г.Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-153310/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Семина А.В.
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2020 по делу N А40-153310/20 (72-1019)
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
к ИП Семину А.В.
третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Сурин И.М. по дов. от 09.10.2019; |
от ответчика: |
Авраменко Д.К. по дов. от 11.03.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее также - заявитель, Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Семина Алексея Викторовича (далее также - ответчик, ИП Семин А.В., Предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Решением суда от 10.11.2020, принятым по настоящему делу, суд привлек ответчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. с передачей изъятой алкогольной продукции, поименованной в копии протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.03.2020 N 89/БЛ и находящихся на хранении по адресу: г.Егорьевск, ул.Парижской Коммуны, д.1Б, на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ИП Семина А.В. к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.03.2020 в ходе проведенных мероприятий по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции должностными лицами Департамента выявлено осуществление ИП Семиным А.В. в магазине "Продукты 24", расположенном по адресу: г.Москва, ул.Матвеевская, д.36, корп.1, оборота алкогольной продукции (водка, коньяк, вино, настойка, виски, шампанское, напиток слабоалкогольный), которая размещалась (хранилась) на стеллажах и в холодильном оборудовании торгового зала.
При этом каких-либо действующих лицензий на осуществление деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", по указанному адресу у ответчика отсутствует.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, должностным лицом Департамента на основании п.4 ч.1 ст.27.1 КоАП РФ составлен протокол изъятия вещей и документов от 05.03.2020 N 89/БЛ, а также опись алкогольной продукции к означенному протоколу на 6 листах (1093 единиц продукции).
Изъятая алкогольная продукция опечатана и находится по адресу: г.Егорьевск, ул.Парижской Коммуны, 1Б (согласно акту приема-передачи продукции и (или) предметов от 16.07.2020 N yl-5763/05).
25.06.2020 уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленного нарушения в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении N 89/БЛ.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Департамента торговли и услуг города Москвы в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В рассматриваемом случае нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении от 25.06.2020 N 89/БЛ не установлено.
При этом привлекая ответчика к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (п.16 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст.2.4 КоАП РФ).
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 2979-О по общему правилу, индивидуальным предпринимателям не может быть выдана лицензия на осуществление таких видов деятельности, как хранение алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции, и, следовательно, им запрещено в рамках осуществления предпринимательской деятельности осуществлять указанные виды деятельности, и за нарушение данных запретов они несут установленную законом ответственность, в том числе административную.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года) указал, что частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ) административная ответственность индивидуального предпринимателя установлена только за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; с 30 июля 2017 года (даты вступления Федерального закона от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ) в силу за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1, частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации, разграничены с достаточной степенью определенности, что исключает возможность их произвольного применения к индивидуальным предпринимателям вопреки конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.
В рассматриваемом случае проверкой установлено осуществление Предпринимателем деятельности по обороту (хранение) алкогольной продукции без наличия соответствующей лицензии.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела.
Доводы подателя жалобы о том, что магазин "Продукты 24", расположенный по адресу: г.Москва, ул.Матвеевская, д.36, корп.1, передан по договору аренды от 01.12.2019 ИП Ширинову А.А.о. сроком на 9 месяцев с момента подписания договора, подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам дела ввиду следующего.
Так, согласно выписке из ЕГРН N 77/100/109/2020-27051 от 17.03.2020 ИП Семин А.В. владеет указанным помещением на праве собственности.
В ходе проверки установлено, что в уголке потребителя размещено Свидетельство о государственной регистрации ИП Семина А.В., что свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности на момент совершения административного правонарушения именно ИП Семиным А.В.
Согласно объяснениям участвовавшей при проведении осмотра Бозоровой Н.Н. предпринимательскую деятельность по данному адресу осуществляет ИП Семин А.В., у которого она работает продавцом.
Кроме того, факт осуществления ИП Семиным А.В. 05.03.2020 предпринимательской деятельности в магазине по означенному адресу установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-153315/20.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения ответчиком вмененного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Учитывая, что пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, ответчик как лицо, осуществляющее хранение алкогольной продукции, было обязано принять все необходимые и зависящие от него меры по недопущению нарушения таких требований.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а также доказательств невозможности соблюдения данных требований ответчиком суду не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины ответчика в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ИП Семина А.В. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения ИП Семина А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, является обоснованным.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу, а также установленные ст.4.1 КоАП РФ правила назначения административного наказания, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции ответчику обоснованно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. с передачей изъятой алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020 по делу N А40-153310/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153310/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Семин Алексей Викторович
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