г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А41-69445/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "КРОНА" (ОГРН: 1065018035720, ИНН: 5018111134))- Карпова Н.Ю. представитель по доверенности от 22.03.21 г., Нечаев В.Н. генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ от 26.10.20 г.;
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468)- Махарадзе М.А. представитель по доверенности от 28.12.20 г.;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРОНА" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2021 года по делу N А41-69445/20,
по иску ООО "КРОНА" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КРОНА" (далее - ООО "КРОНА") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) с требованиями: - 1. Признать недействительным отрицательное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов от 28 февраля 2020 г.;
2. Отменить приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 28 февраля 2020 года N 29П-552;
3. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области утвердить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. (л.д. 2-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2021 года по делу N А41-69445/20 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 48-50).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "КРОНА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства Московской области и г. Москва и ООО "КРОНА" заключен договор аренды лесных участков N 50- 0362-04-08-0804 от 29 сентября 2008 года.
Правопреемником арендодателя является Комитет лесного хозяйства по Московской области на основании постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области". ООО "КРОНА" арендует лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.
Участок расположен по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, Московское учебно-опытное лесничество, Учебно-опытное участковое лесничество, квартал N 198 выдел 2,2а,2б,2в,2г,2д,2е,2ж, кадастровый номер земельного участка 50:13:000000:0021, площадью 6,0 га.
В соответствии с договором аренды, ООО "КРОНА" в 2007 году разработан проект освоения лесов, на который 13 августа 2008 года Приказом N 375 Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственно экспертизы по проекту освоения лесов, переданных в аренду ООО "Крона".
Арендатором лесного участка в 2019 году были представлены заявления с откорректированными проектами освоения лесов от 22 марта 2019 г., 11 сентября 2019 г., 09 декабря 2019 г., 03 июля 2020 г.,
02 сентября 2020 г. Комитетом лесного хозяйства вынесен приказ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы приказом от 28 февраля 2020 года N 29П-552.
Полагая, что данное отрицательное заключение вынесено незаконно, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что истец не представил доказательств в обоснование заявленных требований. При этом указал на пропуск срока исковой давности по заявленным требованиям.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
На основании части 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", Приказом Комитета N 26П-2987 от 14.12.2018 утвержден новый лесохозяйственный регламент Московского учебно-опытного лесничества Московской области (введен в действие 01.01.2019). Лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования лесными участками (ст.24,51,61 ЛК РФ)
В соответствии с условиями договора арендатор принял обязанность разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проект освоения лесов - это документ, устанавливающий цели использования арендатором лесного участка, взятого в аренду у арендодателя и мероприятия, которые арендатор должен провести на лесном участке.
Также проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного освоения лесов и их добровольного использования. В силу ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки), проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов.
Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 2 и 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов), государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертиза - это анализ, специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса, требующее специальных знаний, проводимое привлеченными специалистами (экспертами) или экспертной комиссией, завершаемое принятием акта или мотивированного заключения.
В соответствии с пунктом 12 Положения о Комитете лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 "Об установление штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" (далее - Положение о Комитете), к полномочиям Комитета относится проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектов освоения лесов, в том числе утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Отрицательное заключение оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
На основании вышеизложенного, ООО "КРОНА" обратилось в Комитет с заявлением (Вх. N 29 ОТ-45960 от 09.12.2019) о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
По результатам рассмотрения представленного проекта освоения лесов, Приказом Комитета от 28.02.2020 N 29П-552 утверждено отрицательное заключение.
Основанием является: - тематические лесные карты к табл. 3.1 и 5.2 не соответствуют данным таблицам в части количества пунктов сосредоточения пунктов противопожарного инвентаря; - в нарушение пунктов 8 и 9 "Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62, таблица 4.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке" рассматриваемого проекта освоения лесов, а также тематическая лесная карта-схема к ней, не соответствуют проекту освоения лесов, получившему ранее положительное заключение государственной экспертизы (Приказ N 375 от 13.08.2008); - тематическая лесная карта к таблице 4.1 не соответствуют Проекту в части конфигурации и местоположения объектов (веранды, беседки, площадки для занятия спортом); - в таблице 4.1 приведена некорректная характеристика объекта "дом для отдыха".
В силу подраздела 19 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки' (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) "Осуществление рекреационной деятельности" включает в себя: - основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом; функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта); - ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка, повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более 3 гектаров); - проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности, - характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (тематическая лесная карта); - влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка; - размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).
В соответствии с п.9 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2012 N 23634) лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: - составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; - осуществлять использование лесов в соответствии с проектом Освоения лесов; - соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; - осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; - в соответствии с частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации рекультивировать земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; - соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах; - в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию; - в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов; - в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране и защите лесов; - в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предоставлять в государственный лесной реестр в установленном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации; - выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В нарушение пунктов 8 и 9 "Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62, таблица 4.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке" рассматриваемого проекта освоения лесов, а также соответствующая тематическая лесная карта-схема, не соответствуют проекту освоения лесов, получившему ранее положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва N375 от 13.08.2008 в части наименования и конфигурации существующих объектов.
Таким образом, ссылка Заявителя, на отсутствие оснований к оформлению отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, несостоятельна.
Кроме того, Комитет в письменном отзыве заявил ходатайство о пропуске заявителем срока на обращение в суд.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие).. не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. 28.02.2020 Комитетом утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы.
Письмом от 04.03.2020 N Исх-5107/29-14 Комитет уведомил об этом Общество. Согласно сведениям официального сайта Арбитражного суда Московской области https://kad.arbitr.ru/ заявление ООО "Крона", зарегистрировано судом 02.11.2020, соответственно спустя более 6,5 месяцев с момента получения отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Таким образом, Заявителем пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований
.Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2021 года по делу N А41-69445/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69445/2020
Истец: ООО "КРОНА"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области