г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-36105/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-36105/21 (92-240)
по заявлению Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 12.02.2021 N АП-49/1/12.
Решением суда от 12.03.21 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ. АО "Почта России" с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
АО "Почта России", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу.
Стороны в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданки Кузнецовой Ольги Васильевны от 15.01.2021 N 03-78-14/49, выявлено несоблюдение АО "Почта России", ИНН 7724490000, адрес местонахождения: 131000, Москва, Варшавское шоссе, 37, Генеральный директор АО "Почта России" Акимов Максим Алексеевич обязательных требований в области связи по лицензии от 11.04.2018 N 162571 "На оказание услуг почтовой связи" (далее - лицензия) на территории субъекта Российской Федерации - Магаданская область, которое заключается: - в нарушении сроков пересылки, доставки (вручения) почтового отправления (посылка) от 28.11.2020 N 15005453000920, принятого в ОПС Ярославля 150054 в адресное ОПС Магадан 685031 - структурное подразделение УФПС Магаданской области - филиала АО "Почта России" (далее - ОПС Магадан 685031).
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Почта России" 01.10.2019 реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество "Почта России" (сокращенное наименование - АО "Почта России").
Датой регистрации АО "Почта России" (ИНН 7724490000) является "01.10.2019", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
АО "Почта России" является правопреемником ФГУП "Почта России". Со дня государственной регистрации АО "Почта России" в ЕГРЮЛ (далее - государственная регистрация Общества) к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности ФГУП "Почта России", за исключением прав ФГУП "Почта России" на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Почта России", а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 176-ФЗ, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ).
Согласно пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией от 11.04.2018 N 162571 "На оказание услуг почтовой связи", пункта 5 раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи"): лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания услуг почтовой связи (далее - ПОУПС) утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442).
На основании пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи. Распоряжением АО "Почта России" от 15.11.2019 N 141/1-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений" установлены сроки пересылки посылок.
В соответствии с распоряжением АО "Почта России" 15.11.2019 N 141/1-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений" (далее - Распоряжение), контрольный срок пересылки посылки от Ярославля до Магадана составляет максимум 23 дня без учета дня приема, нерабочих (выходных и праздничных) дней, а также нерабочих дней ОПС вручения.
Таким образом, предельной датой поступления почтового отправления (посылка) N 15005453000920 от 28.11.2020 в ОПС Магадан 685031, является 30.12.2020.
Как следует из обращения гражданки Кузнецовой О.В., почтовое отправление (посылка) от 28.11.2020 N 15005453000920 на дату обращения (15.01.2021) адресату не вручено.
Исходя из анализа обращения гражданки Кузнецовой Ольги Васильевны от 15.01.2021 N 03-78-14/49, Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 15005453000920 с официального сайта АО "Почты Россия" установлено, что посылка N 15005453000920 от 28.11.2020 поступила 16.01.2021 в ОПС Магадан 685031, вручена адресату 19.01.2021 с нарушением сроков пересылки, обработки, доставки (вручения) на 6 дней, что является нарушением п.п. "а", "в" пункта 46 ПОУПС, п. 1 ст. 46 Федерального закона N 126-ФЗ, пункта 5 лицензии от 11.04.2018 N 162571, п. 1 Распоряжения.
Из представленных материалов установлено, что почтовое отправление (посылка) N 15005453000920 от 28.11.2020 не доставлено адресату в установленные контрольные сроки (не позднее 30.11.2020), то датой совершения административного правонарушения является первый день, следующий за последними сутками установленного срока пересылки, доставки (вручения почтового отправления в ОПС Магадан 685031, которой соответственно является дата 31.12.2020.
Согласно подпунктов "а", "в" пункта 46 ПОУПС, оператор почтовой связи (АО "ПОЧТЕ России) обязан пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, к условиями договора.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федеральным законом N 126-ФЗ, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с абз. 4 ст. 16 Федерального закона N 176-ФЗ, качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В результате рассмотрения обращения гражданки Кузнецовой О.В., установлено: - почтовое отправление (посылка) N 15005453000920 от 28.11.2020 адресованные Копейкину П.В., вручено с нарушением контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Нарушения допущены структурными подразделениями АО "Почта России", работниками ответственными за пересылку, обработку, доставку (вручение) почтовых отправлений.
Факт нарушения контрольных сроков пересылки почтового отправления (посылка) N 15005453000920 от 28.11.2020 подтверждается копией "Отслеживание отправлений", опубликованной на официальном сайте АО "Почта России", https://www.pochta.ru, обращением гражданки Кузнецовой О.В.
Административное правонарушение допущено АО "Почта России", которое не приняло необходимых и достаточных мер для соблюдения норм и правил, а также невыполнение обязанности осуществления своей деятельности в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
Возможность соблюдения требований действующего законодательства у юридического лица АО "Почта России" имелась, так как указанное лицо в установленном законом порядке в исполнительной и распорядительной деятельности не ограничивалось.
АО "Почта России" не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм и лицензионных условий в соответствии с п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением - лицензией от 11.04.2018 N 162571 "На оказание услуг почтовой связи".
Учитывая вышеизложенное, АО "Почта России" осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий п. 5 лицензии N 162571 от 11.04.2018 "На оказание услуг почтовой связи", которое выражено в нарушении контрольных сроков пересылки почтовых отправлений (п.п. "а", "в" п. 46, "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, пункта 5 раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи"), абзаца 1 п. 1. ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", что вводит в заблуждение пользователей услугами почтовой связи, нарушает устойчивость функционирования сетей (сооружений, объектов) связи и подтверждает организацию осуществления предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований по лицензии от 11.04.2018 N162571 "На оказание услуг почтовой связи" и является административным правонарушением.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По факту указанного нарушения, должностным лицом Управления в отношении АО "Почта России" 12.02.2021 был составлен протокол N АП-49/1/12 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Факт совершения АО "Почта России" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, вина ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения установлена.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Доказательств того, что АО "Почта России" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом в деле не имеется и обществом не представлено доказательств отсутствия у ответчика возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, требования приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях АО "Почта России".
АО "Почта России" в своей апелляционной жалобе указывает на то, что распоряжение АО "Почта России" 15.11.2019 N 141/1-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений" пунктом 3 распоряжения АО "Почта России" 30.03.2020 N 88-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений" признано утратившим силу.
Вместе с тем ссылка АО "Почта России" на распоряжение 30.03.2020 N 88-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений" пунктом 2 распоряжение АО "Почта России" 08.05.2020 N109-р "Об утверждении контрольных сроков пересылки почтовых отправлений" несостоятельна, поскольку указанное распоряжение также признано утратившим силу.
Указанные в жалобе доводы ответчика не опровергают правильные выводы суда и не могут быть положены в основу отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-36105/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36105/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"