так в плане этажа отсутствуют линейные измерения технологического отверстия, лестниц, что не позволяет определить площадь помещения.
Согласно пункту 59 Требований на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или чертеже: стены и перегородки, в том числе внутренние; окна и двери; лестницы, балконы; внутренние выступы стен; необходимые условные обозначения, в том числе для указания местоположения образованной или существующей части здания, сооружения. Графическая часть поэтажного плана не соответствует представленному проекту в части перегородок внутри помещений.
Суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании технический план, пришел к выводу, что выявленные несоответствия регистратором имеют место, объект недвижимости на плане отражен с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953. Выявленные нарушения действительно препятствуют внесению достоверных сведений в реестр, требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.
Рассмотрев дело повторно, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене на основании п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ в связи со следующим.
В силу ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивированным и содержать конкретные причины отказа.
В рассматриваемом деле Решение об отказе содержит ссылку о неустранении причин, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в Уведомлении от 30.01.2020.
В Уведомлениях об отказе и о приостановлении регистрационных действий от 30.01.2020 отсутствуют замечания к Техническому плану.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживши! основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается па орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами но делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц. участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В нарушение указанный положений АПК РФ. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих несоответствие Технического плана Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (дачее ФЗ о Сколково) устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково".
Согласно указанному Федеральному закону: реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" возложена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, па управляющую компанию (п. 2 ст. 2 ФЗ "О Сколково").
По распоряжению Президента РФ от 2 июля 2010 N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее "Фонд Сколково"):
* управляющая компания выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра(пп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ "О Сколково"):
* управляющая компания проводиг экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (пп. 7 п. 1 ст. 5. п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково"):
- форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией (п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
В соответствии с п. 21 ст. 15 ФЗ о Сколково проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкции), капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции. капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется (п. 22 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Таким образом, представленные в дело документы соответствуют ФЗ "О Сколково" и имеют особый статус, что не учтено Ответчиком при проведении правовой экспертизы документов и не принято во внимание судом первой инстанции.
Правовая экспертиза Технического плана, и иной проектной документации осуществляется управляющей компанией Сколково.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 20 Требований Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Суд первой инстанции не учел пояснения кадастрового инженера, изложенные в разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера", а также не принял во внимание, что замечания Росреестра устранены в скорректированных технических планах, представленных:
* 14.11.2019 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 14.11.2019 г. N 50-0-1-214/3002/2019-591. N 50-50/066-50/066/005/2019-7925;
* 23.12.2019 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от
23.12.2019 N 77-0-1-52/3001/2019-2498. N 77/007/011/2019-6719;
- 17.01.2020 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 17.01.2020. N 50-0-1-214/3002/2020-39. N 50-50/066-50/066/005/2020-328:
* 14.04.2020 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 14.04.2020 г. N 35-6188377:
* 08.07.2020 РУО-0152/2020-789, РУО-0152/2020-789-2.
Так, заявителем устранены следующие замечания Ответчика:
- нарушение п. 21 Требований - Текст всех представленных документов является читаемым. Техплан подается на диске в специальном формате в целях последующей выгрузки его в программу.
- комбинированный способ изготовления проектной документации - представленная в составе технического плана проектная документация, является электронным образом бумажного документа, которая в свою очередь, согласно п. 21 Требований.
- нарушение п. 51 Требований (в части отсутствия обозначений поэтажного плана проектной документации) разночтения между поэтажным планом проектной документации и поэтажным планом технического плана отсутствуют, все необходимые обозначения указаны кадастровым инженером согласно проектной документации, в связи с этим поэтажный план технического плана выполнен согласно п. 51 Требований.
В связи с вышеуказанным и наличием иного конструктивного элемента, а именно - металлической лестницы, указанной в проектной документации, но не указанного в разделе "Специальные условные знаки" включенного в Приложение к Требованиям. металлическая лестница изображена с использованием иного, не установленного Требованиями специального условного знака, что не является нарушением Требований.
Соответствующие пояснения даны кадастровым инженером в разделе Техническою плана "Заключение кадастрового инженера".
В соответствии с вышеуказанными пунктами на плане этажей техническою плана отображены рапиры с поэтажного плана проектной документации.
После консультации с регистратором, на Плане этажа техническою плана дополнительно отображены технологические отверстия, металлическая лестница, согласно проектной документации.
Размеры данных конструктивных элементов здания не влияют на площадь общую Объекта.
Таким образом, на Плане этажа технического плана все необходимые линейные размеры указаны, что полностью соответствует п. 51. п. 62. п.63 Требований.
В связи с этим план этажа полностью соответствует п. 59 и п. 52 Требований.
Ответчиком, как лицом, обязанным доказать законность вынесенного отказа, должно было быть заявлено о проведении экспертизы Технического плана и опровержения пояснений Кадастрового инженера, как специалиста.
По графической части Технического плана, суд апелляционной инстанции принимает во внимание решения по делам N А40-190866/20, А40-180518/2020-146-1319, А40-190856/20-120-1250, в рамках которых удовлетворены требования заявителя при обжаловании отказов в регистрации других объектов на территории Сколково.
Коллегия приходит к выводу о том, что содержание текста уведомлений об отказе в регистрации прав, указывает на и формальный подход Управления Росреестра по Москве к анализу представленных Заявителем документов.
При изложенных обстоятельствах, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого отказа, оспариваемый отказ не может быть признан законным. Судом рассмотрены все доводы заинтересованного лица, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-204381/20 подлежит отмене, жалоба подлежат удовлетворению.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное трансформаторной подстанции и соединительных пунктов 20 кВ (ТП-65, СП-5, СП-6) площадью 296,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Управления Росреестра по г. Москве в пользу ПАО "ФСК ЕЭС" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-204381/20 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное трансформаторной подстанции и соединительных пунктов 20 кВ (ТП-65, СП-5, СП-6) площадью 296,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково", оформленное Уведомлениями от 31 июля 2020 года N 50/066/005/2019-6583/1; N 50/066/005/2019-6583/2; N 50/066/005/2019-6583/3; N 50/066/005/2019-6583/4; N 50/066/005/2019-6583/5.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное трансформаторной подстанции и соединительных пунктов 20 кВ (ТП-65, СП-5, СП-6) площадью 296,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Взыскать с Управления Росреестра по г. Москве в пользу ПАО "ФСК ЕЭС" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить ПАО "ФСК ЕЭС" из федерального бюджета госпошлину по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) рублей, и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204381/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