г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-131175/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-131175/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН1037739510423 )
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление), изложенное в уведомлении от 03.07.2020 N -N 77-0-1-71/3121/2020-985, 77/017/247/2020-2100, 77/017/247/2020-2106, 77/017/247/2020-2108, 77/017/247/2020-2112, 77/017/247/2020-2098, 77/017/247/2020-4571 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0007010:1021, имевшего адресный ориентир: г. Москва, ул. Красный Казанец, д. 6, стр. 3 и расположенных в указанном здании помещений, об обязании.
Решением суда от 09.12.2020 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0007010:1021, имевшего адресный ориентир: г. Москва, ул. Красный Казанец, д. 6, стр. 3, и расположенных в указанном здании помещений в соответствии с решением Пресненского районного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу 2-6738/2019, которым установлен факт, имеющий юридическое значение, а именно факт отсутствия объекта -нежилого здания, имевшего адресный ориентир: г. Москва, ул. Красный Казанец, д. 6, стр. 3, кадастровый номер 77:03:0007010:1021.
Управлением Росреестра по Москве уведомлениями от 03.07.2020 N 77-0-171/3121/2020-985, 77/017/247/2020-2100, 77/017/247/2020-2106, 77/017/247/2020-2108, 77/017/247/2020-2112, 77/017/247/2020-2098, 77/017/247/2020-4571 в снятии с кадастрового учета было отказано в связи с отсутствием в резолютивной части решения Пресненского районного суда города Москвы информации о том, что решение суда является основанием для снятия с государственного кадастрового учета заявленного объекта недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Указанные причины отказа не соответствуют действующему законодательству о государственном кадастровом учете, принципам ведения государственного кадастрового учета, а также нарушают права города Москвы, Департамента как собственника земельного участка, на котором учтен несуществующий объект недвижимости.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ к полномочиям суда отнесено установление фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 268 ГПК решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Кроме того, в соответствии со ч. 1, ст. 235 право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с п.7, ч.4, ст. 8 в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;
В соответствии с п.2, ч.5, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН.
Вместе с тем, перечень лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета, на момент обращения с советующим заявлением законодательно не был определен.
Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в частности, часть 2 статьи 15 (Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав) дополнена пунктами и 2.1 - 2.2 соответственно. Законодателем к лицам по заявлению которых осуществляется кадастровый учет и регистрация прав также отнесены:
- собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника;
- орган государственной власти или орган местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника;
Таким образом, законодателем был определен перечень лиц, которые вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета снесенного объекта недвижимости, не обремененного правами, который не был определен на момент подачи заявления.
- Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденном постановлением Постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, в том числе, по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Решениями Пресненского районного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу N 02-6738/2019 установлен факт отсутствия объекта недвижимости - нежилого здания площадью 292,2 кв.м., кадастровый номер 77:03:0007010:1021, имевшего адресный ориентир: г. Москва, ул. Красный Казанец, д. 6, стр. 3, кадастровый номер 77:03:0007010:1021.
Судебный акт вступил в силу 21.01.2020. Управление Росреестра по Москве было привлечено к рассмотрению дел в качестве третьего лица.
Таким образом, установление судом юридического факта отсутствия объектов недвижимости порождает у Управления обязанность по внесению достоверных сведений об отсутствии объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости и соответственно снятию их с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства, установленные вступившими в силу решениями суда об установлении факта отсутствия объектов недвижимости, имеют преюдициальный характер.
Наличие в реестре сведений об отсутствующих в физическом мире объектах недвижимости, потерявших все физические свойства, препятствует осуществлению нормальной хозяйственной деятельности, нарушает права собственника земельного участка - города Москвы, препятствует достоверному налогообложению, а также создает опасность незаконного создания схожего со сведениями ЕГРН объекта в отсутствии разрешительной строительной документации и контроля со стороны компетентных органов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в снятии с кадастрового учета указанного объекта.
При этом согласно п.5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-131175/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131175/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Росреестра