г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-186165/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-186165/20
по заявлению: ООО ЖУЛЕБИНО"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ"
о признании незаконным уведомление от 06.07.2020 г., об обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
Андреева В.О. по доверенности от 17.08.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по доверенности от 05.05.2021.; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 06.07.2020 г. N 77-0-1-71/3135/2019-1268, N 7/005/263/2019-4142. Суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве восстановить нарушенные права заявителя в течении 10 дней с момента вступления решения суда путем осуществления государственной регистрации Договора аренды нежилого помещения от 01.02.2019 N ПВ-2/2019/А-01-2019/612.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, Управления явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, 01 февраля 2019 года между ООО "Жулебино" и ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" подписан договор аренды нежилого помещения от 01.02.2019 N ПВ-2/2019/А-01-2019/612, впоследствии сторонами также было подписано Дополнительное соглашение N 1 от 16 декабря 2019 г. В соответствии с условиями Договора и Дополнительного соглашения к нему во владение и временное пользование ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" было передано нежилое помещение, общей площадью 267 кв. м, расположенное на первом этаже здания по адресу: г. Москва, р-н Выхино-Жулебино, ул. Привольная, д. 65/32. Переданное в аренду Помещение является частью нежилого помещения, кадастровый номер 77:04:0005008:2205, принадлежащего ООО "Жулебино" на праве собственности, что подтверждается записью N 77:04:0005008:2205-77/019/2017-2 от "06" апреля 2017 в Едином государственном реестре недвижимости. Стороны приложили к договору поэтажные планы, содержащие графическое описание помещений, что позволяет с должной степенью достоверности идентифицировать объект аренды.
Таким образом, объект аренды сторонами определен. Споров по поводу имущества, являющегося объектом договора аренды, между его сторонами не имеется, у сторон договора аренды его идентификация в договоре аренды никаких сомнений не вызывает. Перечисленные данные позволяют определенно установить имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды.
Договор аренды заключен на срок 10 лет с даты подписания сторонами Акта приема-передачи помещения (п. 1.3. Договора), а следовательно, указанный Договор подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 11.1. Договора обязанность по осуществлению государственной регистрации Договора лежит на Арендодателе.
Заявителем в МФЦ Обручевского района на государственную регистрацию был предоставлен договор аренды (совместно с дополнительным соглашением), а также пакет иных необходимых документов, что подтверждается Описью документов, принятых для оказания государственных и муниципальных услуг N 77/005/263/20194142 от 24 декабря 2019 года, а также предоставлен технический план арендуемого помещения, что подтверждается Описью N 77-0-1-71/3135/2019-1268 от 24 декабря 2019 г.
По результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации договора аренды, а также приложенных к нему документов, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды, государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости N 77/005/263/2019-4142, N 77-0-1-71/3135/2019-1268 от 10 января 2020 года.
В качестве оснований для приостановления государственной регистрации в Уведомлении были указаны следующие причины:
1. Не предоставлены документы, подтверждающие полномочия начальника управления кредитования Тульского отделения N 8604 ПАО Сбербанк Р.Л. Лоскутова на подписание письма от 10.01.2019 г. о согласовании заключения договора аренды.
2. Решение единственного участника ООО "Жулебино" от 21.01.2019 г. об одобрении сделки предоставлено в отношении арендуемой площади помещения 249,5 кв. м в то время как в соответствии с условиями Договора (в ред. Дополнительного соглашения N 1 от от 16 декабря 2019 г.) площадь арендуемого помещения 267,0 кв. м.
3. Технический план, подготовленный в отношении арендуемого помещения, площадью 267,0 кв. м не соответствует Требованиям к составлению технического плана (далее также - "Требования"), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а именно сведения в графической части технического плана указаны в нарушение п. 52 Требований.
Заявителем во исполнение требований указанного Уведомления в Межмуниципальный отдел регистрации недвижимости по Восточному и Юго-Восточному административным округам города Москвы были предоставлены следующие документы:
1. Технический план помещения;
2. Решение единственного участника ООО "Жулебино" об одобрении сделки от 15 января 2020 г.
