г. Челябинск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А47-15191/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-15191/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Природа" - Червоный Д.Ю. (доверенность от 01.03.2021),
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Баронова Л.А. (доверенность от 22.01.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-148-2020 от 05.10.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, постановление по делу об административном правонарушении Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N 40/01-148-2020 от 05.10.2020 признано незаконным и отменено.
ГЖИ по Оренбургской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.23 КоАП РФ. Акт осмотра от 03.04.2020 и фотоматериалы, поступившие в инспекцию из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, явились лишь поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. В ходе административного расследования получены доказательства, свидетельствующие о совершении обществом вменяемого правонарушения. Податель отмечает, что общество не отрицался вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления не ежедневно, а 1 раз в 7 календарных дней.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В ГЖИ по Оренбургской области из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили материалы по факту ненадлежащего оказания коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами с контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Новая, д. 10/2, а именно, оформленный ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" акт осмотра территории от 03.04.2020 б/н с приложением фотографий в количестве 2 штук.
08.05.2020 на основании указанных документов административным органом вынесено определение N 10 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, из которого следует, что общество в нарушение обязательных требований, установленных п. 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), коммунальная услуга по вывозу ТКО предоставлялась с нарушением установленной периодичности.
28.07.2020 административным органом в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (л.д. 37), составлен протокол об административном правонарушении N 10, из которого следует, что общество не обеспечило в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 гражданам, проживающим в жилых домах по адресу: г. Оренбург, ул. Новая, NN 10, 10/5, 12/1, 12/2, 12/3 надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, выразившееся в нарушении установленной периодичности вывоза ТКО.
В объяснениях на протокол представитель общества указал на несогласие с вмененным нарушением, сославшись на то, что вывоз крупногабаритных отходов (КГО) осуществлялся согласно действующим нормативным актам в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства не реже 1 раза в 7 дней. Кроме того, указывает на то, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Оренбург, ул. Новая, 10/2, не оборудована для размещения крупногабаритные отходы (далее - КГО), у общества отсутствует обязанность по вывозу ТКО и КГО, расположенных за пределами контейнерной площадки.
21.09.2020 определением административного органа N 148 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 01.10.2020.
01.10.2020 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом с участием представителя общества, действующего на основании доверенности, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-148-2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, в полном объеме данное постановление изготовлено 05.10.2020 и направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи, получено обществом 03.11.2020 (л/д/ 134).
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный в качестве доказательства наличия объективной стороны вменяемого административного правонарушения - акт ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" осмотра территории от 03.04.2020 б/н с приложением фотографий в количестве 2 штук не отвечает требования статьи 27.8 КоАП РФ, что лишает его доказательственного значения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания составлен и вынесено уполномоченными должностными лицами в рамках предоставленных полномочий
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), в соответствии с пунктом 2 которых под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами N 1156, в том числе в части графика вывоза.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении периодичности фактического предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в МКД N 10, 10/5, 12/1, 12/2, 12/3 по ул.Новой г. Оренбурга - нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 30.03.2020 по 03.04.2020.
В качестве доказательств совершения вменяемого правонарушения в материалы дела представлены акт ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" осмотра территории от 03.04.2020 б/н с приложением фотографий в количестве 2 шт., маршрут N 13 ОП "Оренбург", отчеты по посещению геозон.
Акт от 03.04.2020 б/н не принят судом первой инстанции в качестве доказательств, поскольку составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отсутствие понятых либо с применение видеозаписи.
Оценивая доказательственное значение Акта от 03.04.2020 б/н суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3).
Таким образом, положения статьи 26.2 КоАП РФ не ограничивают использование в качестве доказательства по делу только протокола (акта) осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Такими доказательствами могут являться любые фактические данные, подтверждающие событие административного правонарушения.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Таким образом, установленная КоАП РФ процедура проведения осмотра помещений, территорий юридического лица предполагает составление протокола осмотра с обязательным участием представителя юридического лица и двух понятых.
Однако, указанные требования применимы только к актам осмотра, осуществленного в ходе производства по административному делу.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено 08.05.2020 (т.1, л.д. 56), акт б/н составлен 03.04.2020, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении общества явились поступившие в ГЖИ по Оренбургской области из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки, расположенной, т.1, л.д. 45).
Таким образом, рассматриваемые акт от 03.04.2020 б/н не составлялся административным органом в рамках проведения административного расследования, а был представлен с материалами, поступившими от органа государственной власти, в связи с чем положения статьи 27.8 КоАП РФ неприменимы.
В связи с вышеизложенным у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания оценивать акт от 03.04.2020 б/н как недопустимое доказательство.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, периодичность их вывоза в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) должна осуществляться не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Как указывалось, ООО "Природа" вменяется нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 30.03.2020 по 03.04.2020.
Из акта от 03.04.2020 б/н следует, что по указанному адресу расположения контейнерной площадки 02.04.2020 и 03.04.2020 удаление крупногабаритных отходов не осуществлялось.
Так согласно фотоматериалам, приложенным к акту от 03.04.2020 б/н, следует, что 02.04.2020 имеется навал крупногабаритных отходов, 03.04.2020 на контейнерной площадке также имеются крупногабаритные отходы, зафиксированные ранее.
Указанное, по мнению административного органа, подтверждает наличие объективной стороны вменяемого обществу административной правонарушении.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что дата и время первичного обследования - 02.04.2020 в 13 час. 27 мин., а дата и время повторного обследования - 03.04.2020 в 09 час. 40 минут.
Таким образом, обследование проведено в период времени, не превышающий 24 часа, что не позволяет суду прийти к выводу об отсутствии факта ежесуточного вывоза КГО.
Иных доказательств (за исключением отчета о посещении геозон), что в указанные даты общество не вывозило ТКО, административным органом в материалы дела не представлено.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела отчета по посещению геозон специализированный транспорт ежедневно посещал контейнерную площадку. Доказательств того, что автомобиль, посещавший контейнерную площадку в указанные даты, не вывозил КГО либо не имел возможности их вывезти, материалы дела не содержат и административным органом в материалы дела не представлено. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом опрос свидетелей не производился, запросы в управляющую компанию не делались, невозможность вывоза КГО автомобилем, посещавшим котейнерную площадку, не устанавливалась. Более того, материалы дела не содержат и доказательств фактического наличия КГО в указанные дни и необходимость посещения в целях их вывоза именно ломовоза.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку у суда возникли обоснованные сомнения в совершении обществом вменяемого правонарушения по невывозу КГО с 30.03.2020 по 03.04.2020, то суд приходит к выводу о недоказанности административным органом в данной части события вменяемого обществу правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает недоказанным наличие в действиях общества события, объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 7.23 КоАП РФ, в связи с чем заявление общества правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-15191/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15191/2020
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд