г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-258283/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-258283/20
по заявлению ООО "СКФ ГЕО"
к Центральной энергетической таможне
о взыскании
в присутствии:
от истца: |
Зарубенко С.А. по доверенности от 28.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СКФ ГЕО" (далее - истец, общество, ООО "АТК") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ответчик, таможенный орган, ЦЭТ) о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканные таможенных платежей в размере 323 068 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, ООО "СКФ ГЕО" в период с июня по август 2019 г. выступало Генеральным подрядчиком по проведению геофизических исследований на шельфе. Указанные геофизические исследования осуществлялись судами, которые после развертывания в море исследовательского оборудования не имели возможности самостоятельно заходить в порт для бункеровки. Передача топлива судам в море осуществлялась с использованием судов снабжения.
Поскольку суда снабжения осуществляли вывоз топлива из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых на континентальном шельфе для геологического изучения недр и разведки углеводородного сырья, Общество, после вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 N 72-ФЗ, попыталось применить установленную им льготу в отношении таких поставок. Однако Дальневосточный энергетический таможенный пост (со статусом юридического лица) отказал Обществу в применении установленной льготы по причине отсутствия утвержденного Правительством Российской Федерации порядка представления письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива.
Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Дальневосточного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) об отказе в предоставлении освобождения от вывозных таможенных пошлин, выраженных в требованиях о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, до выпуска товаров по временным декларациям на товары (далее - ВТД) от 14 июня 2019 г. по ВТД N 10006080/140619/0003705, от 20 июня 2019 г. по ВТД N 10006080/200619/0003859, от 27 июля 2019 г. по ВТД N 10006080/270719/0004824, от 01 августа 2019 г. по ВТД N 10006080/010819/0004946; о предоставлении освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04 декабря 2019 г. по делу N А51-20524/2019 (Приложение N 1) указанные решения таможенного органа были признаны незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Закону РФ "О таможенном тарифе", а на таможенный орган была возложена обязанность предоставить Обществу освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, задекларированных по ВТД N 10006080/140619/0003705, N 10006080/200619/0003859,N 10006080/270719/0004824, N 10006080/010819/0004946.
19 мая 2020 г. Общество с применением корректировки декларации на товары (КДТ) внесло изменения и дополнения о применении льготы и освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары в сведения, указанные в декларациях ВТД N 10006080/140619/0003705 от 14 июня 2019 г., ВТД N 10006080/200619/0003859 от 20 июня 2019 г. Суммы излишне взысканных таможенных пошлин по указанным выше декларациям были перечислены на единый лицевой счет Общества 03 августа 2020 г. При этом Обществу не были выплачены проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, подлежащие начислению со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, в соответствии с ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
10 июня 2020 г. Общество с применением корректировки декларации на товары (КДТ) внесло изменения и дополнения о применении льготы и освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары в сведения, указанные в декларациях ВТД N 10006080/270719/0004824 от 27 июля 2019 г., ВТД N 10006080/010819/0004946 от 01 августа 2019 г. Суммы излишне взысканных таможенных пошлин по указанным выше декларациям были перечислены на единый лицевой счет Общества 21 августа 2020 г. При этом Обществу не были выплачены проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, подлежащие начислению со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, в соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
07 июля 2020 г. в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 26.02.2020 г. N 207 (в ред. Приказа Федеральной таможенной службы от 23.04.2020 г. N 390) произошло прекращение деятельности Дальневосточного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) путем реорганизации в форме присоединения к Центральной энергетической таможне. 08 сентября 2020 года судьей В.В. Красновым Арбитражного суда Приморского края было вынесено определение по делу N А51-20524/2019 о процессуальном правопреемстве.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с заявленными требованиями в суд.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание ввозных таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 9 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным этим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно положениям части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, итогов не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, таможенным законодательством прямо установлена обязанность таможенного органа по начислению процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей в случае нарушения срока возврата этих денежных средств.
В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" содержит разъяснение, согласно которому выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм ведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть I) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 303-КГ14-7912 от 02.06.2015 по делу N А51-10499/2014.
Кроме того, Пленум Верховного суда РФ от 12.05.2016 N 18 в Постановлении разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Как указывалось ранее, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 N 18, в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у Общества возникли законные основания для начисления и получения процентов на сумму невозвращенных денежных средств, предусмотренные таможенным законодательством.
Расчет суммы процентов ответчиком не оспорен и судом признан верным.
С учетом того обстоятельства, что истец доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-258283/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258283/2020
Истец: ООО "СКФ ГЕО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