город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2021 г. |
дело N А32-45666/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от АО "НЭСК-электросети": Михайленко П.В. по доверенности от 01.01.2021 N 09.НС-27/21-3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.03.2021 по делу N А32-45666/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: акционерного общества "НЭСК-электросети"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, Краснодарское УФАС) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2122/2020 от 09.09.2020 в размере 600 000 руб.; об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-2122/2020 от 09.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "НЭСК-электросети".
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что согласно информации, предоставленной в письме, АО "НЭСК-электросети" в качестве подтверждения надлежащего технологического присоединения располагает только правоустанавливающими документами на объекты электросетевого хозяйства. Правоустанавливающие документы, подтверждают наличие во владении АО "НЭСК-электросети" электросетевого имущества, а не факт его надлежащего технологического присоединения. Включение присоединений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ПАО "Россети Кубань" и АО "НЭСК-электросети" не может подтвердить наличие их надлежащего присоединения, так как со стороны АО "НЭСК-электросети" не исполнена процедура технологического присоединения в отношении указанного выше объекта. В отсутствии документов технологического подключения (далее - ТП) в отношении энергообъектов АО "НЭСК-электросети" у ПАО "Россети Кубань" отсутствует возможность подтверждения надлежащего опосредованного технологического присоединения АО "НЭСК-электросети" к электрическим сетям ПАО "Россети Кубань". В настоящее время прибор учета электроэнергии, позволяющий определять отпуск электрической энергии, а также контролировать отбор мощности из электрической сети ПАО "Россети Кубань" в сеть АО "НЭСК-электросети" не установлен, что также косвенно подтверждает не надлежащее технологическое присоединение. ПАО "Россети Кубань" письмом от 02.12.2019 сообщило АО "НЭСК-электросети" о том, что поскольку документы, подтверждающие факт опосредованного технологического присоединения к сетям третьих лиц в адрес ПАО "Россети Кубань" ранее представлены не были, дальнейшая работа по рассмотрению заявления о переоформлении документов ТП может быть продолжена после предоставления необходимых сведений и документов. При передаче электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства владельца сети для АО "НЭСК-электросети", в сетях владельца сети возникают дополнительные технические потери электроэнергии, которые не зависят от его электропотребления. В связи с этим АО "НЭСК-электросети" должны компенсироваться указанные выше потери электроэнергии владельцу сети. Вопрос компенсации потерь электрической энергии между АО "НЭСК-электросети" и ПАО "Россети Кубань" сети не урегулирован, из-за чего ПАО "Россети Кубань" сети может понести необоснованные экономические затраты (убытки). Предъявление владельцу сети дополнительных потерь электроэнергии без его согласования неприемлемо. В рамках настоящего дела имеются обстоятельства, позволяющие освободить сетевую организацию от ответственности; отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В отзыве общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель АО "НЭСК-электросети" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС поступило обращение АО "НЭСК-электросети" на действия ПАО "Кубаньэнерго" (в настоящее время - ПАО "Россети Кубань") (вх. от 30.03.2020 N 4344), выразившиеся в нарушении п. 70 Правил технологического присоединения N 861 путём нерассмотрения заявления от 01.11.2019 о восстановлении акта об осуществлении технологического присоединения КЛ-6кВ, отходящей от ТП-153п в сторону ТП-119 и КЛ-6 кВ, отходящей от ТП-1530п в сторону ТП-795.
ПАО "Россети Кубань" должно было направить акт об осуществлении технологического присоединения в адрес АО "НЭСК-электросети" в ответ на его заявку от 01.11.2019 не позднее 18.11.2019.
Письмом от 09.09.2020 N 09.НС-08/7235 АО "НЭСК-электросети" представило сведения, согласно которым установлено, что во владении АО "НЭСК-электросети" находятся объекты электросетевого хозяйства: 2КЛ-6 кВ, ТП-119, ТП-795, подключенное опосредовано к электрическим сетям ПАО "Россети Кубань" ячейка 6 кВ В-104 ПС 110/10/6 кВ "Восточная". Документы о технологическом присоединении (АРБП, АРЭО, АТП) между ПАО "Кубаньэнерго" и АО "НЭСК-электросети" отсутствуют.
Информация о фактическом подключении (в том числе опосредованном) к электрическим сетям ПАО "Россети Кубань" присоединения АО "НЭСК-электросети", указанного в заявлении, подтверждается наличием данной точки присоединения в действующем договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.03.2017 N 3НС-ОД/407/30-225 между ПАО "Кубаньэнерго" и АО "НЭСК-электросети".
