25 мая 2021 г. |
Дело N А84-1296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Зарубина А.В., |
|
|
|
Мунтян О.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колбасовой К.И.,
при участии в судебном заседании:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арановского Вадима Николаевича, лично,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Главного контрольного управления города Севастополя;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арановского Вадима Николаевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.09.2020 по делу N А84-1296/2020 по иску Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя к Главе Крестьянского фермерского хозяйства Арановскому Вадиму Николаевичу о взыскании 1 750 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Главе Крестьянского фермерского хозяйства Арановскому Вадиму Николаевичу о взыскании 1 750 000 руб. - средств ранее полученного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.09.2020 исковые требования удовлетворены. С главы КФХ Арановского В.Н. в пользу Департамента взысканы средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройства в размере 1 750 000 руб.
Не согласившись с решением суда от 22.09.2020, глава КФХ Арановский В.Н. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апеллянт указывает, что земельный участок 91:01:034001:21 входит в состав активов крестьянского фермерского хозяйства, используется для выращивания сельскохозяйственных культур и является кормовой базой крестьянского хозяйства. На данном земельном участке ежегодно проводятся мероприятия, направленные сохранение почв и их плодородия, а также проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия в результате которого происходит деградация земель. Указал, что кроме того в представленном бизнес-плане нет сведений о том, что деятельность крестьянского хозяйства будет осуществляться исключительно на земельном участке с кадастровым номером 91:01:034001:21. Административное обследование участка проводилось по указанию истца работником Департамента Новик Е.В. без взаимодействия с правообладателем, путем проведения визуального осмотра, без доступа на земельный участок.
По мнению апеллянта, действующее законодательство не содержит запрета на взаимодействие глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе на совместное использование ими земельных участков.
Условия о казначейском сопровождении и санкционировании УФК по г. Севастополю операций со средствами гранта и единовременной помощи имеются в заключенном соглашении, что исключает возможность нецелевого использования денежных средств. Поскольку Департамент в одностороннем порядке не отказался от соглашения и не направил уведомление ответчику с требованием возвратить средства гранта в срок, установленный постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2019 N 255-ПП "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство", у главы КФХ Арановского В.Н. не было правовых оснований для возврата средств гранта.
Департамент 08.02.2021 направил заявление об изменении наименования Департамент сельского хозяйства города Севастополя на Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, к заявлению приложены копии Указа Губернатора города Севастополя N 90-УГ от 31.10.2020, положения о Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьей 124 АПК РФ, суд апелляционной инстанции изменил наименование истца.
В представленном отзыве Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя изложил свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании глава КФХ Арановский В.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Главное контрольное управление города Севастополя представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии с порядком предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП (в редакции, действовавшей в спорный период, далее Порядок N 131-ПП) глава КФХ Арановский В.Н. 10.10.2017 обратился в Департамент с заявкой на участие в конкурсном отборе участников подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии города Севастополя по предоставлению грантов и единовременной помощи от 31.10.2017 N 5, приказу директора Департамента от 08.11.2017 N 260, глава КФХ Арановский В.Н. признан победителем конкурсного отбора.
Между Департаментом и главой КФХ Арановским В.Н. заключено соглашение от 10.11.2017 N 32 "О предоставлении и использовании гранта и (или) единовременной помощи" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения фермер включен в состав участников программы "начинающий фермер" и ему определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - 1 500 000 руб., единовременная помощь на бытовое устройство -250 000 руб.
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что показателями результативности использования гранта является создание не менее 2 постоянных рабочих мест в году получения гранта.
В соответствии с подпунктом 3.3.1 пунктом 3.3 соглашения в течении 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на лицевой и расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный обзор бизнес-плану.
В соответствии с подпунктом 3.3.8 пункта 3.3 соглашения фермер обязуется использовать единовременную помощь только на цели, указанные в данном пункте.
Подпунктом 3.3.9 пункта 3.3 соглашения предусмотрена обязанность фермера соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные порядком.
