г. Пермь |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А71-13972/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Савельевой Н.М., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного),
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 марта 2021 года
по делу N А71-13972/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного) (ОГРН 1091828000065, ИНН 1828018231)
к Администрации муниципального образования "Болгуринское" (ОГРН 1061828001465, ИНН 1804008756)
третье лицо: Соломенников Иван Иванович
о взыскании причинённого ущерба в размере 2 199 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление, Фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Болгуринское" (далее - АМО "Болгуринское", ответчик) убытков в сумме 2199 руб. 30 коп., образовавшихся в результате излишне выплаченной страховой пенсии по старости работнику Соломенникову Ивану Ивановичу (далее - Соломенников И.И.) за период с 01.03.2019 по 31.12.2019.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Соломенников И.И.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление приводит доводы о том, что АМО "Болгуринское" представлена отчетность по форме СЗВ-М (тип ИСХ) за март 2019 года в установленный законом срок 10.04.2019, в отчете Соломенников И.И. указан не был. 05.12.2019 АМО "Болгуринское" представлена отчетность с нарушением срока по форме СЗВ-М (тип ДОП) за март 2019 года, Соломенников И.И. в отчете указан застрахованным лицом. В связи с указанным., в период с 01.03.2019 по 31.12.2018 он считалась не работающим пенсионером, в связи с чем произошла индексация пенсии. Полагает, что суд не учел то обстоятельство, что любое застрахованное лицо, в том числе Соломенников И.И., вправе уволиться с места работы на один месяц, а затем снова устроиться на работу к тому же страхователю. Обязанность по отслеживанию статуса пенсионера - является ли он работающим, или нет, законодательно за ПФР не закреплена. Таким образом, с учетом того, что факт нарушения срока подачи отчета ответчиком установлен судом, в действиях АМО "Болгуринское" усматривается причинно-следственная связь причинения Управлению имущественного вреда. С 01.01.2019 размер пенсии был пересмотрен без индексации на основании сведений СЗВ-М. Таким образом, переплата пенсии Соломенникова И.И. с 01.03.2019 по 31.12.2019 составила 2199 рублей 30 копеек.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик не представил в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Соломенникова И.И. за март 2019 года в установленный срок, в результате чего в соответствии с частью 2.2 статьи 11 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27 - ФЗ) последний учтен истцом в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.
В порядке части 6 статьи 26.1 федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - закон N 400-ФЗ) истцом вынесено решение о выплате страховой пенсии Соломенникову И.И. с учетом индексации с 01.03.2019 г. по 31.12.2019 г. в соответствии с частью 3 статьи 26.1 закона N 400-ФЗ.
В связи с непредставлением ответчиком достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за март 2019 года только 05.12.2019, по мнению истца, из средств Пенсионного фонда излишне выплачена сумма страховой пенсии в размере 2 199 руб. 30 коп. за период с 01.03.2019 г. по 31.12.2019 г.
Добровольно ответчиком убытки истцу не возмещены.
Изложенные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика 2 199 руб. 30 коп. убытков.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающему пенсионеру, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Исходя из нормативных требований, отчетность по форме СЗВ-М за март 2019 года с типом "исходная" представлена 10.04.2019 на 8 застрахованных лиц. Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2019 года на 2 застрахованных лиц, в том числе Соломенникова И.И. представлены 05.12.2019.
Истцом за период с 01.03.2019 по 31.12.2019 произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Соломенникову И.И.
Между тем страхователем были своевременно представлены в Управление Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, за июль 2019 года, за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, за октябрь 2019 года, за ноябрь 2019 года, за декабрь 2019 года, в которых содержались сведения о всех работниках АМО "Болгуринское", в том числе и о Соломенникове И.И., что следует из сведений о сроках сдачи страхователем отчетности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Содержание отчетности страхователя по форме СЗВ-М за май 2019 года, за июнь 2019 года и последующие периоды объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Соломенникова И.И. в марте 2019 года.
Также из вышеизложенного суд первой инстанции верно пришел к выводу, что поскольку законом предусмотрена обязанность пенсионного фонда ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерам трудовой деятельности при принятии решения об индексации пенсии, следовательно, переплата пенсии возникла не из-за виновных действий работодателя-страхователя, а из-за неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.
Управление Пенсионного фонда не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме СЗВ-М за последующие периоды, то есть июнь 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, представленную своевременно), никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за март 2019 года.
Поскольку на момент принятия решения о выплате пенсии 26.12.2019 (с учетом индексации) Управление Пенсионного фонда располагало сведениями о застрахованном лице - пенсионере Соломенникове И.И. как фактически не прекратившего осуществление трудовой деятельности, основания для индексации получаемой пенсии отсутствовали. Истец, имея достаточные основания считать, что трудовая деятельность застрахованного лица - пенсионера в 2019 году являлась непрерывной, не обладал основаниями для индексации получаемой пенсии с 01.03.2019.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что причинно-следственная связь между действиями ответчиком и причиненным фонду вредом в виде излишне выплаченной пенсии отсутствует. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на АМО "Болгуринское" ответственности в виде возмещения убытков, Управлением Пенсионного фонда в данном случае не доказана.
Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, фондом в данном случае не доказана.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании законодательства о пенсионном страховании, судом апелляционной инстанции отклоняются.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина не распределяется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2021 года по делу N А71-13972/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13972/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: Администрация МО "Болгуринское"
Третье лицо: Соломенников Иван Иванович