г. Вологда |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А44-4313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика" директора Денкс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 марта 2021 года по делу N А44-4313/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Межмуниципального предприятия "Пестовский водоканал" (ОГРН 1135331000606, ИНН 5313007645; адрес: 174510, Новгородская область, Пестовский район, город Пестово, улица Боровичская, дом 92; далее - Общество, ООО "МП "Пестовский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к муниципальному бюджетному учреждению "Служба заказчика" (ОГРН 1055302004405, ИНН 5313005447; адрес: 174510, Новгородская область, Пестовский район, город Пестово, улица Советская, дом 10; далее - Учреждение, МБУ "Служба заказчика") об обязании заключить договор водоотведения на условиях, указанных в проекте договора от 02.04.2020 N 55/2020 с приложениями.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 04 марта 2021 года требования удовлетворены. Суд обязал Учреждение заключить с Обществом договор водоотведения от 02.04.2020 N 55/2020, урегулировав спорные пункты договора на следующих условиях:
Пункт 1 договора изложить в следующей редакции: "По настоящему договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре".
Пункт 6 договора дополнить абзацами следующего содержания: "с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 72,79 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается); с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 75,16 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается).
Цена договора составляет 774 051,39 руб. (семьсот сорок четыре тысячи пятьдесят один рубль 39 коп.). Цена договора может быть откорректирована в случае изменения тарифов или фактического объема услуг".
Пункт 7 договора изложить в следующей редакции: "Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке: (если иное не предусмотрено Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения):
30 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактически оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), окажется меньше объема сточных вод, за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства".
Подпункт "г" пункта 12 договора изложить в следующей редакции: "устанавливать приборы учета сточных вод на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения".
Подпункт "с" пункта 12 договора изложить в следующей редакции: "обеспечивать разработку плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения".
Пункт 15 договора изложить в следующей редакции: "На настоящий момент приборы учета сточных вод не установлены. До установки узла учета (средств измерений) объем сточных вод, принятых от объектов абонента в систему коммунальной канализации, устанавливается равным объемам водопотребления этими объектами (в соответствии с пунктом 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод). Объем принятых от абонента сточных вод будет приниматься равным объему воды, полученному абонентом из артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, 18), на основании показаний прибора учета холодной воды, установленного в устье скважины (тип Норма СТВ-50Х, заводской номер 512576К19).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб на прибор учета, установленный в устье вышеуказанной скважины.
Для контроля показаний абонент обязан обеспечить представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации доступ к водопроводным и канализационным сетям, и иным объектам абонента, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего договора".
Пункт 18 исключить из текста договора.
Пункт 49 договора изложить в следующей редакции: "Сторона, получившая претензию, в течение 10 рабочих дней со дня поступления претензии обязана ее рассмотреть и дать ответ".
В приложении N 4 к договору водоотведения N 55/2020 от 02.04.2020 указать сведения о приборе учета холодной воды, установленном в устье артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, 18), а также сведения о месте отбора проб сточной воды - приемном канализационном колодце ООО МП "Пестовский водоканал" ул.Первомайская.
В приложении N 5 к договору указать, что нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются для абонента соответствии с действующим законодательством.
В приложении N 6 к договору водоотведения указать, что сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствах сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством (пункт 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения)
Кроме того взыскал с Учреждения в пользу Общества 6 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить:
-в части пункта 15 договора водоотведения и изложить его в следующей редакции: "Объем принятых от абонента сточных вод будет приниматься равным объему воды, полученному абонентом из артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, город Пестово, ул. Курганная, 18), на основании показания прибора учета холодной воды, непосредственно со счетчиков контроля водопотребления установленных у абонентов, которые используют воду с артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, город Пестово, ул. Курганная, 18);
-в части изложения пункта 6 договора водоотведения и изложить его в следующей редакции: "с 01.01.2020 по 30.06.2020 -72,79 руб. за 1 куб.м (НДС не облагается); с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 75.16 руб. за 1 куб.м (НДС не облагается). Цена договора составляет 774 051, 39 руб. (семьсот семьдесят четыре тысячи пятьдесят один рубль 39 коп.)".