Согласно подпункту 3.3.10 пункта 3.3 соглашения фермер обязан в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта произвести возврат и единовременной помощи на условиях и в порядке, установленных порядком, а также действующим законодательством РФ.
В соответствии с подпунктом 3.3.12 пункта 3.3 соглашения фермер обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг.
Подпунктами 3.3.13-3.13.14 пункта 3.3 соглашения предусмотрена обязанность фермера использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов (Приложение к соглашению); обеспечивать показания результативности использования гранта, указанных в пункте 1.3 раздела 1 соглашения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.1 Раздела 2 соглашения фермер обязан соблюдать условия предоставления гранта.
Департамент согласно пункту 3.4 соглашения вправе осуществлять самостоятельно или с органами государственного финансового контроля контроль за соблюдением фермером условий предоставления гранта; принимать меры по возврату в доход бюджета города Севастополя гранта и единовременной помощи в случае нарушения фермером условий предоставления гранта в соответствие с действующим законодательством РФ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 4.1 Соглашения).
Изменение и расторжение Соглашения осуществляется в соответствие со статьями 450-453 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Денежные средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство перечислены на расчетный счет главы КФХ Арановского В.Н. платежными поручениями от 07.12.2017 N 274930 на сумму 250 000 руб.; от 07.12.2017 N 275497 на сумму 1 500 000 руб.
Главным контрольным управлением города Севастополя в 2018 году в отношении Департамента проведено плановое контрольное мероприятие по вопросу законности, целевого и эффективного использования денежных средств, выделенных в рамках государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, за период с 01.01.2017 по 30.06.2018.
В ходе контрольного мероприятия проведена встречная проверка по вопросу подтверждения целевого использования средств гранта главой КФХ Арановским В.Н.
В связи с выявленными нарушениями в адрес Департамента направлено представление (далее - Представление, т.1, л. 106-110), пунктом 6 которого главе КФХ Арановскому В.Н. вменяется нарушение пункта 3.3 Порядка N 131-ПП, пункта 3.3.8 соглашения, в части израсходование средств гранта и единовременной помощи не на цели, предусмотренные заключенным соглашением, а также требование возвратить предоставленные меры государственной поддержки.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" от 14.10.2019 N 3 (далее - Комиссия по мониторингу), в том числе в результате анализа представленных документов в отчете об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.07.2019 N 3226, установлены следующие нарушения условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи:
1) Комиссией по мониторингу 19.08.2019 был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета, под N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:034001:21, на котором планировалось ведение деятельности (согласно соглашения б/н от 28.02.2017), а также указанному в Бизнес-плане "Создание, расширение, модернизация производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличение объема реализации птицеводства". В ходе осмотра вышеуказанного земельного участка признаков ведения деятельности главой КФХ Арановским В.Н. не обнаружено.
Старшим инспектором отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Новик Е.В. 20.09.2019 осуществлено административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером 91:01:034001:21, по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета, под N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2.
В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено: на основании визуального осмотра объекта земельных отношений, проведенного без взаимодействия с правообладателем и без доступа на обследуемый земельный участок, определено, что объект земельных отношений земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером РФ: 91:01:034001:21 имеет следы зарастания сорной растительностью, неиспользования в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Таким образом, главой КФХ Арановским В.Н. допущено нарушение пункта 3.3.1 Соглашения.
2) Главным контрольным управлением города Севастополя по результатам проведения контрольного мероприятия выявлено, что глава КФХ Арановский В.Н. ведет сельскохозяйственную деятельность совместно с КФХ Щербина И.А. и КФХ Ивановым Д.Г. на одном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, что отражено в акте "По итогам планового контрольного мероприятия Департамента сельского хозяйства города Севастополя, по вопросу законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках государственной программы "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, за период с 01.01.2017 по 30.06.2018" от 27.12.2018 N44 (далее - Акт).
По сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (выписка от 29.10.2018 N 91/001/017/2018-20288), земельный участок по адресу г. Севастополь, ул. Путейская, 24 (кадастровый номер 91:04:004002:282) площадью 609 кв. м, принадлежащий Александрову Александру Владимировичу, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Таким образом, в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельного участка, используют земельный участок по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, 24, не в соответствии с его целевым назначением.
На основании вышеуказанного Акта Комиссией по мониторингу был осуществлен выезд по адресу ведения деятельности главы КФХ Арановского В.Н.: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24.
Установлено, что глава КФХ Арановский В.Н. ведет свою деятельность совместно с главой КФХ Ивановым Д.Г. и главой КФХ Щербина И.А. на одном земельном участке, принадлежащем физическому лицу гражданину Александрову А.В.
Установлено, что главой КФХ Арановским В.Н. допущено нарушение абзаца 3 пункта 2.1 Раздела 2 Соглашения.
3) Реализация продукции КФХ Арановским В.Н. в соответствии с бизнес-планом предполагалась в ООО "Изумрудный город", о чем свидетельствует Соглашение о намерениях на заключение договора поставки товара от 05.08.2017. Согласно пункту 2.1 Раздела 2 предварительная стоимость сельскохозяйственной продукции, поставляемая главой КФХ Арановским В.Н., составляет 2 000 000 руб. в год.
Бизнес-планом установлена предполагаемая стоимость реализации произведенной продукции в размере 250 руб. за 1 килограмм мяса нутрии, а также 350 руб. за шкуру.
В таблице N 7 "Прогноз продаж и выручки от реализации продукции" Бизнес-плана указано, что в 3 кв. 2018 года объем реализации продукции 6,3 тонны на сумму 1 575 руб.
В разделе IV Показатели деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, получившего грантовую поддержку, Отчета об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.07.2019 N 3226 указано, что по состоянию на 01.07.2019 крестьянским (фермерским) хозяйством с начала года произведено продукции в денежном эквиваленте на 134 000 руб. Также в таблице отсутствуют данные о реализации произведенной продукции.
Установлено, что главой КФХ Арановским В.Н. не реализуется в полном объеме производственный Бизнес-план "Создание крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению и содержанию нутрий".
Установлено, что главой КФХ Арановским В.Н. допущено нарушение пункта 3.3.1 Соглашения.
4) Договор поставки N 00000000082179030002/4 от 08.04.2018 года (далее - договор поставки N 4). Договор поставки N 4 заключен между индивидуальным предпринимателем Холявицким Андреем Борисовичем и главой КФХ Арановским В.Н. Согласно товарной накладной от 08.04.2018 N 00000000082179030002/4 ИП Холявицкий А.Б. поставляет главе КФХ Арановскому В.Н. нутрии в количестве 10 штук на сумму 20 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 Плана расходов, являющимся неотъемлемой частью соглашения главой КФХ Арановским В.Н. утвержден расход средств гранта по направлению "Приобретение поголовья" в количестве 75 шт. на сумму 120 000 руб.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.4 Раздела 5 Порядка изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией. Так уменьшение закупки поголовья главой КФХ Арановским В.Н. не согласовано, что является нарушением требований Порядка. Установлено нарушение пункта 3.3.9 соглашения.
К договору поставки N 4 приложена квитанция к приходному кассовому ордеру от 09.04.2018 N 3 на сумму 20 000 руб. в подтверждение оплаты поставки товара (нутрия молодняк).
Не подтверждено исполнение требования пункта 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов.
Установлено нарушение пунктов 3.3.9, 3.3.12 Соглашения.
5) согласно договору поставки от 24.11.2017 N 00000000082179030002/1 (далее - договор поставки N 1), заключенному между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным Валерием Борисовичем и главой КФХ Арановским В.Н., поставщик обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель принять Товар, согласно Приложению к Договору. Приложением к договору является спецификация N 1 к договору поставки, адрес поставки товара: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24.
