26 мая 2021 г. |
А79-9006/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хамарл-ял" (ИНН 2130107051, ОГРН 1122130009682) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.03.2021 по делу N А79-9006/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хамар-ял" о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии от 13.02.2020 N 110 и решения от 26.08.2020.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) поступила информация о розничной продаже табачных изделий в кафе "Дуэт" по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 90 корпус 1, принадлежащему обществу с ограниченной ответственностью "Хамар-ял" (далее - Общество), расположенном на расстоянии менее 100 метров от муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 57".
В ходе проверки Управлением установлено, что реализация табачных изделий проводится в кафе через кассу, запас табачных изделий хранится в картонных коробках за барной стойкой. Табачная продукция реализуется наборами. В набор входят сигареты и спички. На барной стойке имеется перечень с указанием наименования табачной продукции и цены.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении него протокол от 17.12.2020 N 1321 и 13.02.2020 вынесло постановление N 110 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением руководителя Управления от 26.08.2020 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с названными постановлением и решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением от 26.03.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Указывает, что торговая деятельность и услуги общественного питания рассматриваются как разные товарные рынки и реализация табачной продукции в кафе не является розничной продажей.
Считает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Управления отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" под табачными изделиями понимаются продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение; образовательная организациям - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организациям, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
В целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от любой точки границы территории образовательных учреждений. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения. Следовательно, нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением требований пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона N 15-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 26.09.2019 в кафе "Дуэт", расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д.90 корпус 1, принадлежащем Обществу, находились в реализации табачные изделия на расстоянии 42.5 м по прямой линии без учета искусственных и естественных преград до образовательного учреждения.
Измерения проводились специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" с использованием дальномера лазерного Leica DISTO D2, зав. N 1280421079 (свидетельство о поверке N5912783 от 27.03.2019).
Факт реализации табачных изделий подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 17.12.2019 N 1321.
Согласно публичной кадастровой карте г. Чебоксары, размещенной на общедоступном сайте (tgrp365.ru), расстояние от вышеуказанного магазина до ближайших точек, граничащих с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг по прямой линии без учета искусственных и естественных преград, составляет менее 100 метров.
При этом у Общества имелась возможность для соблюдения ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению названных норм.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Доводы Общества о том, что торговая деятельность и услуги общественного питания рассматриваются как разные товарные рынки и реализация табачной продукции в кафе не является розничной продажей, а также, что ГОСТ 30389-2013 обязывает иметь сопутствующий товар - табачные изделия обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания предприятия общественного питания классификация и общие требования" кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. Бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Из смысла указанных пунктов ГОСТ 30389-2013 следует, что кафе и бары как предприятия (объекты) питания осуществляют реализацию, в том числе, и покупных товаров. В рассматриваемом случае табачные изделия относятся к покупным товарам, так как не производятся самими предприятиями (объектами) питания. Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Общество как предприятие общественного питания, реализовав табачные изделия (покупной товар) с нарушением требований, установленных Законом N 15-ФЗ, совершило правонарушение, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также обосновано не принята судом первой инстанции ссылка заявителя на письмо от 02.04.2019 N ПГ-15-2471 Министерства промышленности торговли Российской Федерации, что оказание услуг общественного питания и розничная торговля являются различными видами предпринимательской деятельности, соответственно, оказание услуг общественного питания в кафе и баре относится к розничной торговле, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено. Срок давности не нарушен.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя жалобы малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд апелляционной инстанции не усматривает и оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду наличия угрозы причинения вреда здоровью несовершеннолетних лиц.
Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.03.2021 по делу N А79-9006/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хамарл-ял" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9006/2020
Истец: ООО "Хамар-ял"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд, Харитонов Виктор Ильич