Представить Учреждения в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Учреждения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации Пестовского муниципального района от 03.08.2018 N 1111 в оперативное управление МБУ "Служба заказчика" передано муниципальное имущество согласно приложениям N 1, N 2 (две артезианские скважины, водонапорная башня, наземная насосная станция, наружные сети водопровода, наружные сети канализации (внутриплощадочные) и иное имущество) (том 3 листы дела 17-18).
ООО МП "Пестовский водоканал" владеет объектами водопроводно-канализационного хозяйства, расположенными на территории города Пестово и Пестовского муниципального района, на основании договора аренды имущества от 07.05.2013, заключенного с ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" (том 1 листы дела 20-22, 53-56).
Постановлением Администрации Пестовского муниципального района от 17.06.2019 N 747 ООО МП "Пестовский водоканал" определено гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Пестовского городского поселения (кроме центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения, указанной в пункте 2 указанного постановления).
Пунктом 2 названного постановления МБУ "Служба заказчика" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Курганная, д.17, больничного комплекса и котельной N 1 ООО "ТК Новгородская" (том 1 лист дела 35).
Зоной деятельности гарантирующих организаций определена территория Пестовского городского поселения. Гарантирующим организациям предписано заключить договоры с потребителями (юридическими и физическими лицами), в пределах зоны деятельности, для обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Доказательств оспаривания постановления Администрации Пестовского муниципального района от 17.06.2019 N 747 и (или) признания его недействительным в деле не имеется.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2020-2022 годы для потребителей МБУ "Служба заказчика" утверждены постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области от 29.11.2019 N 72. Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей ООО МП "Пестовский водоканал" установлены постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 13.12.2017 N 48/9 (в редакции от 18.12.2019 N 82/5) (том 1 листы 23-34). Тариф на транспортировку стоков для сторон не установлен.
23.03.2020 истец по запросу ответчика направил в его адрес договор водоотведения N 55/2020 для рассмотрения и подписания (том 1 лист 16).
Письмом от 02.04.2020 (исх. N 29) ответчик сообщил, что не может заключить с Обществом типовой договор N 55/2020 в связи с заведомо неисполнимыми условиями, касающимися срока установки прибора учета сточных вод, а также приложений N 5 и N 6 к договору (том 1 лист 17).
С учетом поступивших замечаний ответчика истец внес незначительные изменения в договор водоотведения от 02.04.2020 N 55/2020 и повторно направил его в адрес Учреждения для подписания (от 02.04.2020 исх. N Б-58).
Поскольку договор не был подписан и возвращен ответчиком, истец направил в его адрес претензию (требование) от 15.04.2020 о заключении договора водоотведения на условиях, указанных в проекте договора N 55/2020 с приложениями, в течение 10 дней с момента ее получения (том 1 листы 18-19).
Требования претензии ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501).
Истцом заявлено требование об обязании ответчика заключить договор водоотведения в редакции, предложенной Обществом.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляются на основании договора водоотведения.
Согласно частям 1, 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договором водоотведения признается публичный договор, в рамках которого организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации)(пункт 8 холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Таким образом, предложение о заключении договора водоотведения может исходить как от абонента, так и от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации).
Обязанность абонента по заключению с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, договора (договоров) водоснабжения и (или) водоотведения следует из положений части 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, согласно которым абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Под абонентом понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 указанной статьи).
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Согласно положениям пунктов 2, 9, 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В пунктах 28 и 28.1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ указано, что под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; под централизованной системой водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в Пестовском городском поселении сложилась схема водоотведения, при которой Учреждение оказывает абонентам услуги по холодному водоснабжению, приему и отведению сточных вод в пределах своей зоны деятельности, при этом очистку принятых от абонентов сточных вод Учреждение не осуществляет.
Общество оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению абонентам в пределах своей зоны ответственности, в том числе принимает от Учреждения сточные воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приемный колодец КНС ул.Первомайская), а затем с использованием централизованной системы водоотведения осуществляет транспортировку и полную очистку сточных вод, сброс их в водный объект (р.Молога), то есть оказывает для Учреждения весь комплекс услуг, подпадающих под понятие водоотведения.
Учитывая данные обстоятельства, положения частей 1 и 2 статьи 11 Закона N 416-ФЗ не могут быть применены к правоотношениям сторон.