Согласно приложению глава КФХ Арановский В.Н. приобретает следующие товары:
- ангар металлический 8*30 в количестве 1 шт. на сумму 240 000 руб.;
- клетки для нутрий в количестве 14 шт. на сумму 210 000 руб.;
- печь (крематорий) в количестве 1 ед. на сумму 50 000 руб.;
- сетка металл 2,5*2,5 в ассортименте (комплект с крепежом) в количестве 400 м п. на сумму 50 000 руб.;
- холодильник Самсунг в количестве 1 ед. на сумму 60 000 руб.;
- генератор в количестве 1 ед. на сумму 50 000 руб.;
- зернодробилка в количестве 1 ед. на сумму 30 000 руб.;
- гранулятор в количестве 1 ед. на сумму 20 000 руб.
К договору поставки N 1 приложено платежное поручение от 12.01.2018 N 3 на сумму 639 000 руб. в подтверждение оплаты поставки товаров. Согласно Договору поставки N 1 сумма составила 710 000 руб.
В документах отсутствует подтверждение исполнения требования пункта 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов.
Таким образом, допущено нарушение пунктов 3.3.9, 3.3.12 соглашения.
6) Согласно пункту 1.1 договору подряда от 26.12.2017 N 00000000082179030002/4 (далее - Договор подряда N 4), заключенному между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным В.Б. и главой КФХ Арановским В.Н., предметом договора является выполнение следующих работ по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24 на общую сумму 65 000 руб.:
- подключение производственных и складских помещений на сумму 65 000 руб.
В то время как по статье плана расходов "Подключение производственных и складских помещений" утверждена сумма 90 000 руб.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.4 Раздела 5 Порядка изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией. Так уменьшение стоимости по статье "Подключение производственных и складских помещений" Главой КФХ Арановским В.Н. не согласовано, что является нарушением требований Порядка. Таким образом, главой КФХ Арановским В.Н. допущено нарушение п. 3.3.9 Соглашения.
Согласно пункту 5 Приложения N 3 к приказу Департамента от 18.08.2017 N 189 "Об утверждении форм отчетности для начинающих фермеров в рамках реализации соглашения о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Приказ N 189) при подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным, дорожной инфраструктуре представляются следующие документы: копии договоров; копии актов приемки выполненных работ (оказанных услуг); справки о подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, выданные уполномоченными организациями.
Комиссией установлено, что в представленном отчете отсутствует документ о подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, выданные уполномоченными организациями.
К договору подряда N 4 приложено платежное поручение N 7 от 12.03.2018 на сумму 39 949 рублей в подтверждение оплаты произведенных работ. Согласно Договору подряда N 64 сумма составила 65 000 руб.
В документах отсутствует подтверждение исполнения требования пункта 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов.
Установлено нарушение пункта 3.3.9, пункта 3.3.12 Соглашения.
7) Согласно договору подряда от 24.11.2017 N 00000000082179030002/1 (далее - Договор подряда N 1), заключенному между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным В.Б. и главой КФХ Арановким В.Н., предметом договора является выполнение работ, по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, на общую сумму 875 000 руб.:
- разработка проектной документации на сумму 67 500 руб.;
- строительство навозосборника на сумму 65 000 руб.;
- оборудования места забоя на сумму 40 000 руб.;
- оборудование помещения на сумму 80 000 руб.;
- оборудование помещения для хранения корма на сумму 80 000 руб.;
- оборудование территории наружным освещением на сумму 32 500 руб.;
- оборудование бассейна (для взрослых особей) на сумму 115 000 руб.;
- оборудование места для хранения шкур на сумму 120 000 руб.;
- земельные работы на сумму 275 000 руб.
Из вышеперечисленных работ, указанных в пункте 1.1 договора подряда N 1, не соответствуют утвержденному плану расходов следующие работы: оборудование помещения для хранения корма, оборудование территории наружным освещением, земельные работы, что является нецелевым расходованием средств гранта, а также нарушением пункта 3.3.13 Соглашения.