3. Копия доверенности от 24.12.2018 N 8604/93-Д, выданной Шестаковым А.А. в порядке передоверия, подтверждающая полномочия Лоскутова Р.Л. на подписание согласия залогодержателя (ПАО "Сбербанк России") на заключение договора аренды, а также копия доверенности N СРБ/397-Д от 11.12.2018 подтверждающая полномочия Шестакова А.А. Предоставление указанных документов подтверждается Распиской N 77-0-169/3001/2020 от 31 января 2020 г.
Уведомлением от 06 февраля 2020 года Заявителю было отказано в снятии приостановления государственной регистрации договора аренды. В качестве причин отказа в снятии приостановки указано, что предоставленные дополнительные документы не устраняют причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, указанные в уведомлении от 10 января 2020 г., а именно по причине того, что технический план не соответствует Требованиям к составлению технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 - сведения в графической части технического плана указаны в нарушение пункта 52 Требований.
Заявителем 11 марта 2020 года в МФЦ района Обручевский ЮЗАО был предоставлен исправленный технический план, что подтверждается Описью N 77-0-171/3160/2020-225.
Уведомлением от 18 марта 2020 года Заявителю было отказано в снятии приостановления государственной регистрации договора аренды. В качестве причин отказа в снятии приостановки указано, что предоставленные дополнительные документы не устраняют причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, указанные в уведомлении от 10 января 2020 г. по причине того, что технический план не соответствует Требованиям к составлению технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а именно нарушены пункты 34, 52, 62 Требований.
Впоследствии заявителем 22 июля 2020 года было получено уведомление об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости от 06 июля 2020 года, в котором в качестве причины отказа государственный регистратор указывает на неустранение Заявителем ранее указанных причин, послуживших основанием для приостановления заявленного регистрационного действия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 и 2 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости и необходимых документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого нрава и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды послужило то, что предоставленный Заявителем на регистрацию технический план помещения не соответствует Требованиям к составлению технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава и сведений содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в частности совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания без соответствующего заявления.
Основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ и в корреспонденции с частью 5 статьи 44 Законом N 218-ФЗ является сам договор аренды.
В ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о передаваемой в аренду части нежилого помещения, так как право собственности на него было ранее зарегистрировано в ЕГРН. Нежилое помещение было ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Сведения о нежилом помещении и о его частях, содержавшиеся в ЕГРН на сегодняшний момент являются актуальными.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу указанного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Законом N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Арендодатель и арендатор в соответствии со ст. 607 ГК РФ исчерпывающе указали в договоре аренды и дополнительном соглашении к нему все данные, позволяющие определенно установить часть нежилого помещения, подлежащую передаче арендатору в качестве объекта аренды. Указанные в договоре аренды данные содержаться в ЕГРН. Оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды не имеется.
Данная позиция согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73, а именно: "Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным."
В п. 25 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" указано, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графический и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора согласован сторонами.
В настоящем случае, сведения о передаваемых по договору аренды Помещениях содержатся в ЕГРН, а также Заявителем в Управление представлен подписанный сторонами документ, содержащий как графическое, так и текстуальное описание передаваемых в аренду помещений.
Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.11.2016 г.: "Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания свойствами обособленности и изолированности. Описание части обладает объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения)".
В данном случае заявитель обратился в Управление с целью регистрации договора аренды части нежилого помещения, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части нежилого помещения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть без соответствующего заявления и представления дополнительных документов.
Таким образом, в силу положений Закона о регистрации у Заявителя отсутствовала обязанность по предоставлению документов, предусмотренных частью 4 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Поскольку судом установлено, что регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указанные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, то отказ в государственной регистрации являются необоснованными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Москве не соответствует требования закона, нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении своей деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-186165/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186165/2020
Истец: ООО "ЖУЛЕБИНО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО БАНК "ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ОТКРЫТИЕ"