Между сторонами существовали ранее и продолжаются в настоящее время фактические отношения по водоотведению, в связи с чем требования истца направлены на урегулирование этих отношений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного и фактической схемы отношений сторон, суд правомерно пришел к выводу, что ответчик является для истца абонентом в том понимании, которое заложено в Законе N 416-ФЗ применительно к договору водоотведения, следовательно, требование истца об обязании ответчика заключить договор водоотведения является правомерным.
Частью 8 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены формы типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе типовой договор водоотведения (далее - Постановление N 645).
Предложенная истцом редакция договора водоотведения от 02.04.2020 N 55/2020 (том 1 листы 7-14) подготовлена с учетом данных положений.
Пункты 1, 6 и 7, подпункты "г" и "с" пункта 12, пункт 49 договора N 55/2020 суд принимает в редакции, изложенной в пунктах 1, 6 (1), 7, подпунктов "г" и "с" пункта 12, пункта 49 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением N 645, и с учетом предложений сторон.
Основные разногласия сторон связаны с определением объема (учета) отводимых сточных вод (пункт 15 договора).
Из пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия договора водоотведения названы в части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункте 26 Правил N 644, к которым относятся, в том числе порядок учета принимаемых сточных вод, места и порядок отбора проб сточных вод, права и обязанности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по договору водоотведения, порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод для снятия показаний прибора учета и отбора проб сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) коммерческий учет сточных вод осуществляется путем измерения количества сточных вод приборами учета (средствами измерения) сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
Факт отсутствия прибора учета (узла учета) сточных вод на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности канализационных сетей сторонами не оспаривался.
Пунктом 14 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Пунктом 15 Правил N 776 определены методы, применяемые при расчетном способе коммерческого учета воды: метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; метод гарантированного объема подачи воды; метод суммирования объемов воды.
При обращении в суд с настоящим иском Общество предложило изложить пункт 15 договора в следующей редакции: "На настоящий момент приборы учета сточных вод не установлены. Абонент обязан установить прибору учета до 01 июня 2020 года. До установки приборов учета сточных вод будет применяться метод суммирования объемов воды, которые буду приравнены объемам водоотведения" (том 1 лист 9).
Поскольку водоснабжение и водоотведение рассматриваются, как правило, как единый процесс, в ходе которого абонент после использования полезных свойств воды практически в том же объеме сливает ее в виде сточных вод, указанный расчетный способ достаточно достоверно отражает фактически потребленный абонентом объем услуг по водоотведению, а поэтому используется как общее правило.
Ответчик предлагал расчет объема сточных вод определять на основании счетов, выставленных абонентам МБУ "Служба заказчика" (том 2 листы 4, 27).
Принимая во внимание то обстоятельство, что объекты потребителей ответчика не оснащены приборами учета сточных вод и (или) холодной воды, осуществление расчетов на основании выставленных Учреждением счетов, не соответствует действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования в этой части и просил изложить пункт 15 договора в следующей редакции: "На настоящий момент приборы учета сточных вод не установлены. До установки узла учета (средств измерений) объем сточных вод, принятых от объектов абонента в систему коммунальной канализации, устанавливается равным объемам водопотребления этими объектами (в соответствии с пунктом 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод). Объем принятых от абонента сточных вод будет приниматься равным объему воды, полученному абонентом из артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, 18), на основании показаний прибора учета холодной воды, установленного в устье скважины (тип Норма СТВ-50Х, заводской номер 512576К19).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб на прибор учета, установленный в устье вышеуказанной скважины.
Для контроля показаний абонент обязан обеспечить представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации доступ к водопроводным и канализационным сетям, и иным объектам абонента, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего договора".
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за услуги водоотведения на основании данных о количественном значении отведенных сточных вод, определенных при помощи приборов учета, либо на основании данных об объеме воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (пункт 1 статьи 544 ГК РФ, части 4 и 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пункт 82 Правил N 644).
В данном случае забор и подача воды с целью водоснабжения своих потребителей осуществляется Учреждением с использованием артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, 18), оборудованной прибором учета холодной воды, установленного в устье скважины (тип Норма СТВ-50Х, заводской номер 512576К19) и допущенного в эксплуатацию самим ответчиком.