8) Согласно договору подряда от 01.03.2018 N 00000000082179030002/8 (далее - Договор подряда N 8), заключенному между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным В.Б. и главой КФХ Арановским В.Н., предметом договора является выполнение работ по строительству подсобного помещения (душа) на сумму 250 000 руб. по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24.
В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 3.3 Порядка N 131-ПП единовременная помощь выделяется на софинансирование затрат в целях приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения.
Строительство душа не соответствует вышеуказанному условию предоставления единовременной помощи на бытовое обустройство, так средства единовременной помощи направлены не по целевому назначению, что являются нарушением пунктов 3.3.8, 3.3.13 соглашения.
К договору поставки N 8 приложена квитанция к приходному кассовому ордеру от 29.04.2018 N 2 на сумму 249806,00 руб. в подтверждение оплаты за услуги (строительство подсобного помещения с хоз. блоком) согласно акту выполненных работ за март-апрель 2018 от 28.04.2018.
К договору поставки N 8 приложена квитанция к приходному кассовому ордеру N 8 от 28.04.2018 на сумму 249 806 руб. в подтверждение оплаты за услуги (строительство подсобного помещения с хоз. блоком) согласно Акту выполненных работ за март - апрель 2018 от 28.04.2018.
Таким образом, подтверждение оплаты строительства душа согласно Договору подряда N 8 не подтверждено документально.
В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 3.3 Порядка единовременная помощь выделяется на софинансирование затрат в целях приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения Строительство душа не соответствует вышеуказанному условию предоставления единовременной помощи на бытовое обустройство, так средства единовременной помощи направлены не по целевому назначению, что является нарушением пунктов 3.3.8, 3.3.13 Соглашения в части использования гранта и единовременной помощи на цели, указанные в плане расходов (Приложение к Соглашению).
По результатам проверки Комиссией по мониторингу принято решение рекомендовать Департаменту принять меры по возврату средств государственной поддержки в полном объеме.
Во исполнение вышеуказанного предписания Департамент сопроводительным письмом от 20.11.2019 N 7850/7 направил главе КФХ Арановскому В.Н. акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи от 20.11.2019 N 11 (далее - Акт о нарушении Соглашения от 20.11.2019 N 11, т.1, л. 152) с предложением в течение 10 рабочих дней устранить выявленные нарушения.
Акт о нарушении Соглашения от 20.11.2019 N 11 получен главой КФХ Арановским В.Н. нарочно, о чем свидетельствует отметка от 21.11.2019.
В адрес Департамента поступило письмо от 04.12.2019 N 5778 главы КФХ Арановского В.Н. о рассмотрении нарушений, изложенных в Акте о нарушении Соглашения от 20.11.2019 N 11.
Департаментом 13.12.2019 проведено заседание Комиссии по мониторингу, на котором было рассмотрено указанное письмо.
Согласно протоколу заседания Комиссии N 4 комиссия по мониторингу пришла к выводу о не устранении выявленных нарушений и приняла решение - рекомендовать Департаменту направить главе КФХ Арановскому В.Н. требование о возврате средств гранта и единовременной помощи в полном объеме.
Во исполнение вышеуказанного решения Департаментом предъявлено главе КФХ Арановскому В.Н. требование о возврате в течении 45 рабочих дней средств гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в полном объеме от 10.01.2020 N 57/7 (далее - Требование).
Требование получено главой КФХ Арановским В.Н. нарочно, о чем свидетельствует отметка от 14.01.2020.
Поскольку средства гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в срок до 18.03.2020 главой КФХ Арановским В.Н. не возвращены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно материалам дела в декабре 2017 года Департаментом была оказана главе ФКХ Арановскому В.Н. государственная поддержка в виде предоставления субсидии для развития крестьянского фермерского хозяйства в размере 1 500 000 руб. и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000 руб., из них: средства бюджета города Севастополя в размере 325 000 руб.; средства федерального бюджета в размере 1 425 000 руб.
