г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-23623/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Проценко А.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Некоммерческой организации "Благотворительный фонд психологической, медицинской и социальной реабилитации населения "Гармония"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2021
по делу N А40-23623/20, принятое судьей Васильевой И.А.,
по иску Некоммерческой организации "Благотворительный фонд психологической, медицинской и социальной реабилитации населения "Гармония" (ОГРН 1037739715254)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки и об обязании произвести перерасчет,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Иванухина М.Б. по доверенности от 02.12.2019, диплом N ВСВ 0453158 от 03.07.2004;
от ответчика и от третьего лица: Ладугина Е.А. по доверенностям от 23.12.2020, и от 11.11.2020 диплом N 107727 0001329 от 19.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Благотворительный фонд психологической, медицинской и социальной реабилитации населения "Гармония" (далее - истец, Организация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании права на применение льготной ставки аренды, в виде предоставления льготной ставки арендной платы за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 1.990 руб. 62 коп., с 01.01.2017 по 22.08.2019 в размере 2.189 руб. 68 коп за 1 кв.м. в год по договору аренды N 01- 01061/06 от 01.09.2006, об обязании произвести перерасчет.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2021 по делу N А40-23623/20 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, заявленные в его апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, указав на несостоятельность доводов, содержащихся в ней.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.09.2006 между Организацией (арендатором) и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности г. Москвы N 01-01061/06 (далее- Договор).
По условиям Договора арендатору во временное владение и пользование за плату переданное нежилое помещение общей площадью 370,30 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Коммунистическая, д. 11 (подвал, пом. I, комн. 1-11, пом. И, комн. 1, пом. III, комн. 1- 5), в целях использования под офис.
Срок действия Договора установлен с 01.07.2006. по 30.06.2011.
Дополнительным соглашением от 02.02.2012 г. стороны продлили Договор по 30.06.2016.
На основании ст. ст. 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Организация неоднократно обращалась с заявлениями о применении льготной ставки за предыдущие годы (исх. N 12 от 22.02.2019 г., от 10.04.2019 г., от 14.08.2019 г., от 13.09.2019 г.).
При получении расчета сумы задолженности по арендной плате за период с 01.12.2014 по 25.09.2019 ответчика, истцом было установлено, что ответчиком ставка увеличена не была, поскольку Фонд об увеличении арендной ставки уведомлен не был.
На обращение Организации от 14.08.2019 о применении льготной ставки Департаментом 27.08.2019 г. был дан ответ N ДГИ-1-68158/19-1, что ввиду нарушений, выявленных осмотром от 26.02.2019 г. (часть помещения используется сторонними пользователями и выявлено наличие переустройства (перепланировки), не затрагивающего капитальные стены) право на применение льготной ставки арендной платы в размере 4.500 руб. 1 кв.м. в год арендатором утрачено и с 01.01.2019 г. применяется арендная ставка в размере рыночной 7.663 руб. 90 руб. 1 кв. м. год без учета НДС. при оплате арендной платы следует руководствоваться уведомлениями от 28.12.2018 г. N 33-6-309480/18-(0)-1, N 33-6- 309480/18-(0)-2, к ответу были приложены данные уведомления
Истец, полагая, что произведенные ответчиком расчеты не обоснованы, обратился с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти, истец был зачислен 23.08.2019, в связи с чем, право на получение льготной ставки согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП у него возникло именно с этой даты.
Также суд указал, что, что ответчиком был выявлено наличие переустройства арендованного помещения, проведенного без соответствующих разрешений и согласований, что в силу п. 3.3.1.11. Постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП лишает арендатора права на применение льготной ставки арендной платы.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с п.20 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.
Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление.
Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Между тем, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Условиями договора стороны предусмотрели возможность изменения порядка начисления арендной платы в одностороннем порядке арендодателем в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы.
Согласно п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические а свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
Пункт 2 ст.424 ГК РФ исключает возможность одностороннего изменения цены, установленной в договоре.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях.
Согласно п. 9 Приложения N 1 к Постановлению N 809-ПП ставка арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (3500 руб. за кв. м в год), устанавливается социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имеющим регистрационное свидетельство участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти при осуществлении деятельности из числа видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Таким образом, для предоставления арендатору права на получение льготной ставки арендной платы, последний обязан доказать факт соответствия установленным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП критериям, в том числе и включение Организации Реестр негосударственных некоммерческих организаций
Как верно установлено судом первой инстанции истец был включен в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти 23.08.2019, а, следовательно, именно с указанной даты у Организации возникло право на применение льготной ставки арендной платы.
Учитывая, что истец просил признать в судебном порядке право на применение льготной ставки аренды, в виде предоставления льготной ставки арендной платы за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 1.990 руб. 62 коп., с 01.01.2017 по 22.08.2019, то есть до включения в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти, то Арбитражный суд г. Москвы правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Также судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам заявителя жалобы Арбитражный суд г. Москвы верно установил, что с 26.02.2019 арендатор утратил право на применение льготной ставки
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В том случае, если арендатор перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 809-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Как верно установлено судом первой инстанции, осмотром арендуемого помещения, проведенным 26.02.2019, было установлено, что часть помещения используется сторонними пользователями в нарушение целей предоставления помещения, в том числе под склад и торговые цели. Этим же осмотром подтверждается наличие выявленного переустройства, проведенного без соответствующих разрешений и согласований.
Согласно п. 3.3.1.15. Постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП. арендатор имеет право сдавать арендуемый объект нежилого фонда в субаренду, а также использовать право аренды в качестве предмета залога, паевого взноса, вклада в уставный (складочный) капитал юридических лиц, передавать полностью или частично свои права по договору аренды третьим лицам только с предварительного письменного согласия арендодателя 08.04.2019 Департаментом была направлена претензия в адрес истца с требованием устранить выявленные нарушения.
В соответствии с п. 4(1).5. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, в случае передачи без согласия арендодателя нежилого помещения (части нежилого помещения), предоставленного в аренду на льготных условиях, в субаренду Департамент городского имущества города Москвы обеспечивает перерасчет арендной платы по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, с даты выявления в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы факта нарушения и до окончания срока действия договора аренды.
При повторном выявлении либо неустранении арендатором в установленный срок такого нарушения договор аренды подлежит расторжению по инициативе арендодателя в установленном порядке с уплатой штрафа в размере установленной на соответствующий год ставки арендной платы.
На основании п. 3.3.1.11. Постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, в случае нарушения, предусмотренного подпунктами "б", "в", "г" и "д" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, арендатор утрачивает право на применение ставки арендной платы, установленной подпунктом "в" пункта 3.3.1.9 настоящего Положения.
В случае нарушения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
Согласно уведомлениям N N 33-6-309480/18-(0)-1, 33-6-309480/18-(0)-2, на 2019 год истцу была установлена арендная ставка на указанную площадь помещений в размере 7.663,90 руб.
Следовательно, в период с 26.02.2019 по 22.08.2019 у истца отсутствовало право на поучение льготной ставки.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 февраля 2021 года по делу N А40-23623/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23623/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ "ГАРМОНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