г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А26-5429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.
судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6052/2021) ООО "Автоград" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2021 по делу N А26-5429/2020, принятое
по иску ООО "Автоспецтранс"
к ООО "Автоград"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Автоград" (ОГРН 1101001008624, ИНН 1001237526; далее - Компания) о взыскании 57 288 руб. 33 коп.
Решением суда от 15.01.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 15.01.2021, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, отказать в удовлетворении исковых требований.
В жалобе Компания не согласна с объемом оказанных услуг. По мнению подателя жалобы, акт сверки взаимных расчетов без первичных документов не доказывает наличие задолженности. Ответчик указывает на то, что оплатил коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период, в том числе за апрель 2019 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд приобщил к материалам дела возражения истца и письменную позицию ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором, обеспечивающим обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия с 01.05.2018 на основании соглашения от 19.02.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного региональным оператором с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Предложение регионального оператора заключить договор на оказание услуг (публичная оферта) с текстом типового договора было опубликовано в газете "Карелия" за 01.03.2018 N 12 (2837) и размещено на официальном интернет-сайте регионального оператора.
Общество направило Компании договор N 002-2291 АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который не был возвращен в адрес Общества.
Истец ссылается на то, что за период с мая 2018 года по март 2019 истец оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 57 288 руб. 33 коп., однако оплата не произведена. Общество не получило удовлетворения своих требований в претензионном порядке, в связи с чем обратилось в суд с рассматриваемым иском.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 указанного закона региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее типовой договор).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
Пунктами 8(8), 8(10) Правил предусмотрено, что заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В договоре N 002-2291 АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции дополнительного соглашения (далее - договор), направленного в адрес ответчика (потребителя), определен объем ТКО в год - 57,20 куб.м, периодичность вывоза - 1 раз в неделю, 1 контейнер объемом 1,1 куб.м.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
Под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 договора).
Согласно подпункту "в" пункта 13 договора потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В пункте 15 стороны установили порядок производства учета объема и/или массы ТКО.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывает на то, что дополнительное соглашение, содержащее условие об изменении объема вывозимых региональным оператором твердых бытовых отходов, не согласовано с ответчиком.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку объем услуг и стоимость согласованы в договоре в редакции дополнительного соглашения N 1. В приложении к договору в редакции дополнительного соглашения N 1 указан объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов; объем принимаемых ТКО в год/м3 ; место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов; указана периодичность вывоза ТКО.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что к расчетам подлежат применению условия договора в редакции дополнительного соглашения N 1, поскольку он заключен в таком же порядке как и сам договор на условиях полученной ответчиком оферты.
Как следует из материалов дела, корректировка стоимости оказанных услуг на сумму 34 918 руб. 31 коп. от 30.04.2019 произведена в период с июня по декабрь 2018 года согласно корректировочному счету-фактуре от 30.04.2019 N 13712. Корректировка стоимости оказанных услуг на сумму 11 435 руб. 47 коп. от 30.04.2019 произведена в период с января по март 2019 года согласно корректировочному счету-фактуре от 30.04.2019 N 13713.Указанные корректировки произведены с учетом большего объема твердых коммунальных услуг, фактически вывезенных по договору, что подтверждено маршрутными журналами за спорный период.
Как видно из представленного расчета исковых требований стоимость услуг за апрель составляет 590,65 руб. Данная сумма рассчитана исходя из контейнера объемом 1,1 м.куб. и транспортировании отходов 1 раз в месяц (1,1*1*536,95 тариф регионального оператора = 590,65 руб.). При уточнении исковых требований учитывались произведенные ответчиком оплаты по договору.
В обоснование факта оказания услуг Общество представило в материалы дела акты выполненных работ, составленные им с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, а также выставленные Компании счета на оплату услуг.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Неисполнение ответчиком указанной обязанности не освобождает его от обязанности по оплате оказанных региональным оператором услуг.
Оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил в полном объеме.
Компанией в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора. Представленные в материалы дела заявления ответчика о несогласии с объемом оказанных услуг не являются надлежащими доказательствами оказания истцом услуг в меньшем объеме, чем указано в договоре с учетом дополнительного соглашения N 1.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
При этом ответчиком не представлены доказательства того, что хозяйственная деятельность Компанией не осуществлялась, твердые коммунальные отходы не образовывались, либо доказательства того, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались ответчику иным лицом.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 22 договора N 002-2291 АСТ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период истец заявил о взыскании пени за период с 11.12.2018 по 20.10.2018 в размере 10 945 руб. 77 коп.
Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2021 по делу N А26-5429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5429/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "Автоград"
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12643/2021
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5429/20
24.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6052/2021
15.01.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5429/20