Порядок предоставления спорного вида государственной поддержки регламентирован постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство", действовавший на момент заключения Соглашения (далее - Порядок N 131-ПП).
Главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств города Севастополя, осуществляющим предоставление грантов и (или) единовременной помощи в соответствии с Порядком, является Департамент сельского хозяйства города Севастополя.
В соответствии с пунктом 6.3. Порядка N 131-ПП получатель должен представлять в Департамент ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по формам, утверждаемым Департаментом;
- заверенные выписки из лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю, о движении по счету средств гранта и расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, о движении единовременной помощи и собственных средств в течение срока использования гранта и (или) единовременной помощи;
- копии документов, подтверждающих совершение сделки (ее этапов) по созданию имущества, выполнению работ (оказанию услуг), по перечню, устанавливаемому в разделе 3 настоящего Порядка;
- копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление средств гранта и (или) единовременной помощи;
- материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг).
Проверку соблюдения условий, целей и порядка, соответствующих условиям Соглашения, установленным при использовании средств гранта, их получателями осуществляет Департамент посредством рассмотрения документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка.
В случае установления фактов нарушения условий Соглашения, выявленных в результате проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля мероприятий по контролю, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя гранта и (или) единовременной помощи об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта и (или) единовременной помощи в бюджет города Севастополя в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в 2018 году в ходе контрольного мероприятия главным контрольным управлением города Севастополя проведена проверка по вопросу подтверждения целевого использования средств гранта главой КФХ Арановским В.Н. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В адрес Департамента направлено представление, пунктом 6 которого главе КФХ Арановскому В.Н. вменяется нарушение пункта 3.3 Порядка N 131-ПП, пункта 3.3.8 соглашения, в части израсходования средств гранта и единовременной помощи не на цели, предусмотренные заключенным соглашением, а также требование возвратить предоставленные меры государственной поддержки.
Во исполнение Представления Департаментом направлено главе КФХ Арановскому В.Н. уведомление (требование) от 15.03.2019 N 1668/7 о возврате средств субсидии в течении 45 рабочих дней в полном объеме.
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" изучен бизнес-план, рассмотрен отчет главы КФХ Арановского В.Н. об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.07.2019 N 3226, по результатам чего сделан вывод о том, что глава КФХ Арановский В.Н. допустил нарушение соглашения:
1) подпункта 3.3.1 пункта 3.3 Соглашения - в течении 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на лицевой и расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный обзор бизнес-плану.
2) подпункта 3.3.8 пункта 3.3 Соглашения - использовать единовременную помощь только на цели, указанные в данном пункте.
3) подпункта 3.3.9 пункта 3.3 Соглашения - соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные Порядком.
4) подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Соглашения - оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг.
5) подпункта 3.3.13 пункта 3.3 Соглашения - использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов (Приложение к Соглашению)
6) абзаца 3 пункта 2.1 Раздела 2 Соглашения - все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на Начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории города федерального значения Севастополя и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Начинающего фермера.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Довод апелляционной жалобы относительного того, что глава КФХ Арановский В.Н. осуществлял деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивал его в соответствии с условиями бизнес-плана, представленного на конкурсный обзор, в котором нет сведений о том, что деятельность крестьянского хозяйства будет осуществляться исключительно на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская. 24 (кадастровый номер 91:04:004002:282), отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Глава КФХ Арановский В.Н. в рамках заключенного соглашения, принял на себя обязательство развивать крестьянское (фермерское) хозяйство на земельном участке, указанном в бизнес-плане, представленном в Департамент на конкурсный отбор, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орловского сельского совета, под N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:034001:21, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства, площадью 1,2485 Га.
Однако указанное обязательство главой КФХ Арановским В.Н. не исполнено.