Сторонами согласована необходимость оформления АТП АО "НЭСК-электросети" в данной точке присоединения в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики на основании п. 531 Приложения N 1 к дополнительному соглашению от 31.08.2018 N 15Н-ОД/18/407/301122 к Приложению N 3 к договору от 30.03.2017 N 3НС-ОД/407/30- 225.
ПАО "Россети Кубань" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
По результатам административного расследования, проведенного в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.04.2020 N 13277/6, составлен протокол об административном правонарушении от 26.06.2020 N 023/04/9.21-2122/2020 по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Кубань".
На основании ответа ПАО "Россети Кубань" от 02.12.2019 о необходимости предоставления ответа на ранее направленное письмо ПАО "Россети Кубань" от 01.11.2018, не рассмотрения по существу поступившего заявления АО "НЭСК-электросети", не направления восстановленного акта об осуществлении технологического присоединения в адрес АО "НЭСК-электросети" административный орган вынес постановление о привлечении ПАО "Россети Кубань" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
По факту административного правонарушения Краснодарским УФАС вынесено представление в отношении ПАО "Россети Кубань", согласно которому в адрес АО "НЭСК-электросети" необходимо направить восстановленный акт об осуществлении технологического присоединения.
Считая постановление и представление УФАС по КК незаконным, ПАО "Россети Кубань" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 59 Правил технологического присоединения N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В силу п. 61 Правил N 861, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
На основании п. 70 Правил технологического присоединения N 861 в случае если копия технических условий (в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств) приложена к заявлению о переоформлении документов или имеется у сетевой организации либо субъекта оперативно-диспетчерского управления, восстановление акта об осуществлении технологического присоединения осуществляется сетевой организацией после проверки выполнения заявителем технических условий, выполняемой с участием заявителя и субъекта оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежали согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) в соответствии с разделом IX настоящих Правил. При этом представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктами 85 и 93 настоящих Правил, не требуется.
Срок восстановления акта об осуществлении технологического присоединения исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 15 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 30 дней).
Из материалов дела следует, что 01.11.2019 АО "НЭСК-электросети" обратилось с заявлением в ПАО "Россети Кубань" о восстановлении акта об осуществлении технологического присоединения в отношении КЛ-6кВ, отходящей от ТП-153п в сторону ТП-119 и КЛ-6 кВ, отходящей от ТП-1530п в сторону ТП-795, подключенных опосредованно к электрическим сетям ПАО "Россети Кубань" (ячейка 6 кВ В-104 ПС 110/10/6 Кв "Восточная").
Учитывая дату заявки (01.11.2019), ПАО "Россети Кубань" должно направить в адрес АО 2НЭСК-электросети" восстановленный акт об осуществлении технологического присоединения в срок до 18.11.2019 (с учетом выходных дней).
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении требований п. 70 Правил технологического присоединения N 861, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
ПАО "Россети Кубань" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Административным органом учтено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А32-16218/2019, штраф оплачен 17.10.2019), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-4117/2020, управлением не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, вмененного ПАО "Россети Кубань" административного правонарушения, не установлены такие обстоятельства и судом.
При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении от 09.09.2020 N 023/04/9.21-2122/2020 по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ не имеется.
Довод общества о том, правоустанавливающие АО "НЭСК-электросети" документы на объекты электросетевого хозяйства подтверждают только владение (собственность) АО "НЭСК-электросети" электросетевого имущества, а не факт его надлежащего технологического присоединения отклоняется судом апелляционной инстанции.
ПАО "Россети Кубань" осуществляет передачу электрической энергии на основании договора оказания услуг (л.д. 140 т. 1), в котором указана спорная точка подключения и который мог быть заключен только при соблюдении АО "НЭСК-электросети" условий технологического подключения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Рассматривая вопрос о законности представления от 09.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению вмененных обществу административных правонарушений, суд исходит из требований части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, в силу которой орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 гл. 25 АПК РФ.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал заявителю представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Оспариваемое представление вынесено в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит информацию о наличии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Антимонопольный орган, вынося оспариваемое представление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и является законным и обоснованным.
Как указано выше, материалами административного дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки, и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения заявителя к административной ответственности, установлением причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 09.09.2020 N 023/04/9.21-2122/2020 не имеется.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021 по делу N А32-45666/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45666/2020
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Третье лицо: АО "НЭСК-электросети", АО "НЭСК-электросети", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