Ответчик не возражал против осуществления расчетов за услуги водоотведения с применением данного прибора учета, однако был не согласен с требованиями истца об опломбировке данного прибора учета и допуска представителей истца для контроля показаний прибора учета.
Пунктом 11 Правил N 776 предусмотрено, что абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.
Установка истцом контрольной пломбы на приборе учета ответчика и допуск представителей Общества позволит сторонам принимать его показания при осуществлении расчетов по договору, а также осуществлять контроль за правильностью его показаний и соблюдением условий эксплуатации.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора (абзац второй пункта 4 статьи 421 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что предложенный истцом способ расчета объема сточных вод, изложенный в уточненной редакции пункта 15 договора, сам по себе не противоречит законодательству и допустим при разрешении данного спора.
Вопрос об исключении объемов воды, не попадающих в канализацию, возможно разрешить при установлении соответствующих приборов учета.
Предложение подателя жалобы в части изложения пункта 6 договора водоотведения в следующей редакции: "с 01.01.2020 по 30.06.2020 -72,79 руб. за 1 куб.м (НДС не облагается); с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 75.16 руб. за 1 куб.м (НДС не облагается). Цена договора составляет 774 051, 39 руб. (семьсот семьдесят четыре тысячи пятьдесят один рубль 39 коп.)" не принимается судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции постановил пункт 6 договора дополнить абзацами следующего содержания: "с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 72,79 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается); с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 75,16 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается).
Цена договора составляет 774 051,39 руб. (семьсот сорок четыре тысячи пятьдесят один рубль 39 коп.). Цена договора может быть откорректирована в случае изменения тарифов или фактического объема услуг".
Применяемый тариф является регулируемым.
Оснований для изменения данного пункта суд апелляционной инстанции не усматривает.
Пункт 18 договора, предусматривающий обязанность Учреждения установить прибор учета сточных вод в срок до 01 июня 2020 года, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным исключить по предложению истца, так как ответчик не относится к числу абонентов, указанных в пункте 83 Правил N 644.
Кроме того стороны не возражали против включения в Приложение 4 договора N 55/2020 сведений о приборе учета холодной воды, установленном в устье артезианской скважины Н-72-82 (кадастровый номер 53:14:0100103:230, место нахождения: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, 18), а также о месте отбора проб сточной воды - приемном канализационном колодце ООО МП "Пестовский водоканал" ул.Первомайская.
Доводы ответчика о том, что предложенная истцом редакция Приложений 5 и 6 к договору N 55/2020 не соответствует положениям действующего законодательства, судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 113 Постановления N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением 5.
Приложением 5 к Постановлению N 644 утверждены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Указанные истцом в Приложении 6 к договору N 55/2020 сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов, нормативах водоотведения по составу сточных вод взяты из утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р.Молога) для Общества, что не соответствует пункту 113 Правил N 644.
Согласно пункту 136 Правил N 644 нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления, соответственно истец не вправе определять такие нормативы для ответчика (Приложение 5 к договору).
Учитывая изложенное, суд обоснованно посчитал возможным указать в Приложении 5 к договору N 55/2020, что нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются для абонента соответствии с действующим законодательством.
В приложении 6 к договору водоотведения указать, что сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствах сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством (пункт 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Остальные условия договора водоотведения N 55/2020 соответствуют условиям типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением N 645, и не являются для сторон спорными.
Из разъяснений, изложенных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 49, следует, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая сложившиеся правоотношения сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования Общества о возложении на ответчика обязанности заключить договор водоотведения N 55/2020 подлежат удовлетворению на вышеизложенных условиях.
Всем доводам, приведенным в суде первой инстанции и продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки апелляционная коллегия не находит.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 марта 2021 года по делу N А44-4313/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4313/2020
Истец: ООО межмуниципальное предприятие "Пестовский водоканал"
Ответчик: муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика"
Третье лицо: МБУ "Служба заказчика", 14ААС, ГОБУЗ "Пестовская ЦРБ", ООО "ТК Новгородская"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-615/2022
19.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12469/2021
24.05.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3245/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-4313/20