Как следует из материалов дела, в акте административного обследования объекта земельных отношений с кадастровым номером 91:01:034001:21 установлено, что объект земельных отношений имеет следы зарастания сорной растительностью, неиспользования в сельскохозяйственном производстве; не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Довод апеллянта о необъективности выводов, изложенных в акте административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2, поскольку обследование объекта земельного участка осуществлено без взаимодействия с правообладателями объектов, суд отклоняет, учитывая следующее.
Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 (далее - Правила N 251).
В соответствии с пунктом 2 ПравилN 251 при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Таким образом, доводы апеллянта о необъективности выводов, изложенных в акте административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2 являются несостоятельными.
Как указано в бизнес-плане (Раздел 4 Резюме) глава КФХ Арановский В.Н. подготовил проект создания и развития фермерского хозяйства, специализирующийся по разведению и содержанию нутрий. Площадь земельного участка, планируемого к использованию под проект составляет 1,2485 га, находящегося у главы КФХ Щербина И.А. в аренде" (т. 1 л.д. 42), а также в заявке на участие в конкурсном отборе (пункт 19) "На момент подачи заявки в аренде заявителя находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обшей площадью 1,2485 га" (т. 1 л.д. 32).
Ответчик был признан победителем конкурсного отбора, в том числе, на том основании, что представленный на конкурсный отбор бизнес-план соответствовал критериям раздела 2 Порядка N 131, то есть с учетом того факта, что развитие крестьянского (фермерского) хозяйства будет осуществляться именно на указанном в бизнес-плане земельном участке.
Судом установлено, что бизнес-план не содержит в себе сведений о том, что отдельные его этапы будут реализовываться на каких-либо иных земельных участках. Сведений о том, что реализация бизнес-плана будет осуществляться на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская. 24 (кадастровый номер 91:04:004002:282), не имеется.
Следует отметить, что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, на земельном участке с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" (код 2.1) допускается: "Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек".
Из указанного следует недопустимость разведения нутрий (сельскохозяйственных животных) на землях с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" (код 2.1), в отличие от земель с видом разрешенного использования "Для ведения личного крестьянского хозяйства" - "животноводство" (код 1.7).
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение подпункта 3.3.1 пункта 3.3 Соглашения ответчик не выполнял работы в соответствии с условиями бизнес-плана. Надлежащие доказательства, свидетельствующие о правомерности реализации ответчиком бизнес-плана на земельном участке, расположенном на ином объекте, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24 (кадастровый номер: 91:04:004002:282), в материалы дела не представлены.
В силу статьи 282 БК РФ изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
По смыслу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (Определение ВС РФ от 27.11.2018 N 306- КГ18-19529).
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Подписав соглашение о предоставлении субсидии, глава КФХ Арановский В.Н. выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Таким образом, апеллянт взял на себя обязанность, в том числе по исполнению Соглашения в строгом соответствии с бизнес-планом, который был рассчитан для ведения сельско-хозяйственной деятельности и предоставлен на конкурс в Департамент.
Поскольку порядок предоставления и возврата субсидий нормативно определен, получатель субсидии, действующий разумно и добросовестно, с обычной осмотрительностью (абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ), имеет возможность проверить и оценить условия возврата субсидии.
Учитывая, что глава КФХ Арановский В.Н. в порядке статьи 65 АПК РФ не представил надлежащие доказательства исполнения условий Соглашения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование Департамента о возвращении средств субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 750 000 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в порядке процессуального правопреемства произвести замену истца по делу N А84-1296/2020 с Департамента сельского хозяйства города Севастополя на его правопреемника - Департамент сельского хозяйства и потребительного рынка города Севастополя.
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.09.2020 по делу N А84-1296/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арановского Вадима Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1296/2020
Истец: Департамент сельского хозяйства г. Севастополя, ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Арановский Вадим Николаевич
Третье лицо: Главное контрольное Управление города Севастополя